Психолого кибернетический этюд. Шутка

Владимир Поликарпов
Психолого-кибернетический этюд. Шутка.
Ученый никогда не интересовался своим детищем. Мало того, он даже забыл о нем. И поэтому когда он получил записку, он даже не понял о чем идет речь. В записке значилось: «Приходите на улицу Риволи в 7-00. Вы мне нужны. Фантомас». «Фантомас» –  это роман Пьера Сувестра и Марселя Алена, потом был фильм. Ах, да! Посмотрев фильм, еще совсем молодым человеком, он, только приступавший тогда к занятиям моделирующей психологией, в шутку построил механического дьявола. – абсолютное воплощение зла, имеющего схему процессора с несложной программой. Готового дьявола, быстро охладев к нему, он забыл на своей старой квартире. Приглашение показалось ему забавным.
Ученый никогда не читал газет и давно уже не включал телевизор, поэтому он не знал в каком тяжелом положении находится его страна. Полиция готова была подписать капитуляцию в борьбе с преступностью. Росла паника.
В тот день он вышел из своего особняка на одной из тихих улиц Предместья, думая лишь о том, каким увидит свое детище. Его ждала машина. Улицы были пустынны. Они выехали за город и помчались по лесной дороге к заброшенной старинной усадьбе.  Внутри все сверкало роскошью. Через несколько минут в кабинет, куда ввели ученого, вошел Фантомас.
– Великолепно, ты прекрасно выглядишь! – воскликнул ученый.
Холодные глаза дьявола презрительно усмехнулись.
– Ты нужен мне, – сказал дьявол, – ты создал меня и ты умен. Все ученые служат мне. Пришла и твоя очередь. Ты поселишься в подвалах этого дома, тебе дадут лабораторию.
– Зачем?
– Я хочу подчинить себе силы природы. Я стремлюсь к абсолютной свободе. Я свободен от людей, ибо все боятся меня и поступают так, как я хочу. Свободен от времени – будучи механическим, я бессмертен, достаточно заменить сработавшуюся деталь, чтобы я снова стал молодым. Но этого мало, я хочу повелевать всем. Движением планет, свечением звезд.
– Я знаю, – перебил его ученый, – Когда я делал абсолютного дьявола, то есть бандита, я вложил в него именно эту программу: стремление к абсолютной свободе. Но мне жаль тебя, так как абсолютной свободы у тебя никогда не будет. Ведь ты раб программы.
– Я убью тебя, – сказал Фантомас, –  ты меня обманул.
– Я исправлю свою ошибку, – воскликнул ученый. Если хочешь быть свободным от программы, а это и есть абсолютная свобода, поедем сейчас ко мне домой. Там, в своей лаборатории, я все быстро сделаю, и после этого буду в полном твоем распоряжении.
И тот же автомобиль помчал их в обратном направлении.
– Это очень просто, – болтал по дороге ученый. – Твой «интеллект» состоит из двух микрокомпьютеров. Это называется процессор. Один компьютер все время удерживает цель, другой вырабатывает конкретные программы достижения. Мы отключим первый.
– Мои люди будут следить за тем, чтобы ты не обманул меня и не ввел новую программу взамен старой, – предупредило чудовище.
– Это исключено.
Операция длилась не долго. Фантомас остался в лаборатории ученого в полной исправности, однако он никогда уже не двигался с места. Его телохранители не тронули ученого, так как он в точности выполнил приказ их хозяина. Расставшись с ними, ученый поднялся в свой кабинет и вскоре забыл о случившемся.