Личный пример

Виктор Светозарский
Я любил, когда в масштабе дивизии проводили занятия с замполитами звена батарея-рота по причине того, что теоретическая часть, как правило , проходила в зрительном зале ГДО, а это давало возможность хорошенько выспаться. В конце сборов всегда сдавались зачёты по стрельбе из стрелкового оружия, вождению колёсной техники и по физической подготовке.

Стрельбы проводили по Курсу стрельб, разработанных для мотострелковых подразделений, с броском боевых гранат РГД-5, поэтому первыми начинали мотострелки, чтобы остальные имели возможность увидеть порядок выполнения данного упражнения. Я выполнял его первый раз. Сначала бежишь на позицию, первый огневой рубеж, затем перемещение с броском гранаты. Здесь самое главное бросить её, как можно дальше, так как после броска не останавливаешься, а продолжаешь движение, прикрыв глаза рукой, а (извините) яйца автоматом. Но двигаешься, учитывая разлёт осколков, который составляет до 25 метров. Далее снова огневой рубеж. Ниже оценки четыре не получал никогда. Стрельбу любил всегда и по сей день.

При выполнении упражнения на автодроме пришлось пережить весьма неприятный момент. Нам сказали:
- Вот машины с инструкторами. Садитесь и они Вам всё объяснят.
Оригинально: инструктор по ходу езды объясняет, что и где надо делать, а это упражнение не только на правильность прохождения препятствий, но и на время!

Мне достался УРАЛ-375. Сержант-инструктор сказал: "Поехали!" и, я тронул машину. Первое препятствие - преодоление рва по направляющим. Хорошо, что высоко сидел и вовремя заметил эти самые направляющие. Не свалил машину в ров и прошёл на приличной скорости.
- Здесь остановка на подъёме, - произнёс инструктор свою последнюю фразу. До конца выполнения упражнения он не проронил ни слова. Я бы тоже.

С горки разогнался хорошо, а тут змейка. Первый поворот, естественно, пролетел. Не беда. Давлю на "тапочек". Впереди эстакада. Въезд широкий. Скорость нескромная. Инструктор вжался в угол, смотрит на меня глазами полными ужаса и молчит. Хоть бы что-то сказал. А я понять не могу: чего его так пугает?! Через секунду ответ материализовался. Когда я влетел, как угорелый на верх эстакады, то увидел, что съезд-то с неё по наклонным узким аппарелям и машина аккурат на них не попадает. Я взмок. Понимаю, что в лучшем случае на мосты посажу, в худшем - перевернусь. Тормозить поздно, да и при экстренном торможении скорее всего нас снесёт с эстакады. Эх, остаётся одно: или хер в манде или яйца вдребезги!
Беру вправо и резко выворачиваю влево. Всё спуск. Если глазомер подвёл... Машина скатывается по направляющим, впереди прямой участок. Ещё добавляю газ и пересекаю финиш. Глушу мотор. Сержант выпрямился и выдавил:
- Тов. ст.л-т, Вы первый раз на автодроме?
- Первый.
- Ага, понятно. - С этими словами он вышел из машины.
Мне поставили оценку четыре за пропущенный поворот. Если бы они знали про эстакаду....

И тут секретарь парткома дивизии говорит:
- Слабы вы все в коленях! Смотрите, как надо!
Стоим смотрим, как он в УРАЛ лезет. Думаем: сейчас класс покажет. Личный жигуль имеет как-никак. Тронулся. Разгон и перед первым препятствием берёт круто вправо в поле. Остановился.
- Я не знал просто, что будет такое препятствие. - Выкрикнул он из машины, приоткрыв дверцу.
Упражнение он проехал, выполнив все элементы, только вот время... в незачёт...

А личный пример нам подал не кто-нибудь, а сам начальник политотдела дивизии. Шёл последний день сборов. Вечером, с заключительным докладом и подведением итогов, выступал начпо. Он очень долго и нудно рассказывал о высоком звании офицера-политработника, о любви к солдатам, о проявлении постоянной заботы о них и т.д. в таком же духе. Я добросовестно дремал. Вся эта теоретическая тягомотина утомляла, так как не имела ничего
общего с практикой.

Наконец-то всё закончено.., но не совсем. После доклада и подведения итогов начпо "обрадовал":
- А теперь пойдём в одну из батарей артполка и посмотрим, что там творится, когда личный состав на ужине.
??!! Делать нечего. Не поспоришь. Ему глубоко плевать, что офицеры-холостяки сами пролетают с ужином в офицерской столовой. Спасибо тебе, заботливый ты наш! Всей оравой плетёмся наверх.

Заходим в одну из батарей артполка. На "тумбочке" стоит дневальный из славного рода среднеазиатов. Он отдал честь вошедшему полковнику и выжидающи на него уставился своими карими глазами. Начпо подождал, когда мы все втянемся в казарму и после этого начал проводить воспитательную работу с дневальным и, соответственно, замполитом этой батареи.

- Тов. курсант, почему Вы не подали команду "Смирно!"?
- Аааа.
- Что "А"?! - повысил голос начпо. - Вы знаете кто я такой?!
- Нэт! Я нЭ а!
- Я начальник политотдела дивизии! Мне положено подавать команду "Смирно!" - обращаясь к замполиту батареи, - Вы доводили до них руководящий состав дивизии?
- Так точно!
- Почему он меня не знает? - и к курсанту, - Вы поняли кто я такой?
- Ааа! - для бойца тяжело было переварить такой диалог на непонятном ему языке.
- Вы что, по-русски не понимаете?! - начал догадываться и изумляться начпо.
- Ааа, нэ руски.
- Ты видишь, что я  п о л к о в н и к?! Доложить, как положено! Где батарея?! Чем занимается?! - начпо начал терять самообладание.
- Ааа! - от повышенного тона полковника, обилия офицеров боец вошёл в ступор.
- Отвечать, когда тебя спрашивают!!! - сорвался начпо на визг.
Боец молчит, только озирается по сторонам.
- Ты что, издеваешься на до мной?!!

В следующий момент начпо наотмашь бьёт курсанта перчатками по лицу справа налево. Трудно предположить, что могло бы произойти в следующий момент: у курсанта на поясе штык-нож и глаза налитые кровью, но, очевидно, наш дружный хохот разрядил обстановку. Начпо тут же начал похлопывать бойца по плечу и приговаривать:
- Вот видишь до чего ты меня довёл, что полковнику пришлось тебя слегка перчаткой ударить. - И обращаясь к нам, - Всё, товарищи офицеры! Сборы закончены! Все по рабочим местам!

Ага, уже побежали! Я шёл и думал: он и пару минут не общался с солдатом и такой результат. А у меня таких в батарее 70% и ничего - обучаем, по картинкам, но хоть какие-то знания они получают. Где материал трудный - с переводчиком работаем. А нас вот такой уму-разуму учит. Как они далеки от народа!

Окончательно начпо потерял авторитет среди всех категорий офицеров, когда с гордым видом принял орден "За службу Родине" 3-й степени и это с учётом восьми погибших в дивизии за год! А командиры полков, батальонов за это должностей лишались!

В армии был девиз: "Делай, как я!" Значит, как начпо? Конечно нет! Такие пусть живут по принципу: " Делай, как я говорю." По слухам карьера его закончилась печально: был задержан в Алма-Ате за спекуляцию джинсами. Личным примером, словом и делом - это не о таких, как начпо.
Это о тех офицерах, которые день и ночь проводили с личным составом на занятиях, учениях, на боевых дежурствах, в боевой обстановке.