Демонстрация бессилия

Татьяна Мацук
Эта статья под названием “Ужас внутри” была опубликована в журнале “Евразия сегодня” непосредственно после захвата школы в Беслане (журнал причислял себя к  “глянцевой аналитике” и распространялся в отелях и VIP-залах аэропортов, а также был одно время доступен в Интернете). Условием ее публикации было исключение из нее рекомендаций по урегулированию ситуации в Чечне. Но и после этого разразился скандал, в результате которого все мои статьи перед публикацией стали класть на стол владельцу издания, который выносил соответствующий вердикт. Сейчас я тоже не рискую опубликовать ее целиком и вынуждена прибегнуть к самоцензуре.


ДЕМОНСТРАЦИЯ БЕССИЛИЯ


На днях, в идущую в прямом эфире на "Радио России" психотерапевтическую передачу позвонила женщина. Разговор шел, естественно, о захвате заложников в Беслане. "Я не могу понять одного, - со слезами в голосе говорила радиослушательница, - почему детям стреляли в спину? Разве сильный человек может стрелять в спину?" "А почему Вы думаете, что они сильные?" - вопрос ведущего был явно риторическим.

Действительно, то, что терроризм - это способ действия слабых, ни у кого, думаю, теперь сомнения не вызывает. Но почему все-таки террористы стали стрелять по убегающим детям, окончательно дискредитировав себя в глазах всего мира? Ведь во всех религиях и культурах жизнь женщин и детей считается неприкосновенной во время любых вооруженных конфликтов.   Ответ, вероятно, надо искать в целях, которые преследовали организаторы серии последних террористических актов в России. Достоверно мы вряд ли что-нибудь когда-нибудь узнаем. Но, судя по тому, какой тайной пытались покрыть происходившие события власти предержащие, террористы рассчитывали прежде всего на окончательную дискредитацию исполнительной власти в глазах народа, что после последних реформ, направленных на борьбу с бедными, сделать было совсем не трудно. А дестабилизация ситуации на всем Кавказе - это уже как бы запасной вариант.

Дети, отношение к ним, к их жизни и здоровью - это лакмусовая бумага, выявляющая истинные приоритеты и ценности любого политика. Если предположить, что террористы, действительно, требовали в обмен на жизни заложников вывода российских войск из Чечни или даже отставки президента Путина как организатора "Второй чеченской войны", то их позиция была практически беспроигрышной. А если бы в качестве спасителя детей выступил Аслан Масхадов, то Путин был бы поставлен перед необходимостью изменить свою позицию, что для него совершенно неприемлемо. И, думаю, именно этим объясняется странное отравление в самолете на пути в Беслан журналистки Анны Политковской, не скрывавшей своей цели попытаться найти Масхадова и уговорить его оказать влияние на судьбу заложников.

Террористы откровенно хвастались тем, что легко смогли провернуть операцию при помощи взяток. Они снимали на пленку страдания детей. И эти кадры, при любом исходе дела, стали бы обвинением для российских властей, допустившим такое, и свидетельством их слабости.

Судя по всему, обе стороны готовились к достаточно длительным переговорам. Но в финале всё равно был бы штурм. И именно поэтому власти скрывали истинное число заложников, определить которое в маленьком городе, не составляло труда. "Победителей не судят." Российским силовикам нужна была победа любой ценой. В результате вместо победы получилась демонстрация бессилия власти и полного бардака в стране, а цена оказалась столь высока, что аналогов ей не могут отыскать со времен Второй мировой войны.

Существуют разные точки зрения на причастность, так называемого, "международного терроризма" к захвату школы  в Северной Осетии. Автор книги "Террор Inc: Деньги, стоящие за международным терроризмом" Лоретта Наполеони  в статье, опубликованной 10 сентября в "The Times", утверждает, что "чеченские "шахиды" – самые дешевые террористы-самоубийцы на террористическом рынке", а Усама бен Ладен еще в 1995 году "вложил 25 млн. долларов в чеченский джихад". Но вне зависимости от того, стояла за действиями террористов "Аль-Каида" или нет, стало окончательно ясно: политика силового решения проблем провалилась и в Чечне, и в Ираке, и в других, опасных в военном отношении точках планеты.

