Эзотерические заметки

Александр Балтин
О  ХИЛИАСТИЧНОСТИ  СОЗНАНЬЯ
Куда  ты  бежишь?
Служебная  суета, смазанная  мазью  несправедливости – как  ты  её  понимаешь (всякое  утеснение  тебя  мнится  несправедливостью; всякое – без  попытки  разобраться  в  его  сути), надоевшие  семейные  дрязги; и  ранние  сумерки, в  которых  рождается  тоска  по  свету, и  надо  в  магазин  за  продуктами, и  денег  нет  на  новый  компьютер  сынишке, и  телевизор  бомбардирует  сознание  ядрами  негативной  информации  и  обстреливает  шрапнелью  глупости, и  бессонница, а подниматься  в  рань  несусветную, ибо  служба, служба…
 Так  куда  ты  бежишь?
Возможно  хочу  ускользнуть  от  суммы  всего, известной  как  жизнь  в  иную  данность – данность, над  которой  сияет  вечный  торжественный  полдень  справедливости  и  любви?
 Лучшие – наиболее  передовые  что  ли – участки  мозга  всегда  настроены  на  световую  волну; лучшие – пусть  безвестные, слабо  влияющие  на  жизнь. Тайна  справедливости  вшифрована  в  совесть. Не  мысля  о  праведности, толком  не зная  о  ней, путая  её  со  святостью – подсознательно  любой  из  нас  стремится  в  царство  справедливости  и  света.
 Хилиастичность  человеческого  сознанья – как  основа  основ  будущего.
 Что  в  Апокалипсисе  сказано  прямо? И  меч, выходящий  из  уст  ангела  есть  речь…Ткань  символов  не  расплетается, и  жизнь  остаётся жизнью – низовой, муравьиной – но  светлая  волна  хилиастичности  оживает  в  мозгу, маня  в даль  дивную, призывая  меняться, совершенствоваться.
 Вот  туда  и  бежим – в осовремененный, таинственный Китеж – неосознанно, сбрасывая  ломти  повседневности; туда, куда  зовёт  хилиазм – хилиазм  сознанья, пусть  и  не  обозначенный  так  терминологически, но  вшифрованный  в  сложную  систему  мозга…

УЗЛЫ  УПРАВЛЕНИЯ
Системы  управления  современного  социума  основаны  на  насилии – и  варьируется  только  доза  его: в  разных  пропорциях можно  увидеть  оную, скажем, в  монастыре  и  в  процветающей  коммерческой  фирме, при  кардинально  противоположном  целеполагании. Можно  ли  иначе?
Можно  ли  в  современном  социуме  лечить  преступления – врачеванием  души, а  не  порождать  новые наказанием  разной  степени  строгости?
Если  убрать  из  преподавания  управления  сумму  стереотипов, согласно  которым  действует  только  земная, линейная  логика, если  насытить  программы  обучения  хотя  бы  отблеском  общей  цели – превращения  земли  в  сад – то, вероятно, и  твёрдые  камни  насилия  можно  размягчить, а  впоследствии  заменить  нежным  светом  сотрудничества и  яркой  данностью  взаимопомощи…Мудрость – высшая  степень  обретения; внизу  остались  горы  эволюционного  мусора – корысть (современный  менеджер – воплощенье  корысти), зависть, пустая  амбициозность. Мудрость  управления – связанность  управленца  вышестоящего   с  подчинёнными  линией  света, гармонией  сотрудничества, общим  знанием  цели – не  сиюминутной, приземлённой, а  высшей  и  возвышающей – знанием  окрыляющим, поднимающим  ввысь…

ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ  СОЦИОЛОГИЯ
Шаровая   мысль  Дюркгейма, сухо  и  по-новому  трактующая  пространство  социума  сколь  союзна  с  эзотерической  силой  познания?
Восстание  масс  чревато  непредсказуемыми  последствиями – подобно  тому, как  всеобщая  грамотность  послужила  основой  возникновения  масс-культа – пустого, навязчиво-агрессивного, аппелирующего  к  низшим  структурам  души  и  не  сильно  развитому  интеллекту.
Мир, пронизанный  эзотеричностью, сколь  нуждается  в  социологии, в  сухих  до  графичности  выкладках, созидающих  числовую  картину  данности, но  не  дающих  ни  толики  для  роста  души? А  если  иначе  подойти  к  социологическим  построениям, то  какая  же  это  будет  социология?
Тем  не  менее, беда  современного  человека – оторванность  от  духовного  океана, какой  угадывается  только  в  предчувствиях, в  тончайших  ощущениях – может  быть  преодолена  суммарностью: союзом  научного  поиска, религиозного  делания  и  разнообразных  художественных  форм, и  ни  одна  из  общественных  наук  не  имеет  право  манкировать  сущностью  эзотерического  познания, расширяющего  возможности  человека  до  весьма  значительных  пределов.
Не  цифра, но  дух определяют  любое  делание – научное, не  в  меньшей  степени, чем  художественное; и обогащение  социологических  расчетов  и  опусов  сознанием  этого  могло  бы  дать  позитивные  результаты – если  не  прозвучать  своеобразной  смысловой  симфонией, представляющей  новую  картину  жизни. И  жизни  социума  в  том  числе.
И – да  проступят  сквозь страницы  графиков  и  построений – живые  чаянья  душ! Да  не  только  тела, их  сумма, и  сумма  внешних  взаимосвязей  будут  интересовать  социологию – но  и  поля  духовные, определяющие  жизнь  оных  тел!

 ЖИЗНЬ-МЕТАФОРА
Жизнь – как  метафора, вибрирующая  светом.
Как  сумма  световых  метафор, верой  пронизывающих  видимое  и  незримое  пространства.
Объясни  это  человеку  в  колумбарии – человеку  с  почерневшим  лицом, бормочущему нечто, человеку, с  душой, смятой  скорбью?
Чтобы  видеть в  смерти  прекраснокудрую  подругу, ведущую  в  миры, не  менее  увлекательные, чем  наш нужно…
Многое.
То, чем  обладают  немногие, а  иные  стремятся  к  оному  благотворному  обладанию.
Вера  учёных – как  одно  из  доказательств  насущности  веры – если  не  её  естественности.
Фарадей  был  пресвитером.
Мендель  был  католическим  монахом.
Николай  Боголюбов  был  воцерковлённым  православным.
Изощрённость  мысли, ведущая  к  ощущению Творца, а  после  к  знанию  о  нём.
Сплошная  световая  полоса – преджизнь, переходящая  в  знакомую  нам  жизнь, переходящая  в  смерть-жизнь…
Космос – как  поле  мыслящей  материи, как  световой, волновой  колосс  счастливой  сверхжизни.
Крошечная (и  преогромная) - сомненьем  переполненная Земля.
Жизнь – как  сумма  световых  метафор, верой  пронизанных  и  верой  вызванных  к  жизни.

    ИНВЕСТИЦИИ  И  ИННОВАЦИИ
    1
Инвестиции  в  собственную  душу – как  альтернатива  инвестиционной  политики  социума. Инвестиции  сострадания  и  доброты – не  проходи  мимо  нищих, накорми  дворовых  собак. Можно  ли  всю  боль  мира  пропустить  через  себя? Конечно, нет – ты  и  не  знаешь  всю  её, в  полном  объёме, но  не  закрывай  сердца  от  состраданья  тому, кому  можешь  сострадать, и  пусть  рука  твоя  всегда  будет  готова  к  помощи. Инвестиции  произведений  искусства  в  свою  душу – она  вибрирует  от  величия  и  немой  многозвучности  готических  соборов, и  поёт  от  умной  гармонической  строгости  Храма  Поврова  на  Нерли; в  детстве  плакал  над  Муму – и  стоило  того, и  ужасно, если  не  заплачешь  сейчас, или  не  сможешь  ощутить  сопричастность  мирового  духу, перечитывая Илиаду. Космос  души  расширяется, соприкасаясь  с  мировым  духовным  космосом, и  инвестиции  оные  дадут  световой  результат – в  социуме, обеспокоенном  совсем  другими  инвестициями…

