Как мозг управляет поведением? Введение

Лариса Викторовна Светличная
                Эволюция  мозга и  разум



                “Природа не терпит пустоты”.
                Аристотель.

В живой природе можно заметить три явных, бросающихся в глаза, стремления: стремление к распространению практически  в любой среде, стремление к максимальному приспособлению к этой среде и стремление к усложнению организмов. Впечатление такое, что  развитие жизни и разума на Земле стремится к какой-то определённой цели.
На Земле всё целесообразно и гармонично приспособлено друг к другу. Растения аккумулируют энергию солнца и превращают неорганические вещества в органические. Травоядные потребляют растения и превращают энергию растений в более легко усвояемую для хищников. Хищники потребляют травоядных, животные «мусорщики» поедают трупы. И очень много других примеров поразительной приспособленности всего живого к окружающей среде и друг к другу. Кроме разумной деятельности человека, которая всё больше и больше нарушает
эту гармонию. Почему природа допустила и терпит эту «нецелесообразность»? Почему она так
долго стремилась к ней?
Как известно, для приспособления к среде развитый мозг не нужен. В одной и той же среде обитает множество самых разных видов, идеально приспособленных к ней и друг к другу, – от простейших до млекопитающих. В воде, на суше, в воздухе. Животные не только приспосабливались  к среде, – они усложнялись.
При попытке понять, что же послужило причиной для развития мозга, первая мысль, которая приходит на ум: у травоядных животных мозг развивался, чтобы спастись от хищников, а у хищников, чтобы догнать жертву. Если это закономерность, то почему она проявилась не у всех? Во всех классах животных есть хищники и жертвы. У животных с примитивным мозгом в процессе приспособления развились хитроумнейшие способы защиты и нападения, но мозг этих животных так и остался примитивным. Например, изображение больших глаз в хвостовой части рыб и на крыльях бабочек  (ассоциирующееся с большим  зверем) для отпугивания хищников,
«удочка-светильник» на голове хищной рыбы, привлекающая жертв, - и многое другое.
Совершенствование способов защиты и нападения не объясняет причину развития мозга и появление разума. Стимулом для постепенного усложнения организмов могло быть не только
изменение земной среды, а также влияние из космоса.
Поводом для такого заключения послужило следующее наблюдение.
Во второй половине ХХ века на одном из островов в океане, где испытывалось ядерное оружие, всего через 2-3 десятка лет после этого появились сухопутные рыбы. Это были не мутанты с нелепыми и ненужными уродствами развития, а новый вид земноводных. Сухопутные рыбы внешне отличались от других рыб большими лягушачьими глазами и мускулистыми изогнутыми плавниками-ногами, на которых они ловко и быстро бегали по пустынному берегу  и по толстым веткам сухих деревьев. Выйти на берег рыб заставила не засуха, не поиск пищи, не бегство от хищника, а облучение икринок большими дозами радиоактивного излучения. Во-первых, рыба вылезла из океана только тогда, когда она СМОГЛА это сделать, когда её организм соответственно изменился. Во-вторых, ЗАЧЕМ она
это сделала? Зачем современная рыба вылезла из богатого пищей океана на пустынный берег? Рыба вылезла на берег для того, чтобы его ЗАСЕЛИТЬ.В древнейшие времена таким же образом  могло подействовать на рыб, обитающих в прибрежных водах, излучение космического происхождения.
На планете Земля жизнь есть везде: на суше, в воде,  под землёй, во льдах и
в жерлах вулканов. Это доказывает стремление жизни к колонизации пространства. Следующий этап колонизации – космос, который посредством космического излучения регулярно напоминал о себе. Приспособиться к жизни в космосе земные существа не могут. Значит, условия для жизни в космическом пространстве нужно создать. А для этого нужен разум. Космическое излучение, сигнализируя о существования нового пространства для колонизации, обусловило эволюцию и развитие Разума на Земле.
Можно предположить, что это было особого рода излучение, которое периодически посещало землю, поскольку эволюция происходила скачкообразно, гении появлялись полосой (а не равномерно в течение веков), и эпохи возрождения чередовались с эпохами застоя.
Жизнь стремится колонизировать всё новые и новые пространства до бесконечности. В том числе - и за пределы земли, в космическое пространство.
Таким образом, РАЗВИТИЕ ЖИВОЙ МАТЕРИИ ПОДЧИНЯЕТСЯ ЗАКОНУ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЕЁ
В ПРОСТРАНСТВЕ ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ, И СТИМУЛИРУЕТСЯ  СИГНАЛАМИ  ИЗ  ЭТОГО  ПРОСТРАНСТВА.
Так неужели разум возник только вследствие стремления жизни к колонизации космического пространства? Такой вывод несколько разочаровывает, но вероятно, стремление к распространению жизни появилось тогда же, когда появилась сама жизнь, и представляет собой такой же закон развития живой материи, как и все другие законы, по которым существует неживая материя.
