Великан-эгоист

Николай Пинчук
ВЕЛИКАН-ЭГОИСТ

(пьеса по мотивам – весьма отдалённым - одноимённой сказки О. Уайлда)

Действующие лица

ВЕЛИКАН
ДЕТИ (четверо)

Явление первое

Сад Великана. Вбегают дети. Они играют в весёлую игру: перебрасываясь мячом, читают стихи:
П е р в ы й. Мяч лови! (кидает мяч Второму)
В т о р о й. (ловит мяч) Друзьям отдай! (переправляет мяч Третьему)
Т р е т и й. (ловит и тут же пасует Четвёртому) Не успел?
Ч е т в ё р т ы й. (ловит и сразу бросает Первому) Собакой лай!
Первый, поскольку мяч остался у него, вынужден лаять собакой.
Все смеются, игра продолжается.
П е р в ы й. (Третьему) Мяч лови!
Т р е т и й. (Второму) И брось по новой!
В т о р о й. (Четвёртому) Не успел?
Ч е т в ё р т ы й. (Третьему) Мычи коровой!
Третий мычит, игра продолжается.
Т р е т и й. (Четвёртому) Мяч держи!
Ч е т в ё р т ы й. (Второму) Но не жалей!
В т о р о й. (Первому) Задержал?
П е р в ы й. (Четвёртому) Козой заблей!
Четвёртый блеет, играют дальше.
Ч е т в ё р т ы й. (Второму) Мяч лови!
В т о р о й. (Первому) Но не держи!
П е р в ы й. (Третьему) Задержал?
Т р е т и й. (Второму) Конём заржи!
Второй ржёт.

Явление второе

Дети выходят из игры, работают апарт.

П е р в ы й. Дети каждый день, возвращаясь из школы, заходили в сад Великана поиграть.
В т о р о й. Это был большой красивый сад, где зеленела мягкая трава и цвели прекрасные цветы.
Т р е т и й. А ещё в саду Великана росло двенадцать персиковых деревьев, которые каждую осень приносили нежные сочные плоды!
П е р в ы й. Здесь было очень хорошо!
Ч е т в ё р т ы й. А Великана-то никакого и не было!
Остальные дети удивлённо смотрят на своего товарища.
П е р в ы й. То есть, как это не было?
Ч е т в ё р т ы й. А где он? Нет его!
Т р е т и й. Но это же его сад!
Ч е т в ё р т ы й. Да это только так называется: Сад Великана, а на самом деле никакого Великана нет!
В т о р о й. Нет, он есть, только куда-то уехал — так старшие говорят…
Ч е т в ё р т ы й. Ой, да слушайте их больше! Это всё бабушкины сказки: Великан, уехал, скоро вернётся… Специально нас пугают, чтобы мы сюда не ходили…

На этих словах входит Великан, останавливается поодаль и прислушивается к разговору, ухмыляясь и поигрывая палицей. Дети за спором его не замечают.

П е р в ы й. Да зачем им нас пугать? Что плохого, если мы играем здесь?
Ч е т в ё р т ы й. Да? Ничего плохого? А кто здесь так объелся персиков, что у него потом три дня живот болел? (показывает пальцем на Первого, тот смущённо отворачивается) А кто тут полез на дерево, сломал ветку, упал вместе с ней и расшиб себе коленку? (смотрит на Третьего, тот потупил взгляд) А кто тут рвал траву охапками и обсыпал ею прохожих? (Второй отводит глаза) То-то же!.. Потому нас и пугают всякими великанами, чтобы мы не бегали сюда и не шалили. А на самом деле никакого великана нет!
Т р е т и й. А спорим, есть!
Ч е т в ё р т ы й. А спорим, нет!
Т р е т и й. А чем докажешь, что нет?
Ч е т в ё р т ы й. А ты чем докажешь, что есть?
Т р е т и й. А я первый спросил: чем докажешь, что нет, ну?..
Ч е т в ё р т ы й. Да чего тут доказывать! Нет — оно и так видно, что нет.
П е р в ы й. Что видно?
Ч е т в ё р т ы й. А видно, что никакого Великана не видно! Потому и нет его. Не видно — значит, нет!
В т о р о й. Мало ли что не видно! Того, чего не видно, не обязательно нет вообще! Ты, например, ветер не видишь, а он ведь есть!
Ч е т в ё р т ы й. Ветер я хотя бы слышу, как он шумит. А Великана вашего не видно и не слышно! (складывает ладони рупором) Эй, Велика-ан! Ты где? Ау!
В е л и к а н. Ау! Я здесь!
Ч е т в ё р т ы й. (аж приседает) Ой!
Дети замерли от неожиданности.
В е л и к а н. (ехидно) Что с тобой? (посмеиваясь и помахивая палицей, подходит к детям) Ну, и кто тут в моём саду рвал мою траву и бросал ею в прохожих?.. И кто тут в моём саду залез на моё дерево, да ещё и сломал у него ветку?.. И кто тут в моём саду ел мои персики, да ещё так жадно, что у него потом живот болел?.. И кто тут такой умный, что считает, будто меня нет, да ещё и другим про это врёт?.. А ну!.. (замахивается палицей) Брысь из моего сада, чтобы я и близко вас не видел! (Дети убегают.)

