О тех, за кого мы в ответе, 1

Геннадий Март
                Пролог
    Причиной появления этой повести была небольшая статья в местной газете. В ней описывался случай, когда одна собака спасла другую, тонущую в глубоком канале.
    Женщина, приславшая в редакцию это письмо, рассказывала, что попыталась помочь своей собаке, попавшей в беду, но не смогла – берег был высокий и крутой. Расстроившись из за того, что животное теперь наверное утонет, она пошла домой кормить мужа – ему пора было собираться на работу. Увидев лежащую во дворе вторую собаку, она в сердцах возмутилась: мол, лежишь тут, и дела тебе нет до того, что там твой друг тонет!
    И вот, счастливый конец: выйдя через полчаса из дома, супруги увидели обеих собак – мокрых, грязных, но живых. Какой замечательный пример взаимопомощи животных!
Однако меня и членов моей семьи эта статья просто шокировала. Женщина, рассказывая о дружбе и самоотверженности животных, сама того не желая, рассказала о себе и о муже. И шокировала именно эта часть рассказа.
Мы не могли понять, как можно было оставить в беде погибающее животное, пусть даже и расстроившись из за этого, как можно было спокойно есть, зная, что рядом тонет собака, всю свою жизнь охранявшая твой дом, и не предпринять всё возможное для её спасения? А ведь у человека возможностей для этого гораздо больше, чем у собаки! И как же неприглядно по сравнению с животным выглядит в этой ситуации человек…
Вот и захотелось мне описать иные отношения между животными и людьми, благо, что за примерами далеко ходить не надо – всё описанное происходило в нашей семье. Я надеюсь, это будет интересно прочитать людям, для которых животные стали (или станут) друзьями…

                .......

 - Вот, папа, посмотри, какая она красавица! – сияя от восторга, сын положил передо мной несколько фотографий. С верхней на меня таращилась пучеглазая, лопоухая мордашка.
     Задумчиво перебирая фотографии, я вздохнул: назревающий разговор с сыном я бы приятным не назвал. У сына появилась ещё одна мягкая игрушка. Живая…
     - Ну, и как же ты назвал этого ушастика? – поинтересовался я, рассматривая фотографии белого, с чёрными пятнами, крольчонка.
     - Кроша. Ты знаешь, какая она ласковая, пушистая, доверчивая! – взяв у меня фотографии, он начал вставлять их в свой альбом.
     Покосившись на него, я опять вздохнул. Прости сынок, но иногда родители просто обязаны причинять своим детям боль, а иначе они не воспитатели, а просто кормильцы.
     - Ну, вот и молодец! – я похлопал его по плечу и улыбнулся. – Кролик – это конечно не крыса. Кстати, чем ты свою красавицу там, в Ростове, кормишь, ей ведь травка нужна, не то, что всеядной крысе!
     Насторожившись, Лёша оглянулся, и я заметил, что сияние в его глазах заметно поблекло.
     - Да что я, пучка травы ей на газоне не найду?! И вообще она любую зелень ест: лук, морковку, яблоки. Хлеб любит, – поскучневшим голосом промямлил сын.
     - Ты уж в еде её не обижай, пока она маленькая – молочко давай и зерно разное, веточки, она ведь тоже грызун, - с неподдельной заботой посоветовал я ему и "запустил пробный шар": – Я думаю, что за полгода ты её неплохо откормишь, а на твой день рождения мы её съедим.
     - Да ты что! – отшатнувшись, Алексей посмотрел на меня испуганным, недоверчивым взглядом – Как можно? Мою Крошу?!..
     Я удивлено приподнял брови:
     - А для чего же ты завёл это животное? Что ты с ним будешь делать?
     - Ну, как для чего? – Лёша растерянно развёл руками – Она ласковая, и мне она нравится, да и она радуется, когда я с ней общаюсь…. Мы с ней дружим,  - неуверенно, вымученно улыбнувшись, добавил он.
       - Ну, если так…- я нахмурился – Друга есть, конечно, нельзя. Только всё ли ты продумал, когда брал свою Крошу на воспитание? Ведь сейчас она маленькая, и ей вполне хватает на день пары яблок, да кусочка хлеба, а что будет через два – три месяца? Чем ты будешь её кормить? Наверное, уже сенцо на зиму  заготовил для неё? Только вот интересно, где ты его хранишь, ведь в студенческом общежитии сеновала нет. Да и убирать за взрослой крольчихой придётся гораздо больше и чаще, если, конечно, к тому времени тебя вместе с Крошей из общежития не попрут.
     Настроение у Алешки стремительно ухудшалось, было жалко на него смотреть, однако я, скрепя сердце, продолжил:
     - Но, если даже вы и переживёте там зиму благополучно, скажи мне, Лёша, что ты будешь делать с ней летом, когда начнутся каникулы? Пожертвуешь ими, чтобы продолжать ухаживать за своим пушистым другом, или привезёшь его нам, как год назад привёз свою крысу?
     На лице у сына выступили красные пятна, а в глазах появился нехороший блеск.
     - Ну, если крыса вам здесь мешает, я могу её и забрать. А за Крошей летом может присмотреть бабушка Наташи, если здесь ей места нет, – раздражённо, с вызовом выпалил он.
     Я покачал головой:
     - Ну почему же, и для твоей крольчихи у нас место найдётся, будет она здесь жить долго и счастливо, и умрёт от старости. И похороним мы её на домашнем кладбище животных.
     Алексей изумлённо вытаращился на меня, но промолчал – видно было, что о такой долгосрочной перспективе раньше он даже не задумывался.
     "И то хорошо, что гнев и обида не заткнули его уши непроницаемыми пробками. Может быть, и не зря затеял я этот разговор" – подумал я и вздохнул. Настроение у меня было - хуже некуда.
     - А что касается крысы – остынь, сынок. Её дом теперь здесь, и здесь её друзья. Конечно, никакой пользы от неё нет, одни убытки, проблемы и заботы, но мы все её любим – хмыкнув, я улыбнулся – наверное, это и есть бескорыстная любовь. Да и где она будет у тебя там жить, опять в трёхлитровом баллоне?
     Я задумался, вспоминая историю её появления в нашем доме, историю зарождения этой бескорыстной любви и поразительные факты взаимоотношений между животными, которые невозможно объяснить, не упоминая слово любовь…      
               