История развития жизни на земле наводит на мысль, что достигалась эта цель методом проб и ошибок, без заранее составленного плана. Как будто природа знала, ЧТО нужно сделать, но не знала, КАК это сделать в данных конкретных условиях. Программа развития разума составлялась по ходу развития жизни, дополняясь на каждом новом витке эволюции.
Превращению рыб в земноводных под действием облучения икринок радиоактивным излучением способствовали ПОДХОДЯЩИЕ УСЛОВИЯ - прибрежные воды.Было много попыток объяснить появление человека особыми условиями среды обитания, и все они выглядели недостаточными.
Полностью свободные передние конечности были ещё у хищных динозавров. Какие условия среды заставили их передвигаться только на задних лапах? Невольно приходит мысль, что это – ПЛАН развития, который реализовался от облучения икры земноводных космическим излучением. Но опыт с динозаврами оказался неудачным. Возможно, другой вид пресмыкающихся, мелких, при облучении их яиц космическим излучением дал первых млекопитающих, которые, как известно, были маленькими животными  и жили в эпоху динозавров.
Но как объяснить появление людей?
Известно, что особенное развитие мозга началось у обезьяноподобных существ, которые, как и обычные обезьяны, могли пользоваться передними конечностями лучше, чем все другие звери, но при этом ходили на двух ногах, что делало руки постоянно свободными. Обладали способностью к созидательной деятельности, вели стадный образ жизни, и были всеядными. Кроме того, чтобы выжить, поедали представителей своего вида, но – из другой стаи. Способ размножения у этих животных, как и у обычных обезьян, отличался от всех других видов тем, что готовность к зачатию у самцов и самок была практически постоянной, а не периодической. Всё это обеспечивало не только наибольшую выживаемость в изменяющейся среде, но и зачаточную способность изменять эту среду под себя.
Все перечисленные признаки по отдельности встречались и у других видов животных. Очевидно, для зарождения и дальнейшего развития разума имела значение СОВОКУПНОСТЬ многих полезных признаков, а не какой-либо один из них. И каждый из этих признаков был важен. Возможно, дальнейшей эволюции, приведшей к появлению человека разумного, подвергались те виды млекопитающих, у которых появлялись признаки, наиболее подходящие для развития мозга.
Особенное космическое излучение, в которое периодически попадала Земля или солнечная система,  падало на ВСЕХ млекопитающих. Но только те из них, у которых было подходящее сочетание генов с нужными свойствами, реагировали в ответ появлением мутаций, полезных для нового витка эволюции. К слову, то же самое можно сказать и о рождении людей с гениальным мозгом.
Нужные признаки от вида к виду накапливались. И, наконец, появился вид, который обладал всеми необходимыми качествами. В течение нескольких миллионов лет мозг этих обезьяноподобных существ увеличивался в размерах и совершенствовался (тело при этом изменялось сравнительно мало). И в определённый момент морфологического развития мозга
начал развиваться разум – логическое мышление с участием сознания.
У человека появилось ИНОЕ любопытство, благодаря которому ему хотелось знать ответы не только на вопросы «что?», «где?» и «как?», но и  на вопрос «ПОЧЕМУ?». И одновременно с этим новым любопытством у него появилась ВОЗМОЖНОСТЬ НАХОДИТЬ ОТВЕТ  на этот вопрос.
Появление нового вида любопытства явилось следствием достаточной зрелости  мозга. Возможно, животная исследовательская программа у будущих людей постепенно превратилась в стремление к познанию.
Появление у человека морфологически нового сознания, способного задавать смысловые вопросы, появилось одновременно с усовершенствованием вычислительных способностей его мозга. И то, и другое развивалось и совершенствовалось совместно.
Развитие мозга человека продолжалось в двух направлениях: осознанного восприятия и познания мира и инстинктивного, неосознанного.
По мере совершенствования мозга, в стадном инстинкте людей появлялись новые способы поведения в стае, встречающиеся только у людей. У нового вида «человек разумный» появилась способность к творческой деятельности, изобретательству, и появился опыт, специфичный только для человека. В стае этот опыт сохранялся, совершенствовался и стремительно накапливался. И, наконец, он стал настолько объёмным и сложным, что передать его с помощью невербальных способов общения и личным примером было уже
невозможно. Но сохранить его было жизненно важно. И тогда появились звуки и рисунки, обозначающие предмет или действие, которые запоминались и передавались от поколения к поколению.
Так вследствие разумной деятельности людей постепенно развилась речь. А способность к речевому общению стала передаваться по наследству. Но в отличие от врождённого невербального способа общения, язык которого понятен всем с рождения, речевому способу общения нужно было обучаться, и у каждого племени он был разный.
Но только у некоторых представителей вида "человек разумный" (названных впоследствии гениями) появилась СТРАСТЬ к познанию и загадочная способность к такому творчеству, которое не представляло необходимости для выживания вида, но было необходимо для его превращения во  ВЛАСТЕЛИНА   ВСЕЛЕННОЙ.