Почему мы не можем отказаться от государственности

Гуго Вормсбехер
Гуго Вормсбехер
Почему мы не можем отказаться от государственности?

(Выступление на Внеочередном съезде ФНКА РН
21 сентября 2003 г., Москва,
в ответ на предложение Б.Рейтера
 снять требование о восстановлении республики на Волге)


Уважаемые делегаты, когда вчера в своем выступлении я говорил о том, что восстановлению государственности российских немцев нет альтернативы, потому что без государственности у нас нет будущего как у народа, то я отмечал, что у этой идеи сегодня есть и противники. Но при этом я никак не предполагал, что ее противником может быть Бруно Генрихович Рейтер, человек авторитетный в нашем движении, внёсший большой вклад в наше общее дело, в т.ч. в создание немецкого национального района, и раньше неизменно выступавший за восстановление нашей государственности. Оставить без ответа его выступление сегодня никак нельзя: не могут, не должны делегаты съезда разъехаться по всей России с таким мнением.
Почему мы не можем снять требование о восстановлении нашей государственности? Да потому, что это означало бы отказаться от будущего российских немцев как народа: ведь без совместного проживания невозможно сохранить родной язык, национальную культуру, обычаи и традиции, невозможно быть народом. Но чтобы жить вместе, нужна территория. И чтобы иметь свою экономику и самим зарабатывать средства на решение своих национальных и социальных задач, тоже нужна территория.
Совместное проживание, своя территория – это минимум, что нужно любому народу. Но мы ведь должны быть еще и равноправными с другими народами страны. А значит, должны иметь и равный с ними статус, равные возможности для решения своих вопросов и для участия в жизни государства. Для этого нам и нужна государственность. Как у других. Иначе не будет ни равных прав, ни равных возможностей.
Кроме того, ведь есть еще и Закон «О реабилитации репрессированных народов», по которому наша республика давно уже должна была быть восстановлена – как факт признания нашей невиновности, как необходимое условие нашей реабилитации. Закон этот до сих пор не отменен. Почему же вдруг мы сами должны отказываться от предусмотренного государством восстановления по отношению к нам справедливости, чего столько лет добиваемся? Отказываться от того, без чего у нас не может быть будущего?
Да, в последнее время то и дело раздаются «мнения» о невозможности или даже ненужности для российских немцев территориальной государственности. Но что стоит за этими «мнениями»? Разве российские немцы – особый, аэропонный народ, которому достаточно для существования одного воздуха?
Наиболее откровенным здесь было заявление бывшего президента ФНКА В.Бауэра - о том, что российские немцы готовы отказаться от восстановления государственности, если им дадут место в Совете Федерации для их представителя. Здесь всё ясно: зачем будущее всему народу? – лучше обеспеченное настоящее одному человеку!..
Но российские немцы такого заявления не делали, и никому не поручали его делать, потому что хорошо понимают: место в Совете Федерации для одного карьериста народу будущего не обеспечит.
Бруно Генриховича невозможно заподозрить в таких амбициях: он много сделал, чтобы хотя бы в своем районе, хотя бы для десятка тысяч российских немцев, создать условия хоть для какой-то национальной жизни…
Далее Бруно Генрихович сказал, что российские немцы сегодня и без государственности имеют все возможности поддерживать свою национальную культуру, изучать родной язык и решать свои вопросы. Думаю, этот вывод сделан на слишком локальном опыте.
Во-первых, если в одном национальном районе такие условия и созданы, то это совсем не значит, что они есть уже у всех российских немцев.
Во-вторых, если такие условия там действительно созданы, то они созданы именно потому, что небольшому числу людей предоставлена минигосударственность в виде национального района.
В-третьих, в национальном районе отсутствие государственности ощущается, естественно, менее остро: живущие в оазисе не испытывают проблем бредущих по пустыне. Но это временный самообман: без восстановления государственности национальные районы стратегически тоже обречены.
И в-четвертых: в двух наших национальных районах проживает всего лишь около двадцати тысяч немцев, в целом же их в России не менее шестисот тысяч, а с детьми из смешанных браков около миллиона. Что же - всем остальным немцам надо забыть о национальной культуре, о родном языке, о будущем только потому, что у трех процентов российских немцев уже есть кое-что из того, что нужно всем?
Еще раз: немцы в национальных районах потому проживают вместе, потому могут поддерживать родной язык и культуру, что имеют свою территорию, свою экономику,  имеют национальный район. Если его у них опять отнять, что у них останется? – ничего!
Свой «национальный район» в виде государственности нужен всем российским немцам, только в этом случае они не будут обречены на окончательную ассимиляцию.
И как можно говорить о том, что российские немцы имеют сегодня все возможности изучать свой родной язык и сохранять национальную культуру? У нас в течение уже 62 лет нет ни одной национальной школы, где же мы можем изучать родной язык? Если имеются в виду курсы немецкого языка, проводимые на средства Германии, то мы все хорошо знаем, для чего они: они дают выезжающим азы немецкого языка, чтобы не тратить время и деньги на их обучение в Германии, где это обходится во много раз дороже. И практически все приобретенные на этих курсах знания немецкого языка уплывают вместе с выезжающими.
 В советские времена мы с огромными трудностями готовили, по десять человек в год на двухмиллионный наш народ, учителей немецкого языка как родного, чтобы хоть небольшой части детей обеспечить изучение родного языка. Где сегодня эти учителя? В Германии. А новые давно уже не готовятся. У нас некому преподавать родной язык! Откуда же без школ, без учителей, появились тут «все возможности»?
Не могу согласиться и с тем, что нам пора отказаться от германской помощи, хотя я сам не раз говорил, что на помощь - своего ли государства, другого ли – народ существовать не может, и что мы сами в состоянии заработать то, что нам нужно. Однако пока у нас нет своей государственности и, значит, своей экономики, мы не можем и сами заработать то, что нам нужно, а поэтому без помощи сегодня нереально решить ни один наш вопрос: ни культурный центр построить или содержать, ни учебник издать, ни курсы немецкого языка организовать.
Мы вынуждены принимать оказываемую нам помощь, чтобы хоть как-то, хоть точечно, поддерживать национальную жизнь. И если бы этой помощи не было, то не было бы сделано за последние десять лет ничего. Вы могли бы создать свой национальный район, Бруно Генрихович, без германской помощи? Не смогли бы. Почему же вы раньше не предлагали отказаться от неё?
Эта помощь, хотя и горько ее принимать, тут я понимаю эмоции Бруно Генриховича - нам тем более нужна, что без германской помощи не было бы и российской: ведь помощь нашей страны, я вчера говорил об этом - всего лишь часть тех налогов, которые наше государство удерживает с германской помощи.
Выступление Бруно Генриховича можно объяснить, видимо, тем, что, по его убеждению, в рамках его национального района проблемы, общие для всех российских немцев, уже во многом решены, и поэтому у него сложилось впечатление, что они решены и для всех российских немцев. К сожалению, это далеко не так.
Чтобы решить эти проблемы для всех хотя бы так, как в национальных районах, нам потребуется ещё шестьдесят таких районов, как Азовский, потребуется ещё шестьдесят раз столько помощи, сколько было оказано ему. А вот это, как вы понимаете, действительно невозможно. Гораздо проще -  восстановить нашу  государственность, как это предусмотрено Законом. Тогда все наши проблемы мы решим сами и сможем, наконец-то, отказаться и от помощи.