Недавно СМИ США опубликовали переписку, которую вели по электронной почте главари "Аль-Каиды". ( Письма извлекли из ноутбука, который удалось заполучить при помощи мастера по ремонту компьютеров одному из американских журналистов.) Руководители этой организации - весьма умные и неплохо образованные люди, которые хорошо знают Запад и Соединенные Штаты, вскормившие некогда бен Ладана как борца за дело Ислама в Афганистане. Они хорошо просчитывают свои действия и требуют от своих подчиненных отчета за каждые потраченные 100 долларов. Как следует из писем бен Ладана соратникам, целью акций 11 сентября 2001 года было заманивание США в Афганистан, где они должны были завязнуть, как во Вьетнаме. Далее расчет строился на том, что инвесторы станут опасаться вкладывать деньги в дестабилизирующуюся, вынужденную тратить большие средства на военные расходы и безопасность экономику Соединенных Штатов, у которых и так уже велик бюджетный дефицит. И это приведет к экономическому краху форпоста Западной цивилизации.

Политика президента Буша фактически уже привела к реализации первой части плана бен Ладана. Хотя произошло это не в Афганистане, а в Ираке, в котором при Саддаме Хусейне даже намека на исламский фундаментализм не было. Как не было его и в советской Чечне. Вообще Ирак сейчас всё более "чеченизируется". Там не только идет партизанская война, ежедневно что-нибудь взрывается и гибнут невинные люди, но теперь их еще и постоянно берут в заложники, причем во многих случаях просто с целью получения выкупа. И занимаются этим "промыслом", который в нашей стране пытались представить как традиционно присущий именно чеченцам, не только понаехавшие со всей округи бандиты, но и лишенные средств к существованию бывшие сотрудники местных спецслужб.

В Афганистане беспорядки; в провинции Судана Дарфур давно уже практикуется откровенный геноцид одной части населения по отношению к другой; Северная Корея, похоже, испытывает ядерное оружие; Израиль строит стену, но вряд ли она поможет ему справиться с палестинским терроризмом. Всё это - результат ставки на силовые решения проблем, которые подобным образом в принципе не решаются. Не решается подобным образом и проблема Чечни.

В конечном счете, и сепаратизм, и религиозный экстремизм, принявший облик международного терроризма, не развиваются там, где нет для этого социально-экономической почвы. Да, верховодят такими "движениями" обычно люди не бедные, образованные, стремящиеся к удовлетворению честолюбия и непомерных амбиций. Но, если народ не бедствует, не испытывает унижения и культурного притеснения, то никакие действия «элит» не заставят его ухудшить свое нынешнее положение ради сомнительного будущего. Французская провинция Канады Квебек, жители которой на референдуме высказались против отделения - лучший тому пример.

И, конечно, не выдерживают критики заявления о том, что ситуацию в России дестабилизируют некие внешние враги, которые хотят развалить великую державу. Надо быть умалишенным, чтобы стремиться к развалу на отдельные "княжества" огромной территории, напичканной ядерным оружием и отходами. Увы, даже бен Ладан давно уже считает нас третьестепенной страной. И благодарить за это надо прежде всего нашу родную советскую номенклатуру, которая все годы, так называемых, реформ была озабочена лишь одним: как бы побольше набить свои карманы.

