Кружевные Библии

Наташа Лазарева
Лазарева Н. Святое чудо вдохновенья// Рог Борея, №32, 2007(Сокращённый вариант)

          Главной задачей религиозной живописи было иллюстрирование текстов Священного Писания. Создание языка, доступного для всех, в том числе и для людей, говорящих на разных языках, было особенно необходимо Церкви в период борьбы с язычеством и массового крещения новообращённых.
          В средние века книга почиталась как предмет культа, монастырские библиотеки бережно хранили рукописи, иногда даже приковывая их цепями к полкам". (Нессельштраус Ц. "Искусство раннего Средневековья").
          Монастыри - святые места, где люди особенно близки к Богу.
В монастырях всегда были мастерские, где монахи занимались изготовлением и реставрацией икон и книг.
          Монастыри - источники не только святости, но и знаний. Монастырские библиотеки посещали и посещают не только монахи, но и учёные, политики, представители других конфессий.
          Конечно, многовековая история книги монастырскими собраниями не ограничивается, но именно в монастырях, которые часто стороной обходили многочисленные войны и локальные неурядицы, книги сохранились лучше всего.
            Исполнение подобных рукописей с их безупречной каллиграфией и богатейшей декорировкой требовало от писца и иллюстратора не только высочайшего искусства, но и чрезвычайной усидчивости и длительных усилий. В бенедиктинских и ирландских монастырях изготовление книг специально предписывалось уставом и было одной из главных обязанностей монахов. Этот способ служения Богу был вместе с тем тяжёлым трудом. "Три пальца пишут, но работает всё тело", - гласит средневековая пословица. "Не умеющий писать не может оценить такую работу, - читаем мы в приписке некоего мастера Петруса, сохранившейся в конце испанской рукописной книги, созданной в 1091-1109 годах - Попробуйте сами, и вы убедитесь, какой это великий труд, какой тяжкий груз. Он губит зрение, сгибает спину, разрывает желудок и бока, наносит вред пояснице. Подвергает длительному испытанию всё тело. Поэтому, о читатель, перелистывай медленно страницы и следи за тем, чтобы не держать пальцы на тексте. Невежественный читатель, приводящий в негодность книгу, подобен граду, уничтожающему урожай земли". (Нессельштраус Ц. "Искусство раннего Средневековья).
      Книги с вырезными буквами и узорами на полях известны в Западной Европе и Турции с XVI века. В Турции XVI-XVII веков существовали гильдии художников, работающих по вырезке. Некоторые из этих невероятно деликатных работ сохранились в музейных архивах. Европейцы привозили такие произведения домой и сохраняли их в качестве сокровищ.
          Европейские монахи вырезали маленькие изображения Иисуса, девы Марии, святых, библейские сюжеты, которые были окружены сложным орнаментом и помещались в молитвенники как закладки". (Joseph and Yehudit Shadur. Jewish Papercuts).
          "Один из первых сохранившихся образцов - покров на чашу для причастия из монастыря Тегернзее в Германии - так называемая палла (Palla). Неизвестный мастер позолотил пергамент для покрова и вырезал изображение Страстей господних: сердце, раны и орудия пыток, на рамке латинский гимн готическим шрифтом, а чтобы всё это можно было прочесть и рассмотреть, сделал подложку из красной ткани.
          В XVI веке технику резьбы начали применять достаточно широко. Сохранилось семь книг, выполненных подобным способом, - так называемые "нематериальные" книги (Immateriella Bucher) или "кружевные" Библии, появившиеся на рубеже XVI-XVII веков, в которых вырезаны (прорезаны насквозь) и текст, и заставки, и иллюстрации. Старейшая из них находится в Бельгии.
          Из белой или цветной бумаги вырезали настенные украшения и цитаты из Библии, девизы и гербы, поздравления и различные картинки: пейзажи, аллегории, бытовые сценки, библейские мотивы. Подложки делали из цветной, а чаще из чёрной бумаги.
          С XVII века в Германии и Нидерландах в массовом порядке стали изготовлять картинки с изображением святых, причём обычно вырезали лишь орнамент фона, а само изображение святого в центре писали красками и золотом - в манере и технике книжной миниатюры" (Перова Е. "Тайна бумажного кружева").      
          Самое примечательное в существовании всех произведений искусства то, что люди находили время на их изготовление. Ведь произведение искусства как таковое не является необходимым условием благополучного существования человека. Прогресс не стоял на месте, книгопечатание развивалось, развивались точные науки, возникали многочисленные производства, но кто заставлял человека украшать надёжные стены крепких зданий, украшать одежду, хорошо защищающую от непогоды, расписывать просто удобную в быту посуду или иллюстрировать тексты?   
          Не просто предоставить воображению слушаемый либо читаемый текст священных книг, а перенести мысленно увиденное на бумагу, передать этот образ другим - вот какую задачу ставили перед собой иллюстраторы.
          Роспись храмов, иконопись, иллюстрирование священных книг развивались в подчинении требованиям церкви. В этом отношении книгам повезло, наверное, больше, так как в годы возникновения и развития книгоиздательства уже были выработаны некие стандарты религиозных изображений, была упорядочена стройная система образов и символов, над которыми могли трудиться художники.
          Неважно, какую книгу и кто иллюстрировал, неважно, зачем - или художник хотел привлечь внимание читателя к тексту интересными иллюстрациями, или иллюстрации возникали как отклик на прочитанное, главное, что даже строгие канонические тексты не мешали настоящим мастерам творить, позволяя экспериментировать как с цветом, так и с материалом.
          Какой же смысл был в вырезании книг из бумаги? Зачем монахи тратили месяцы и годы жизни на тонкую резьбу, когда в Европе уже процветало книгопечатание?
          Наверное, это был творческий процесс, не зависящий от прогресса. И, наверное, поэтому до сих пор во всём мире живо художественное и декоративно-прикладное искусство, в том числе и искусство вырезания из бумаги.

Другие материалы об искусстве вырезания из бумаги и художниках-силуэтистах в сборнике «Искусство силуэта».

Мои работы: http://www.liveinternet.ru/users/4215666/profile/