Ольга

Секлетинья Островская
Мою бабушку я видела всего один раз в жизни, когда мне было 4 года. Это была встреча и прощание. Она лежала на кровати в белом платочке, и вокруг всё было белое, стены и одеяло и занавески на окнах. Сетка железной кровати была прямая как будь-то, бабушка была невесомая. Мама плакала, мы стояли и ничего не понимали, бабушка сказала: «Тамара не плачь, не надо, вот лучше ребяток вареньем угости». Она подняла руку и отвела в сторону оконную занавеску, на окне стояло варенье в банках. Нас усадили за стол, есть не хотелось, хотелось уйти или сделать, так что бы ушли все остальные. Я подошла к бабушке, она погладила меня по голове, рука была лёгкая как сухая веточка. «Береги ребяток, Тамара» - сказала бабушка, а потом добавила: «Вон какие ребятки у тебя хорошие».
Я была старше брата практически на два года, я всё помню, брат нет. Всё что я знаю о бабушке, всё это со слов моей мамы. Бабушка Оля вышла замуж за деда, дед был вдовцом. У него было пятеро детей, он сватался несколько раз, но за него никто не шёл. Он позвал бабушку и она согласилась. Вот так Оля стала сразу женой и мамой пятерым сиротам. Работы было очень много, но бабушка и дедушка всё делали вместе, мама сказала, что ни разу в жизни не слышала, что бы родители ругались или громко друг с другом разговаривали. Моя мама была их старшей дочерью, она родилась 7 декабря в Екатеринин день. Бабушке имя Катя не нравилось, и она назвала дочь Тамарой. Весь декабрь стояли лютые морозы, а бабушка носила из бани свою дочку голышом (а идти было далеко) в надежде, что та заболеет и умрёт. И так пятеро детей, куда ещё своих то. Мама не заболела, и вообще никогда в детстве и юности не болела ничем. У бабушки Оли и деда Павла кроме мамы был ещё сын Алексей и младшая дочь Валентина.
На войну дед ушёл в 41, взяли его в трудармию, было ему уже 50 лет, вернулся он в 1949 году. Бабушка осталась одна с оравой ребят. Жили очень трудно и голодно, во время войны в первый год умерли в деревне все младенцы, которые родились перед самой войной. Из всех жителей осталась едва ли половина. Бабушка кормила детей, как могла, в доме осталась корова, она их и спасла от голодной смерти, да ещё липа вековая, которая росла за огородом. Трудились в доме все, маме было шесть лет, а она уже варила похлёбку на всю семью на таганке дома одна, и нянчилась с трёхлетней сестрёнкой. Всё делили поровну, только бабушка Оля ничего не ела, всё отдавала детям. У детей была очередь, кто будет зализывать черпак, а кто чугунок. Бабушка ослабела сильно и не замогла ходить. Пришли в дом соседки: «Ну что, Олюшка, сама не ешь, детям всё отдаёшь», «Не ем, детишек жалко, их и так нечем кормить», «А вот умрёшь, кто их пожалеет?». И после этого разговора поняла бабушка Оля, что если её не будет, то и дети следом за ней умрут. И стала она есть, черпак и чугун теперь были её.
Все дети выжили, все выросли, у всех свои дети народились.