Явление третье

Великан один.

В е л и к а н. (посмеивается) И скажите спасибо, что я не людоед… не то взыскал бы с вас ущерб в размере вас самих, ха…
П е р в ы й. (выглядывает из-за кулис) Великан всё-таки был!
В т о р о й. (выглядывает) И этот Великан был такой эгоист!
В е л и к а н.  Брысь, я сказал! (дети исчезают) Ишь ты, эгоист… Да, эгоист! А вы, значит, не эгоисты, да? Пришли в чужой сад на всё готовенькое… (осматривает деревья) Ну конечно, ни одного персика не оставили! У, проглоты! (чешет палицей затылок, мягким голосом)  Но ведь дети всё-таки… они же эти… растущие организмы… (топает ногой, грубо) А ну, цыц! Я сказал — проглоты, значит — проглоты! (нежно) Нет, они маленькие организмы… (хлопает палицей себя по бедру) Нет, проглоты! (вскрикивает, хватается за бедро) Ой! Ты чего дерёшься? Больно же!.. Они маленькие ещё… ты ведь тоже когда-то был маленьким… (выпрямляется) Я? Никогда я маленьким не был! Сколько себя помню, мне говорили: Ты большой, Вили, ты большой! Ты должен уступать маленьким, потому что они — маленькие, а ты — большой! И я уступал, я всегда уступал! Зато потом, когда я приходил к этим маленьким поиграть, они кричали мне: Ты дылда, дылда, не хотим с тобой играть, здоровенная дылда! Ну что, не помнишь?.. (вздыхает) Да помню… но нельзя же всю жизнь обижаться… (подбоченивается) А кто обижается? Я обижаюсь? Ха! Очень нужно мне обижаться! Да мне на эти обиды на-а-ачхать! (громко чихает) Вот… Ишь ты, обижаюсь! Много чести — обижаться на них! Я ни на кого не обижаюсь, но и дела ни с кем иметь не хочу! Мне никто не нужен! Да, я эгоист! А попробуй нынче не быть эгоистом — об тебя ноги вытирать начнут! (переводит дух, оглядывается по сторонам) Итак. Мой собственный сад есть мой собственный сад, это всякому должно быть понятно, и я не позволю никому, кроме себя самого, играть в моём саду!.. Ха! Хорошо сказал! А теперь хорошо сделаю! 

Великан бегает за кулисы и обратно, таскает оттуда кубы, складывает ограду, повторяя при этом столь понравившуюся ему фразу: «Мой собственный сад есть мой собственный сад…» Когда ограда готова, развешивает на ней таблички: «Частная собственность!» «Не входить!» «Траву не топтать!» «Цветы не рвать!» «Не шуметь!» «Не играть!» «Как дам больно!» Удовлетворённо осматривает результаты своего труда.

Великан. Хорошая ограда получилась, крепкая! Молодец я, хорошо построил! И написал тоже хорошо — красиво написал. (апарт) Всё понятно? То-то! Теперь каждому будет понятно, что мой собственный сад есть мой собственный сад, и я никому, кроме себя самого, не позволю играть в моём саду… Эх, хорошо всё-таки я сказанул! И написал хорошо, и построил хорошо — ну всё хорошо я делаю! Какой я всё-таки молодец! И похвалил я себя хорошо! А то ведь сам себя не похвалишь — никто не похвалит, это всем известно. А теперь ещё всем известно, что мой собственный сад есть мой собственный сад… (на последних словах уходит)

Явление четвёртое

Входят грустные дети. Работают апарт.