       2
Инновационные  технологии, внедрённые  в  душу – как  сделать  сострадание  не  просто  болью – стигматом  на  сердце – но  деятельной  помощью  тому, кому  можешь  помочь? Всегда  кому-то  хуже, нежли  тебе. Дети, увы, не  только  смеются, но  и  плачут. Инновационные  технологии  выработки  радости – радости  светлой, лишённой  желаний, радости  мудрой  и  сосредоточенной – листок  ли  осенний  свернулся  улиткой  на  подоконники, ливень  ли  натянул  тугие  жгуты, снег  ли тихо  убеляет  пространство, зачехляя  привычный  двор -  всё  хорошо, всё  свыше, всё  жизнь…Инновационные  технологии  устранения  злобы, алчности, ненависти  из  собственного  сердца – сдвинь  гору, чтобы  двигать  горы  зерном  веры; хорони  чёрное, нечистое, радуйся, если  оный  могильник  растёт – ибо  на  нём  разобьёшь  сад  высшей  души, другим  передавая  опыт, если  таковой  накопишь –  передавая - безвозмездно, конечно.
Инновации  безвозмездности…
БЕСКОНЕЧЕН  ЧЕЛОВЕК
 Коль  не  выжжен  стигмат  сострадания  на  сердце  твоём – пусто  сердце. И  болеть  ему  лишь  за  себя, перегорая  праздным  огнём  обид  и  амбиций.
 Выходят  из  тумана  непроявленности, тестообразной  всеобщности  люди; люди-ветошки, люди никакие – сгинули  б: да  подняло  их  слово, выявило  черты – нам  в  урок, нам  в  укоризну.
Вот  «Честный  вор»  Достоевского. Вот  Емельянушка – многопьющий, низкий, полуистлевший, как  пустая  тетрадка, забытая  на  дне  сундука – а  тетрадка-то  не  пустой  оказалась. Пламенели  в  ней  письмена  нечитанные; и  вот – из  потёмок  петербургских  проступило  лицо, и  вот    покража  сокрытая – пересилила  тяга  к  вину – проявилась  болью  в  его  чертах; и  вот отчаянье  прожгло  кислотой  состраданья  ваше  сердце, читатель. Бесконечен  человек, невообразим, Вавилон  всего  в  нём, Палестина  стражды, и  космос  над  ним – многозвёздность, чуть  проливаемая  в  него…
 Почему  же  книги  не  меняют  нас? Почему? Ведь  живёт, живёт  в  тебе – не  так, не  так! – но дальше  по-прежнему  тянешь, волынишь  музыку  жизни…

  ВНУТРЕННЯЯ  ЭКОНОМИКА
Внутренняя  экономика – экономика  души – до  определённой  степени  важнее  внешней, заложниками  которой  мы  все  в  той  или  иной  мере  являемся.
Возможность  управлять  собой, как  государством – государством, где  главной  составляющей  является  свет, и  равнять  себя  и  чистить  только  согласно  двум  основополагающим  законам – Заповедям  Моисеевым  и  Нагорной  проповеди – цель  высокая, но  любые  усилия, потраченные  на  её  достижения  будут  оправданы.
Внешний  мир – с  его  многообразием  форм  и  связей, с  его  суетливым, сливающимся  в  массу  броуновским  движением  представляется  покровом – покровом, сотканным  сложно, так, что  иллюзии  наши  становятся  родными  и  труднопреодолимыми, а  мечты  порою  реальнее  объективной  реальности (насколько  она  вообще  объективна) , и  сдёрнуть  покров  сей, чтобы  обнажилась  суть  практически  невозможно.
Но – невозможные  возможности  только  и  интересны, ибо  на  этом  пути  энергия  мысли  и  светопись  чувств  рождает  наиболее  ощутимые  результаты.
Внешнее  останется  внешним, внутреннее – то, что  обеспечивает  подъём – и  даже  при  максимальном  успехе (который, впрочем, сложно  квалифицировать) никакие  панорамы, никакие  мысли  и  просветлённые  состояния  не  будут  предельными, ибо  за  ними  откроются  новые  и  новые; внутренняя  экономика, таким  образом, может  превратить  индивидуума  в  световую  каплю, - сумма  которых  организует  постепенно  океан  сияний; а  конденсация  света  в  душе  не  может  пройти  даром, восполняя  потраченные  силы  и  открывая  новые  перспективы  пути.

  КОВЁР
Бессчётные  траектории  бильярдных ударов. Не  бойся  выиграть, не  страшись проиграть. Бессчётные  нити  сплетают  пёстрый, шикарный  ковёр  со  сложнейшим  рисунком. Потяни  за  одну – доберёшься  до  правды. Никогда. Ибо  правда  по  сути – сумма  сумм. Не  бойся  проиграть, не  радуйся  выигрышу. Отсутствие  результата – наиважнейший  результат  невозможного  пути: пути, раскрывающего  истинные  возможности. Слепой  шар  сулит  попаданье  в  цель – ответвление  мысли  окрыляет  сердце. Выигрыш  расслабляет, проигрыш  мобилизует. Верно  и  другое: проигрыш  расслабляет, выигрыш  мобилизует: зависит  от  точки  зрения. Но  всё сплетает  ковёр.
Ковёр, на  котором  и  разворачивается  действо  жизни, и  крохотные  бильярдный  столик  смыслов в  углу – тоже  его  часть…

    Александр Балтин