Старый Ташкент

Тамара Андреева
Наверное, каждый выходец Советского Союза, почти каждый житель СНГ и, может даже, некоторые жители планеты знают, что одни из самых древних памятников мировой истории, в том числе и Исламской мировой культуры, находятся в таких древнейших городах Узбекистана, как Самарканд, Бухара и Хива. Но мало кто знает, что и Ташкент является хранителем некоторых тайн и наследий истории. Довольно продолжительное время город условно и архитектурно делится на две части – Старый и Новый Город. Позвольте представить Вам Старый Ташкент моими глазами.
Когда-то давно город окружала неприступная стена, проход через которую открывали двенадцать ворот, именуемые как в честь крупных городов, в стороны которых они были направлены, так и в честь главных улиц города. Так, были Самаркандские и Кокандские ворота – в честь городов, и ворота Чагатай и Лабзак – в честь улиц, кстати, улица Лабзак существует и по сей день. Носили ворота узбекское имя «дарваза», впрочем, все ворота и сейчас носят это наименование, так как слово на русский язык так и переводится – «ворота». К сожалению, в 1890 году данный памятник архитектуры был разрушен.
В одной из центральных частей города, среди современных и сверкающих на солнце облицовочными плитами и отражающими стёклами зданий, притаился небольшой, но один из самых знаменитых памятников Старого Ташкента – Медресе Абулкасыма. Медресе было построено всего в 1850 году на средства шейха Абулкасыма и представляло собой шестиугольник. Первоначально оно состояло из угловых башен – «гульдаста» по три с каждой стороны, соединённые между собой одноэтажными комнатками – молельнями, классными комнатами – «дарсхона» и комнатами учащихся – «худжра». Каждая дверца комнат была сделана из дерева с искусной неповторимой резьбой. Двери были узкими и невысокими, впрочем, комнаты тоже не отличались особыми размерами и комфортом. Бытует мнение, что двери столь малы из-за соображения практичности и погодных условий нашего края. Зимой они удобны, чтобы не впускать холод в небольшую комнатку с очагом и печью – «сандал», а летом – чтобы не впускать горячий воздух, так как в худжре воздух долго мог оставаться прохладным в жаркое время года. Окон в худжрах не было, так что единственным источником естественного освещения для учащихся была «панджара» - деревянная резная решётка под потолком комнаты. Чуть позже в Медресе надстроили второй этаж с галереей, ограждённой такими же наборными решётками «панджара». Подняться на второй этаж, чтобы прогуляться по галерее, можно по винтовой узенькой, около полутора метров в ширину, лестнице одной из угловых башен. С галереи открывается вид на всё Медресе. Раньше в центре двора находился колодец – «сардоба», покрытый куполом, сейчас на его месте осталось небольшое возвышение из каменных плит. Говорят, что одновременно в Медресе могли обучаться 150 юношей. Медресе Абулкасыма уже давно не используют по его прямому назначению, теперь в каждой келье находятся ремесленные мастерские. Почувствовать себя учеником Медресе можно, только если Вы решите научиться какому-либо ремеслу, будь то резьба по дереву, роспись или чеканка, и пойдёте в обучение к мастеру.
-Здравствуйте, к Вам можно? – спрашивали мы с подругами у каждого мастера, прежде чем войти в мастерскую.
-Здравствуйте, проходите пожалуйста, - не отвлекаясь от работы отвечали мастера, можно было рассматривать все изделия, наблюдать за тем, как филигранно работает мастер, делая огромную деревянную резную колонну или расписывая крохотную шкатулку из дерева или кости. 
В одной из небольших мастерских с распахнутой дверью было пусто. Мы с девочками прошли внутрь, по всему периметру висели невообразимые картины, поражающие своей самобытностью, красотой и фантазией.
-Какая красота! – прошептала я, поворачиваясь к подругам, заворожено разглядывающим талант неизвестного мастера, отображённый на полотнах, картоне, древесине и тканях.
-Обалдеть можно, - прошептала в ответ Настя.
-Это Ваши картины?! – отвлёк нас от разглядывания восторженный голос Клары, и мы повернули на сто восемьдесят градусов к входным дверям.
В проходе стоял мужчина средних лет, смущённо наблюдая за нашими восторгами.
-А сколько времени занимает изготовление одной работы? – подскочила Клара к одной из картин, выполненных на картоне.
Мужчина, молча, подошёл к картине, взял её в руки и показал на пальцах число, затем ткнул пальцем в картину и потом себе в грудь, как бы показывая, что это он – художник.
Он глухонемой, - дошло до нас троих, кажется, одновременно.
Мужчина стеснительно улыбнулся и положил картину на место. Забрав что-то, Всевышний дал ему талант.
В другой части города среди небольших старых домиков, исконных в стране кварталов – «махаллей» расположен большой комплекс – ансамбль «Хаст-Имом» - религиозный центр Ташкента, в который входят Медресе Барак-хан или Муй-Мубарак, Мечеть Тилла-шейх, Мавзолей Каффаля Шаши и Исламский Институт имени имама Аль-Бухори. Весь ансамбль поражает своим величием и красотой. Вся площадь выложена особым квадратным кирпичом с тремя волнистыми полосками на каждом кирпичике, есть предположение, что эти полоски являются клеймом мастера, изготовившего данные плитки. В связи с тем, что некоторые части ансамбля всё же пострадали от времени, кое-где плитка была заменена. Выполненный на заказ по старинным технологиям современными мастерами квадратный кирпич ничуть не отличается от первичного образца. Медресе Барак-хан было построено в XVI веке, сейчас в нём располагается Среднеазиатское духовное управление мусульман. В одной из библиотек хранится самый знаменитый во всём мусульманском мире Коран Османа или Оттоманский Коран, являющийся первоисточником священной книги всех мусульман. Он был написан в VII веке куфическим письмом и состоит из 353 пергаментных желтоватых прямоугольных страниц довольно-таки большого размера. Сначала данный Коран путешествовал по священным городам – Медина, Дамаск и Багдад. Во времена Амира Темура – Тамерлана – Коран Османа попал в Узбекистан и хранился здесь вплоть до завоевания Средней Азии Царской Россией, после чего в XIX веке Коран попал в Санкт-Петербург, где была доказана его подлинность и, вскоре, данная ценность снова вернулась в Узбекистан в Ташкент, где и хранится до сих пор. Во время всех исторических путешествий Корана были утеряны 69 страниц, которые сейчас для полноты заменены на аналогичные, но, к сожалению, не столь древние.
Мавзолей Кафаля Шаши занимает не очень большую территорию, но славится богатством своей постройки. Он целиком построен из жжёного кирпича, что в древности было довольно дорогим сырьём. Будучи крепчайшим материалом, жжёный кирпич применяли только для постройки фундамента, да и то не каждый мог позволить себе подобную роскошь. Входные порталы Мавзолея выполнены разноцветными изразцами с арабскими  надписями и причудливыми традиционными растительными узорами, так как по традиции запрещено изображать живых существ. Кафаль Шаши, не смотря на своё прозвище – Кафаль – «Ключник», был великим учёным и мудрецом X века.
Попадая в подобные места, где как великаны непоколебимо стоят уже который век архитектурные изыски, строящиеся людьми, их трудом и искусством ещё задолго до твоего рождения, начинаешь непроизвольно чувствовать, как история оживает вокруг тебя.