начало http://www.proza.ru/2011/02/03/1111
Что такое интернат?
Представляете ли вы себе, что такое интернат? Это казарменное заведение полувоенного типа для детей из неполных семей или сирот. Заведение находилось в центре города на улице Калинина. Учебный комплекс включал в себя трёхэтажное здание школы, современный спортзал, и одноэтажную пристройку с кабинетами труда. Два спальных корпуса стояли особняком, и были соединены между собой сплошным длинным коридором, ведущим в столовую. Из одного корпуса можно было пройти в другой, не выходя на улицу и не замочив ног.
Территорию школы украшали цветочные клумбы и газоны. Скромные, непритязательные бархатцы, разноцветные астры и золотистые шарики были рассажены во всех уголках этого сурового заведения. Перед зданием школы росла маленькая берёзовая роща. Ровно, выстриженные аллеи акаций между школой и спальными корпусами образовывали естественный зелёный коридор. Местами, выломанный высокий забор из тонких железных прутьев, служил призрачной границей между нашим заведением и городом. Буквально через пару метров находились горком, райком, районо и прочие заведения, олицетворяющие власть в городе.
В интернате был строжайший распорядок. Суровый режим ничем не уступал порядкам в военном училище: ранний подъём, дружное оправление стула под зычный рёв воспитателя, обязательная утренняя зарядка. Зарядка проходила в игровой комнате. Мы дружно бегали на месте, приседали, «рубили» дрова и боксировали предполагаемого противника. После зарядки следовала массовая чистка зубов зубным порошком, заправка кроватей в темпе вальса. Затем строем по двое маршировали на завтрак. Строем в школу, с песнями на обед.
Ровно в восемь утра начинался завтрак. Под столовую было отведено помещение невероятных размеров с четырьмя исполинскими колоннами в центре. Стены были выкрашены совершенно неаппетитной грязно-зелёной краской, ассоциирующейся с цветом детской неожиданности. Здесь одновременно завтракали, обедали и ужинали около семисот человек. За отдельным столом трапезничали воспитатели, учителя.
Сытые поварихи с заплывшими от жира и довольства глазами, громко покрикивая и подгоняя дежурных из числа воспитанников, раздавали кашу из огромных алюминиевых чанов. На завтрак обычно «подавали» манную или рисовую кашу, чаще остывшую, кусок сливочного масла размером три на три сантиметра, хлеб и стакан еле тёплого чая, а если повезёт то и какао. Столовый «гарнитур» состоял из пластмассового стола на железных ножках и таких же стульев. Столы были «сервированы» железной посудой, чтобы энергичные воспитанники не дай бог, не разбили, не сгрызли «сервиз». Чай подавали в стеклянных гранёных стаканах. Этикетом ножи и вилки были не предусмотрены, чтобы юные воспитанники в борьбе за лучший кусок не перерезали, не закололи друг друга.
Уроки начинались в девять утра. Классные комнаты первоклашек находились в отдельном здании, малышей старались оградить от вредного и губительного влияния старшеклассников. Уроки вела Мария Васильевна. После уроков нас передавали в руки воспитательнице. Многочисленная «армия» воспитателей, приставленных к нам, с утра до позднего вечера осуществляла строжайший и неусыпный надзор. Они были обязаны целый день воспитывать, проверять домашние задания, восполнять пробелы воспитания, прививать навыки гигиены сорока одному воспитаннику. Воспитательницы были нам вместо мам, пап и бабушек в одном лице.
Святой обязанностью воспитателя было проведение самоподготовки. Воспитательница проверяла домашние задания, исправляла ошибки. Тех, кто справлялся с заданиями, отпускала гулять на улицу.
После уроков мы гуляли по территории, чинно держась за руки, или играли в «Гуси летите» или «Ручеек». Если на улице было холодно, то, забившись плотно, как кильки в томате, сидели в игровой комнате. Игровой называлась большая комната, заставленная журнальными столиками, книжными шкафами, игрушками, мячами, скакалками, и застеленная красивым большим ковром с бахромой по краям. Паркет в игровой всегда натирали мастикой.
Ужин «подавали» в 19.00. Меню было почти такое же, как и на завтрак: остывшая каша, загустевший молочный суп, хлеб, холодный чай. Сидевшие со мной за столом Силантьев и другие мальчишки зорко следили за каждым моим движением. Как только я отодвигала в сторону свою порцию, они живо набрасывались на «добавку». Я не могла себя заставить есть холодную кашу или суп. Они просто застревали у меня в горле. Шла спать, поужинав кусочком хлеба и стаканом чая.
После ужина строем маршировали в спальню и готовились ко сну. Под строгим надзором умывались, мыли ноги, чистили зубы. После вечернего туалета аккуратно развешивали одежду на спинку кровати и занимали спальный плацкарт. Воспитательница в голос читала сказку. Не смотря на землетрясение, потоп и мировую революцию после команды «Отбой» все дети в 21 00 должны были лежать на правом боку с закрытыми глазами. ЗАСЫПАТЬ нужно строго по команде воспитательницы. Никаких посторонних мыслей, мечтаний, капризов строгим режимом не допускалось. Воспитатели, пожелав спокойной ночи, запирали нас на замок и со спокойной душой отправлялись домой, в свои нормальные семьи.
По ночам в спальном конкурсе начиналось царствие ночной сторожихи, тётки Аришки. Маленькая, толстая всегда злющая бабка с дребезжащим голосом наводила на нас страх и ужас. Мы лежали тихо, боясь дышать.
С понедельника по субботу мы учились днём в школе, а в субботу ездили домой к родителям. В воскресенье вечером или в понедельник утром возвращались «с побывки» в школу.
Продолжение http://www.proza.ru/2011/02/03/1747