А что наш уполномоченный?

Морской Профсоюзный Телеграф
 Время идет, с момента захвата т/х BELUGA NOMINATION идет одиннадцатый день, мы по-прежнему собираем всю касающуюся захвата судна информацию, а официальная власть по-прежнему официально молчит. Хотя некоторые из представителей тех ведомств, которые по идее и по самой сути их наличия с самого начала должны были взять ситуацию под контроль, начали проявлять интерес. Неофициально. Но сегодня речь не об этом. В свете последних событий хочется поднять вот какой вопрос: если моряк попал в заложники к пиратам, а его Родина его знать не хочет, то нарушены ли его человеческие права?
Мы-то убеждены, что, да нарушены, но согласны ли с нами уполномоченные, призванные защищать эти самые права? Тем более, что (цитируем): «должность Уполномоченного по правам человека учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами». Во всяком случае, в Российской Федерации. И что, в принципе, может сделать Уполномоченный, а может уже сделал, чтобы вернуть права такого моряка на место?
Так как в составе экипажа BELUGA NOMINATION есть двое граждан Украины, то логично, что эти вопросы можно задать и украинскому Уполномоченному. И так уж получилось, что сначала нам удалось связаться как раз с Уполномоченным по правам человека Верховной Рады Украины Ниной Карпачевой. Ее помощник, Василий Терещук, показался нам человеком открытым и, что более важно, осведомленным. Во всяком случае, нам не пришлось долго ему объяснять, что и зачем нам надо. Да, сказали нам в Украине, мы в курсе, что и где происходит, у нас есть разные ходы-выходы на государственном уровне и даже на международном. И в случае чего, мы можем и надавить на что нужно. Что касается BELUGA NOMINATION, то сейчас мы пока занимаемся сбором необходимой информации, но пока идут переговоры между судовладельцем и бандитами, мы туда не вмешиваемся. А вообще, мы занимаемся проблемами наших моряков, и не только тех, кого захватили пираты. А для того, чтобы были ясны наши функции, то вот вам полный отчет за прошлый год.
Короче говоря, люди, похоже, действительно в курсе: во всяком случае, там знают, сколько моряков имеется в стране, сколько моряков пострадало от недобросовестных судовладельцев, сколько – от рук пиратов, сколько пропали без вести и сколько погибло. Кроме того, как следует из отчета, Уполномоченным по правам человека в Украине в 2010 году осуществлялись производства по делам о нарушении прав членов экипажей и их семей почти 50 судов, пострадавших в 2008-2010 годах.
Как бы то ни было, оценить, хорошо или плохо защищает права человека-моряка украинский Уполномоченный, может, наверное, только украинский моряк. А что касается BELUGA NOMINATION, то, если Нина Карпачева вступится за своих моряков, то мы об этом узнаем тоже. Отчет можно почитать ниже.
Разговор с приемной российского Уполномоченного по правам человека Владимира Лукина получился значительно короче. Нас перенаправили на начальника организационного управления Елену Середу, которая была любезна, но немногословна. Про BELUGA NOMINATION она ничего конкретного сказать не смогла, и предоставить сведения, подобные тем, что дали их украинские коллеги, оказалась не готова. Но, сказали нам, вы пришлите нам запрос, а мы такие данные подготовим и вам перешлем, ждите.
Что можно сказать по этому поводу… Запрос мы послали, сидим, ждем. Ну, нам-то не привыкать, вопрос в том, смогут ли подождать двое наших моряков с BELUGA NOMINATION.


Деятельность Уполномоченного Верховной Раде Украины по правам человека
по защите прав моряков торгового флота.

Специфическим сегментом мирового рынка рабочей силы является морской рынок труда, в котором занято более 1250 тысяч моряков из 150 стран. По данным МИД Украины, насчитывается 113 тыс. действующих удостоверений личности моряка, полученных нашими гражданами. По количеству моряков, работающих на судах под иностранными флагами, Украина уступает лишь Филиппинам и России.