Путь решения и Чеченской, и Иракской проблем сейчас, по всей видимости, один. Предоставить их самим себе - значит, спровоцировать резню и еще большую нестабильность в регионе. Но и оставлять там дискредитировавшие себя войска тоже нельзя. Чтобы бороться не против, а за, чтобы плодить друзей и союзников, а не врагов, следовало бы, на мой взгляд, сделать следующее:
1. Заменить войска, которые воспринимаются населением как оккупационные и несущие насилие, на нейтральный миротворческий контингент ООН. Для бен Ладана и исламистских фанатиков ООН тоже враг, потому что считает все религии равноправными. Но основная масса населения такой шаг должна рассматривать как движение в сторону справедливости и нормализации жизни.
2. Под контролем войск ООН и международных наблюдателей необходимо провести мероприятия по нормализации социально-экономических условий. В течение обозримого времени, например, года, мирное население должно получить реальную возможность восстановить свои дома, компенсацию за утраченные в ходе военных действий имущество и работоспособность, работу или хотя бы участки земли, при помощи которых можно прокормиться. Разминирование территории, восстановление социально-культурных объектов, развитие малого и среднего бизнеса - всё это тоже необходимо делать в первую очередь. И восстановление должно идти за счет тех, кто всё разрушил. Причем не так, как это делалось до сих пор: по словам тогда еще претендента на пост президента Чечни Алу Алханова, до республики, где 76% безработных, дошло только 20% отпущенных на восстановление средств.
3. После того, как население почувствует реальное улучшение своего положения, необходимо провести референдум относительно дальнейшего социально-политического устройства и статуса территории, а затем по-настоящему свободные и честные выборы. Полагаю, что при такой последовательности действий население Чечни вряд ли захочет отделения от России. Скорее, речь пойдет о некотором особом статусе автономии.

Однако, будучи реалистом, я сомневаюсь в том, что Владимир Путин пойдет на ввод в Чечню каких-либо иных сил, кроме федеральных. Как упорно не идет он на переговоры с лидерами сепаратистов, хотя вряд ли не понимает: с теми, кто придет после них договориться будет уже практически невозможно. Дудаев, Яндарбиев, Масхадов, Закаев, были советскими людьми, говорившими с нами на одном языке и учившимися в одних с нами вузах. А новое поколение моджахедов ничего кроме войны не видело, если и училось чему-либо, то прежде всего ненавидеть и убивать, да и по-русски, если и говорит, то с трудом. 

К тому же, всех этих мер, конечно, не достаточно для обеспечения безопасности населения России и других стран. Путь борьбы с "мировым терроризмом" - это путь пересмотра взаимоотношений между промышленно развитыми странами и всем остальным миром. Но он долог, требует больших вложений и даже отказа от того, от чего отказаться крайне трудно. Поэтому придется развивать сотрудничество силовых ведомств и делать дополнительные вложения в оборону и безопасность. Не избежит этого и Россия. Но способны ли наши власти реально защитить население, даже если выделить на эти цели значительные бюджетные средства?

Радиостанция "Свобода" провела опрос на улицах российских городов. Вот каковы типичные ответы жителей Подольска на вопрос: "Считаете ли Вы, что российские власти могут обеспечить Вашу безопасность?"
"Государства нет. Власть - отдельно, люди - отдельно".
"В правоохранительных органах сплошная коррупция, никаких изменений не происходит".
"Всё делается за деньги".
"Надежды на власть практически никакой".
"Ничего не делается, одни разговоры".
"Должны, но смогут ли?"

За годы реформ армия окончательно разложилась, МВД коррумпировано, как и практически всё чиновничество, бывших сотрудников КГБ можно встретить не только в коммерческих, но и в криминальных структурах. Население призывают сплотиться перед лицом внешнего врага. Но у него сразу  возникает множество вопросов.

Во-первых, кто с кем будет сплачиваться и на какой основе в обществе, где, по мнению ряда социологов, давно уже идет вялотекущая гражданская война? 20% нищих, имеющих доход менее 80 долларов в месяц, с 10% новоявленных набобов, считающих дурным тоном давать официанту менее 500 долларов на чай во время отдыха на фешенебельном курорте? Последние в общественном транспорте не ездят, без охраны не ходят, дети у них учатся за границей, и вообще живут эти люди как бы в другом государстве. Или речь идет о сплочении 50 тысяч "бритоголовых" с "черными", детей которых они забивают до смерти прямо на улицах при равнодушном попустительстве со стороны правоохранительных органов? Или замордованные чиновниками и бандитами фермер и мелкий предприниматель должны сплачиваться с теми, кто обдирает их до нитки?