П е р в ы й. Бедным детям с тех пор негде было играть…
В т о р о й. Попытались они играть на дороге…
Т р е т и й. Но там было слишком пыльно…
Ч е т в ё р т ы й. (держится за коленку) И так много жёстких каменьев…
П е р в ы й. В общем, на дороге играть плохо.
В т о р о й. Да и нельзя…
Т р е т и й. А в сад теперь не войдёшь…
Ч е т в ё р т ы й. А больше в нашем городке играть-то и негде…

За оградой появляется Великан.

В е л и к а н.  Эй, ну кто там ноет? (подходит к ограде, выглядывает) А, опять вы! Что вам здесь надо?
П е р в ы й. Простите пожалуйста, вы не пустите нас в свой сад немножко поиграть?
В е л и к а н. Ещё чего!
В т о р о й. Мы будем играть очень аккуратно, ничего не сломаем!
В е л и к а н. Рассказывай! Знаем, как вы аккуратно играете!
Т р е т и й. Ну правда! Мы больше не будем!
В е л и к а н. Конечно, не будете! Вы больше не будете играть в моём саду!.. Хе-хе! Какой я, всё-таки, юморист…
Ч е т в ё р т ы й. Вы не юморист, а эгоист!
В е л и к а н. Что?! Опять дразнитесь? А ну, брысь, а то сейчас как дам палицей! (Дети убегают)

Явление пятое

В е л и к а н. (один) Вот так-то оно лучше… (передразнивает) «Можно нам немножко поиграть?..» Нетушки! Не можно! Можно только для меня! Вот прям сейчас и начну… так… а как это делается? Эй, кто-нибудь знает, как вообще играют, а?.. А! Сам как-нибудь соображу! Что, думаете — не смогу? Да легко! Я всё могу! Я могу играть вот так!.. (производит неуклюжие и смешные движения) И вот так!.. А ещё так!.. И вот этак!.. (останавливается) Ух, как весело мне одному играть!.. Да… весело… Ничего, вот зима скоро наступит, я снеговиков налеплю, с ними играть буду! (уходит)

Явление шестое

Зима. Из-за кулис — по двое справа и слева — выскакивают одетые по-зимнему дети. Они играют в снежки.

П е р в ы й. Вперёд, в атаку!
В т о р о й. (из противоположной кулисы) Огонь!
Т р е т и й. Ура!
На шум выходит Великан и выглядывает из-за ограды.
Ч е т в ё р т ы й. Ха, косой!
Т р е т и й. Сам косой!
Ч е т в ё р т ы й. Я косой? (бросает снежок и попадает прямо в Великана)
В е л и к а н. Это что ещё такое?! Ах вы хулиганы! Вон отсюда, пока я не вышел!

Дети убегают.

В е л и к а н. (разглядывает снежок) Это что? Это снежок? Так уже зима пришла? Пора снеговиков лепить! (поворачивается в сад) Э! Не понял! А где снег-то? Земля мёрзлая, деревья голые, холод собачий, а снега нет… (выглядывает за ограду) Хм, странно: везде есть снег, а у меня нет… Эй, служба погоды! Почему везде снег есть, а у меня нет? Это несправедливо!

Из кулис выглядывают Второй и Третий.

В т о р о й. Потому что вы слишком большой эгоист!
Т р е т и й. Потому что у вас самих зимой снега не выпросишь!
В е л и к а н. (кидает в них снежок) Сгинь!

Дети исчезают.

В е л и к а н. Нет, ну что за зима без снега! Только холод и скука смертная! Бррр! Пойду-ка я спать… (уходит)

Явление седьмое

Весна. Выбегают дети, одетые по-весеннему, тянут на нитях бумажные кораблики.