В чем причины того, что граждане Украины все чаще становятся жертвами пиратов, недобросовестных судовладельцев и имеют проблемы с законами в других странах?
За период с 1992 года Украина понесла значительные потери морского торгового флота страны: общая грузоподъемность флота сократилась в 4,7 раза. Из бывших 3-х государственных морских пароходств сохранилось только ОАО "Украинское Дунайское пароходство" с рядом финансовых и других проблем.
Одновременно зарегистрировано более 100 тыс. действующих удостоверений личности моряка, полученные гражданами Украины. Это приводит к тому, что наши национальные морские кадры эксплуатируются на морском рынке труда и моряки вынуждены, несмотря на все предупреждения об опасности, ходить рискованными путями и попадать в опасные ситуации.
Из-за недостаточного правового регулирования и государственного контроля вопросов трудоустройства моряков на иностранные суда, все чаще моряки оказываются в тяжелых, иногда в рабских условиях, без всякой социальной и правовой защиты.
Уполномоченным по правам человека 2010 году осуществлялись производства по делам о нарушении прав членов экипажей и их семей почти 50 судов, пострадавших в 2008-2010 годах.
137 украинских моряков из состава экипажей 17 судов пострадали от действий пиратов, в частности "Леманн Тимбер", "Фаина", "Марафон", "Ариана", "Ейшн Глори", "Марида Маргарита". В стычках с пиратами погибли электросварщик судна "Марафон" Сергей Вартенков и старший помощник капитана судна "Кенкейл Стар" Алексей Фролин. Среди угроз и нарушений прав человека на жизнь и здоровье пиратство остается крайне опасным вызовом в современном глобализованном мире, на который, увы, мировым сообществом не найдено адекватного ответа.
Применение силы в борьбе с морским пиратством, на котором сейчас сосредоточено внимание общества, является необходимым, но не является эффективным и достаточным для преодоления этого опасного и угрожающего явления. В то же время освобождение уже захваченных пиратами моряков силовыми мерами и средствами недопустимо с точки зрения защиты прав человека на жизнь и здоровье. Превентивные меры против этого преступления приобретают все более приоритетный характер.
В конце 2010 появилась надежда на улучшение ситуации: в декабре 2010 года у пиратов не осталось в заложниках ни одного украинца. Но уже первые дни нового года подтвердили, что ситуация принципиально еще не решена - снова 6 наших соотечественников - членов экипажа судна "Блида" попали в плен к пиратам. А в конце января украинские моряки попали в плен на судне "Белуга Номинейшн". Поэтому для Украины борьба с пиратством является неотъемлемой частью работы по защите прав моряков и имеет важное значение.
Следует отметить, что наряду с освобождением из пиратского плена, не менее сложной задачей остается защита прав моряков от грубого их нарушения со стороны судовладельцев. Уполномоченный по правам человека считает, что необходимо создать правовой прецедент финансовой ответственности судовладельцев за страдания моряков в пиратском плену. Что сейчас и делается при поддержке Омбудсмана на примере защиты прав моряков судна "Леманн Тимбер". Решение суда по этому вопросу ожидается в феврале текущего года.
Надо также учитывать, что и после освобождения моряки долгое время продолжают нести тяжелый психологический груз. Так самоубийство члена экипажа судна "Фаина" Юрия Лисютина стало следствием комплекса негативных обстоятельств, в частности стрессов, вызванных пиратским пленом. Однако, он принадлежал к той части экипажа, с которой судовладелец "Фаина" окончательно не рассчитался. В течение года моряки пытались заставить судовладельца выполнить свои обязательства, что подтверждается соответствующими обращениями к Омбудсману Украины. Последние мои обращения к Президенту Украины В. Януковичу и в Генеральную прокуратуру Украины, наконец, сдвинули ситуацию с места и судовладелец начал возвращать долги морякам.