                .......

     О Машке я впервые услышал почти два года назад. Приехавший на выходные из Ростова наш будущий медик что-то увлечённо рассказывал Серёже, и я невольно прислушался, услышав незнакомое имя.
     - Да ты бы видел, какая Машка красавица! Беленькая, ласковая, из рук ест и пьёт – пытался он убедить в чём-то своего брата.
     Отложив газету, я с изумлением посмотрел на сына и представил, как маленькая блондинка, жмурясь от удовольствия, пьёт из Лешкиной ладони.
     - Лёша, нехорошо так девушку называть, это звучит как-то пренебрежительно, – рискнул я высказать своё мнение – Да и насчёт "ручного питания", тоже как-то не очень.… Если это интимный процесс – ничего страшного, но если об этом рассказывать налево и направо, то такое выглядит унизительно…
     Удивлённо посмотрев на меня, ребята переглянулись и расхохотались.
     - Да это же крыса! – вытирая выступившие от смеха слёзы, объяснил мне Лёша. - Маленькая белая крыса, мне её преподавательница по микробиологии подарила.
     - Ну, если так… - смущённо улыбнувшись, я развёл руками и поинтересовался – А где же она у тебя живёт?
     - Ну… - голос у Алёши сразу стал скучным: - пока в трёхлитровом баллоне. Она же маленькая, ей места хватает. И гулять я её выпускаю – поспешил добавить он.
     - Э, Лёша, так не пойдёт, - нахмурившись, я покачал головой. – Ты взял животное на мучения. И крысу будешь мучить, и сам будешь с ней мучиться. Согласись, что столовая, спальня и туалет в одном флаконе не очень гармонично сочетаются. И не забывай, что крыса пока маленькая.
      Это живое существо, и теперь оно полностью зависит от тебя. Это не плюшевая игрушка, которую не нужно ни поить, ни кормить, ни убирать за ней, а когда она надоест – можно выбросить её на помойку. Если ты поступишь так с существом, которое доверяет тебе, которого приручил и дал ему имя,  ты совершишь преступление против своей совести, и в тебе что-то надломится. Возможно, это что-то называется со-чувствием или со-страданием, а может быть это сама совесть…
     - Ну, вот и ты тоже! Навалились! – Лёшка вспыхнул, как порох - Нет, чтобы одобрить, похвалить… Я, может быть, от смерти её спас, это ведь лабораторная крыса и участь её была куда хуже, чем просто оказаться на помойке. – Он побледнел, в глазах его блеснули слёзы, но уже не от смеха.- А клетку я ей сам сделаю после зимней сессии.
     - Ну, вот и хорошо! – я обнял его,  успокаивающе похлопав по спине, и улыбнулся. Я всегда воспринимал его как кактус с мягкими, пушистыми, золотистыми колючками. В детстве у него были мягкие и тонкие волосы, а сквозь них торчали более жёсткие и редкие. На солнце они отливали золотистым цветом, и казалось, что вокруг его головы сияет солнечный ореол. Этакий "солнечный ёжик". Но вот, детские волосы поменялись на взрослые, сыну уже за двадцать, а характер всё тот же. Ласковый, ёршистый, вспыльчивый.… Всё в одном флаконе…
    - Но учти, Лёша, деревянная клетка её не удержит, нужна металлическая…
     Но ни после зимней, ни после летней сессии клетку Лёша не сделал. Сдав предпоследний экзамен, он приехал домой озабоченный, но заботы эти, как оказалось, к учёбе отношения не имели.
     - Можно я Машку на каникулы сюда привезу, а то что она там без меня целый месяц будет делать – смущённо поинтересовался он у нас перед самым отъездом и поспешно добавил: - Я-то с ребятами договорился, они обещали за ней присмотреть, но всё же…
   - Конечно, привози! - жена поспешила закрыть давно уже решённый нами вопрос: - Нужна она там твоим соседям! Я думаю, здесь ей будет не хуже.
     - Давай, вези свою крысу, – подтвердил я. – Сделаем ей, наконец, клетку, и будет у неё нормальное жильё.
     Увы, обещание насчёт клетки не выполнил и я, а что касается нормального жилья для крысы…

Продолжение  http://www.proza.ru/2011/02/02/1329