Во-вторых, неужели сейчас главная опасность угрожает нам извне? Разве на нас движутся армии Наполеона или армады Гитлера, или НАТО грозит нам ядерными боеголовками? Трудно поверить в то, что люди, погибшие в 1993 году вблизи "Белого Дома" были застрелены снайперами бен Ладана. А кто убил Влада Листьева, Дмитрия Холодова, Галину Старовойтову, отравил банкира Кивилиди, пытался взорвать Виктора Черепкова и, наконец, подсыпал неизвестное отравляющее вещество в чай Анне Политковской?  Неужели всё это дело рук "международных террористов"? И дедовщина в армии тоже? Нам всё время твердят о том, что Чечня, в которой продолжаются военные действия, - это часть России. Но как только происходит очередной террористический акт, его почему-то приписывают проискам внешних врагов.

Пора называть вещи своими именами. Главная опасность для страны и ее населения находится не вне, а внутри нашего общества. И имя ей - разложение. Все эти годы за фанерным фасадом, украшенным размалеванной картинкой под названием "рыночные реформы и переходная экономика", продолжалось разложение советской номенклатурной системы. А спасли ее от полного краха, как и во времена Брежнева, только непомерно высокие цены на нефть. Но если в ближайшем будущем не отстранить номенклатуру от рычагов управления, не реформировать по-настоящему армию и правоохранительные органы, не призвать к уголовной ответственности всех коррупционеров и воров, не прекратить разоряющие и без того нищее население  псевдолиберальные реформы, не слезть с "нефтяной иглы" и не изменить курс в сторону создания социал-демократического государства, то "отложенный", по выражению историка Леонида Баткина, социальный взрыв превратится в реализованный. И результатом его будет, скорее всего, резкая радикализация общества, грозящая приходом к власти национал-социалистов того или иного толка.

Россия - страна с социалистически мыслящим населением. И чилийский путь здесь - это путь к очередному беспощадному бунту. Близкий к Кремлю человек, президент Института национальной стратегии Станислав Белковский видит выход из положения в создании новой православной элиты в противовес ельцинской, проамериканской, которая подменила служение кормлением. По его мнению, такая элита может быть создана в России очень быстро,  уже через несколько лет прийти к власти, "взять на себя ответственность и исправить ошибки президента". Именно православный проект, с его точки зрения, оптимален и, единственный, способствует выживанию России как цивилизации. Да, действительно, Россия вполне способна сейчас встать на путь единомыслия на основе фундаментального православия. Но для многонационального и много конфессионального государства это будет равносильно югославскому сценарию развития...


Один человек не может знать и контролировать всё. Чем больше у правителя формальной власти, тем больше он зависит от своего окружения. Российское дворянство всегда это понимало. Абсолютизм давал ему возможность проводить "ротацию" фаворитов, не позволяя установиться власти олигархии. То же самое происходит и сейчас. Страной правит не президент, не парламент, не политическая партия и не группа олигархов, а  всё та же номенклатура, сделавшая государство инструментом для удовлетворения своих воистину неограниченных потребностей. И никто не сможет изменить ситуацию кардинальным образом, пока эта сила остается единственным хорошо организованным и способным отстаивать свои коллективные интересы представителем  "гражданского общества".

Таким образом, путь к нашей общей безопасности лежит не через наращивание вооружений и очередное закручивание гаек, а через создание в стране нормальных условий жизни для всех ее граждан. И такие условия мы можем сейчас создать только в социально ориентированном демократическом государстве, в котором доходами от природные богатств пользуются все (как, например, это имеет место в Норвегии),  здравоохранение и образование также доступны каждому, старики и инвалиды не мрут с голоду и любой гражданин, будь то русский, чеченец, татарин, или осетин, чувствует себя полноценным членом общества, с интересами которого считаются и от волеизъявления которого что-то зависит. Нет денег? Не правда. При Брежневе на нефтяные деньги неплохо существовал весь Советский Союз.

В Соединенных Штатах давно не было террористических актов не потому, что американские спецслужбы "переориентировали" террористов на Россию, а потому, что там принято уважать страну, в которой ты живешь, и ее законы. И делать это обязаны все, не взирая на должности и лица. Россия - не Америка, но стоит, наверное, позаимствовать у американцев  хотя бы один принцип: жизнь в стране должна быть устроена так, чтобы люди стремились въехать туда, а не выехать оттуда.

13 сентября 2004 г.