39 членов экипажей 7 судов погибли и пропали без вести. Затонуло 3 украинских судна: "Нефтегаз-67" (20.03.2008 г. - в Южно - Китайском море), "Толстой" (28.09.2008 г. - в Черном море), "Салла - 2" (12.12.2009 г. - в Средиземном море). В ходе производства Уполномоченного по правам человека в этих делах выяснилось, что Украина не имеет собственных технических возможностей для проведения спасательных работ и расследования последствий тяжелых аварий на море. Расследования тяжелых морских аварий судов "Толстой" и "Салла - 2", которые были формально завершены лишь по требованиям Уполномоченного по правам человека, еще раз показали, что судовладельцы пренебрегают правами моряков на жизнь и здоровье, отправляют в рейсы судна в опасном состоянии и в случае гибели моряков уклоняются от ответственности.
18 экипажей судов пострадали вследствие недобросовестной деятельности судовладельцев, прежде всего - невыплаты заработной платы, оставление моряков в иностранных портах в рабских условиях, без материальной поддержки, без обеспечения продуктами питания и питьевой водой, без гарантий на возвращение, в частности судна "Феодор" под флагом Молдавии и "Перекопский" под флагом Украины в Аргентине, а также судно "Трудос", оставленное судовладельцем в Ливии, с долгом перед моряками по заработной плате более чем за 2 года. Благодаря поддержке Уполномоченного по правам человека совместно с МИД морякам удалось выстоять и вернуться домой. Но прокуратура до сих пор не может найти меры для того, чтобы заставить судовладельца, жителя Украины, рассчитаться с моряками.
Только благодаря вмешательству Омбудсмана удалось добиться возвращения на Родину экипажа судна-драги "Перекопский", которое работало под флагом Украины и было арестовано в Аргентине по иску фиктивной коммерческой фирмы из Украины к украинскому госпредприятию, и не допустить отчуждения государственной собственности. Трехлетняя задолженность по заработной плате перед экипажем в сумме около 3 миллионов гривен возмещена в полном объеме.
9 экипажей судов потребуют защиты прав в связи с проблемы с правоохранительными органами других странах, например, сложное дело двух украинцев с судна "Би Атланик" в Венесуэле. Более трехлетнее производство Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека по делу украинских моряков Владимира Устименко и Юрия Датченко - капитана и второго помощника капитана судна "B Atlantic", задержанных в августе 2007 года в венесуэльском порту Маракайбо и осужденных к девяти годам заключения по обвинению в перевозке наркотиков, подошло к важной вехе, 30 декабря 2010, наши соотечественники вернулись на Родину.
Этому предшествовали обращения к Омбудсману Украины самих моряков и их жен с настоятельной просьбой защитить мужей от несправедливого судебного решения, вырвать их из опасной федеральной тюрьмы "Сабанета" (город Маракайбо) в Венесуэле. Существенной преградой на пути решения проблем защиты прав моряков было отсутствие в Венесуэле украинского диппредставительства.
Уполномоченный по правам человека, используя все свои возможности, обратилась к президентам четырех государств - Украины Виктора Януковича, Венесуэлы Уго Чавеса Фриаса, России Дмитрия Медведева и Беларуси Александра Лукашенко - с просьбой защитить права украинских моряков на жизнь, здоровье и справедливое правосудие. К решению этого сложного вопроса были приобщены дипломаты Украины, Беларуси и России. Особую помощь оказывал Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Венесуэле Валентин Гуринович. Народный защитник Венесуэлы Габриэла дель Мар Рамирес взяла защиту прав Владимира Устименко и Юрия Датченко под личный контроль.