П е р в ы й. Ту-тууууу!
В т о р о й. Лево руля! Так держать!
П е р в ы й. Есть так держать!
Т р е т и й. Уууу! Уступи фарватер!
Ч е т в ё р т ы й. Эй, на барже! Куда курс держите?
П е р в ы й. У самих корыто! А у нас крейсер!
Т р е т и й. Ха-ха, крейсер ценой в один крейцер!
В т о р о й. Можно подумать, ваша газета стоила дороже! (все смеются)

Появляется Великан.

В е л и к а н. Ну что там за галдёж? Спать мешают!
Ч е т в ё р т ы й. Великан! Бежим! (Дети убегают)
В е л и к а н. (выглядывает) Это что, весна? И правда весна — вон, ручьи текут… травка зеленеет, солнышко блестит… всё как по книжке… (оборачивается в сад) Странно, а у меня всё так же холодно… какая-то погодная аномалия… пойду-ка я ещё посплю — авось, позже потеплеет… (уходит)

Явление восьмое

Лето. Вбегает Четвёртый, гонится за воображаемой бабочкой.

Ч е т в ё р т ы й. Вот она, вот! (указывает на севшую бабочку)
В т о р о й. (вбегает) Где?
Ч е т в ё р т ы й. Да вот же!
В т о р о й. Эй, она здесь!

Вбегают Первый (с сачком) и Третий.

Т р е т и й. Где? А, вижу! (Первому) Лови скорей!
П е р в ы й. Тише вы! (подкрадывается с сачком)
Ч е т в ё р т ы й. Ну, скорее, а то улетит!

Первый размахивается и накрывает сачком.

Т р е т и й. Ура!
В т о р о й. (лезет рукой под сачок) Нету! Улетела!
Ч е т в ё р т ы й. Мазила!
П е р в ы й. Кто мазила? Сам же её и спугнул! Говорил вам: потише!..
Т р е т и й. Хватит ссориться! Что, последняя бабочка, что ли?
В т о р о й. Верно, ещё поймаем!

Из-за ограды выскакивает Великан.

В е л и к а н. Вот я сейчас кого-то поймаю!

Дети отскакивают, но не убегают.

П е р в ы й. Почему вы такой сердитый?
В е л и к а н. А нипочему! Хочу быть сердитым, и всё тут!
Ч е т в ё р т ы й. (достайт из кармана яблоко) Хотите яблоко?
В е л и к а н. Яблоко?.. А что, уже лето?
Т р е т и й. Давно!
В т о р о й. Уже осень скоро!
В е л и к а н. Ха, ну тогда зачем мне твоё кислое жёсткое яблоко? Я сейчас нарву в своём саду сочных, нежных, сладких персиков и буду угощаться в своё удовольствие, а вы ни косточки не получите! (оборачивается к саду) Э… не понял? Это почему ж такое? На деревьях не только ни одного персика, но даже ни одного листочка… И всё так же… бррр… холодно… Это что же получается: у всех весна, лето, осень, а у меня одна зима, да и та без снега? (поворачивается к улице) Так значит, да?!.. Вам, значит, всё, а мне, значит, ничего? (Детям) Вон отсюда, вон! Видеть вас не желаю! (Дети убегают) Никого не желаю видеть! Радуйтесь своему лету, весне, осени, снегу зимой, а мне ничего не надо! Обойдусь без вас и без вашей погоды! Мне никто не нужен! Мне ничего не нужно! Спать буду! Год будет зима — год буду спать, сто лет будет зима — сто лет буду спать!.. Всё, спать! (уходит)

Явление девятое

На сцене никого, только слышен могучий храп Великана. Входят дети.

П е р в ы й. Спал Великан долго…
В т о р о й. Очень долго!..
Т р е т и й. Так долго, что можно было подумать, что он умер…
Ч е т в ё р т ы й. Если бы не его мощный храп, который всё это время раздавался над садом!
П е р в ы й. Именно поэтому в городе сад Великана…
В т о р о й. …стали называть Садом Спящего Великана…
Т р е т и й. …и никто не знал, что творится там, за оградой…
Ч е т в ё р т ы й. В общем, жизнь шла своим чередом, а Великан спал…

Дети уходят.

Явление десятое

Ещё некоторое время слышен только храп, который вдруг прерывается криком Великана.