После вынесения приговора венесуэльской Фемиды в августе 2010 года и в связи с реальной угрозой жизни и здоровью заключенных граждан Украины в "Сабанета", где постоянно гибнут удерживаемые в результате перестрелок между криминальными группировками (как сообщают СМИ Венесуэлы, и это подтвердили на пресс-конференции сами моряки, за последние три месяца в тюрьме погибли 24 и ранены более 50 человек), Уполномоченный по правам человека обратилась к министрам иностранных дел Украины Константину Грищенко, юстиции - Александру Лавриновичу и внутренних дел - Анатолию Могилеву, а также руководителю рабочего аппарата Укрбюро Интерпола Василию Неволе с требованием немедленной экстрадиции Владимира Устименко и Юрия Датченко в Украину.
Ситуация особенно обострилась после 10 декабря 2010, когда поступило сообщение от заключенных моряков о том, что тюрьма "Сабанета" осталась без питьевой воды в результате наводнения, в нее распространяются инфекционные заболевания, в частности малярия и лихорадка Денге.
Активная позиция Омбудсмана Украины способствовала решению вопроса о возвращении Владимира Устименко и Юрия Датченко на Родину в преддверии новогодних праздников. Еще до прибытия моряков Уполномоченный по правам человека настояла на их размещении в медицинском изоляторе для срочного прохождения обследования, предоставление необходимого лечения и карантина. Дальнейшая судьба украинских моряков зависит от решения отечественного суда, который должен определить им меру наказания в соответствии с действующим национальным законодательством. Уполномоченный по правам человека продолжает производство по защите прав на жизнь, здоровье, безопасность и свободу моряков, а также отстаивает законные права их семей.
Таким образом, в 2010 году в защите прав моряков сместились акценты: от защиты от действий пиратов в защите экономических прав моряков от недобросовестной деятельности судовладельцев (неуплата заработной платы, оставление в иностранных портах аварийных судов вместе с экипажами и т.п.). Волнует также тенденция участия самих моряков в криминальном бизнесе - только в Греции и Италии отбывают наказание за перевозку нелегальных мигрантов экипажи 7 судов.
В своей деятельности по защите прав моряков и в борьбе с пиратством Уполномоченный по правам человека применяет все возможные меры: ведет личный прием членов семей моряков, выходит на прямую связь с моряками, сотрудничает с органами власти Украины, в частности Верховной Радой, Президентом, Премьер-министром, министерствами иностранных дел, внутренних дел, труда и социальной политики, обороны, транспорта и связи, службами безопасности и внешней разведки. В целях защиты прав украинских моряков используются хорошо отработанные контакты с коллегами - омбудсманами, а также прямые обращения к судовладельцам и должностным лицам других стран.
Результаты производств Уполномоченного свидетельствуют о необходимости создания координационного государственного органа по решению проблем флота и экипажей судов, а также безотлагательное совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы Украины, присоединение ее к международным актам по защите прав моряков.
С целью предотвращения нарушений прав моряков Уполномоченный по правам человека обратилась к Президенту Украины с представлением о ратификации Конвенции Международной организации труда (МОТ) 2006 года о труде в морском судоходстве, а также с предложением поднять Украиной, как существенно заинтересованной стороной, вопрос в ООН об активизации борьбы с пиратством.
По поручению Президента Украины соответствующими центральными органами исполнительной власти осуществляются практические шаги по реализации предложений Уполномоченного по правам человека и подготовки к ратификации Конвенции Международной организации труда (МОТ) 2006 года, которую уже ратифицировали 10 государств, под флагом которых сосредоточено около 40 процентов торгового флота мира. Надеемся, что в следующем году Верховная Рада Украины ратифицирует Конвенцию МОТ 2006 года, устанавливающую мировые нормы по защите прав моряков.
1 октября 2010 Украина внесла в ООН проект всеобъемлющей конвенции о борьбе с актами пиратства на море.
Совершенно очевидно, что только комплекс мероприятий международного и внутреннего характера позволит эффективно противодействовать нарушениям прав моряков и, прежде всего, защитить их от пиратства.