В е л и к а н. А! Нет, не уходи! Ну пожалуйста, побудь ещё со мною, ну хоть немного! Эх!..
Входит заспанный, но воодушевлённый Великан.
В е л и к а н. О, какой сон я видел! Ах, какой сон! Это чудо, что за сон! Так, надо хорошенько его вспомнить. Итак. Сначала мне снилось, что в саду моём всё так же зима, и северный ветер воет, и мёрзлая земля такая твёрдая, и деревья стоят голые и печальные, и всё такое унылое… ну вот как сейчас. А потом я будто бы услышал детский плач – там, за оградой. Я выглянул и увидел маленького мальчика. И мне стало его жалко — сам удивляюсь, отчего это я его пожалел, я же эгоист, ну да во сне что только не бывает. И я спросил: «Мальчик, что случилось, почему ты плачешь?» И он ответил: «Я очень хочу поиграть в этом саду, но не могу перелезть через ограду…» Я говорю ему: «Мальчик, в моём саду не может играть никто, даже я сам, потому что в моём саду вечная зима, да и та без снега, и только промёрзшая земля, и голые бесплодные деревья…» А он сказал: «Именно поэтому я очень хочу войти в твой сад, а если не смогу, то сердце моё будет болеть вечно…» Ишь ты, у такого маленького — и будет сердце болеть… Тут я и сам расплакался и сказал: «Милый мальчик, говорю тебе ещё раз: мой сад — это ледяная промёрзшая пустыня, и ничего там хорошего нет, но если ты хочешь — то войди!..» И я взял этого мальчика, и перенёс через ограду, и вдруг — о, чудо! — ветер утих, и солнце засияло, и трава зазеленела, и деревья расцвели, и птицы запели — о, это было так дивно! И я спросил у этого чудесного ребёнка: «Ты кто?» — но только я спросил, как он исчез, а я проснулся… (качает головой) Ах, какой был сон, какой был сон!

Великан некоторое время сидит в задумчивости, затем хлопает себя по лбу.

В е л и к а н. Ну конечно! Я понял! Я всё понял! Я был слишком большой эгоист! Поэтому в моём саду была вечная зима, да ещё и без снега — и поделом, поделом! Мне надо было ещё по шее, по шее, вот так! (трижды бьёт себя по шее) О, какой я был эгоист, какой я был эгоист! (встаёт, в волнении расхаживает) Я всё делал только для себя, и себя же за это хвалил — фу, как стыдно! Но теперь всё будет не так — о, теперь всё будет совсем не так! Я разломаю эту ограду (сразу принимается за дело) и позову в свой сад всех детей, и тогда уже не во сне, а наяву придёт Тот маленький мальчик, и мой сад снова расцветёт! Я теперь буду добрым — о, каким я буду добрым! Все узнают, что я больше не эгоист, а совсем даже наоборот! И все будут говорить: смотрите, какой добрый Великан! Но я буду скромным — да, я буду очень скромным, и все похвалы буду принимать вот так (закатывает глаза и часто-часто моргает). Ой, я теперь такой добрый, такой добрый! Дети! Деточки! Вы где-е? (убегает за кулисы)

Явление одиннадцатое

Через пару секунд оттуда раздаются пронзительные детские крики. Выбегают Первый и Второй, кричат: «Мама!!!» — и скрываются в кармане напротив. За ними выбегает Великан.

В е л и к а н. Стойте, стойте! Ну куда же вы? Я ведь добрый, слышите? Э-эх!..
Вбегает Третий; заметив Великана, резко тормозит.
В е л и к а н. О! Иди сюда!
Третий мычит и мотает головой.
В е л и к а н. Ну иди, иди, не бойся!
Третий опасливо обходит Великана, держась от него подальше.
В е л и к а н. (манит его пальцем) Ну что ты, боишься? Не бойся, я тебя не обижу, я добрый теперь!
Третий, настороженно глядя на Великана, продолжает свой путь в обход.
В е л и к а н. (нетерпеливо топает ногой) Кому говорят: не бойся, сюда иди!
Третий срывается с места и убегает.
В е л и к а н. (чешет палицей затылок) Эх, разбежались все… даже не на ком показать, какой я теперь добрый… а я такой добрый, такой добрый — доброта из меня прямо-таки рвётся! Ух! (что-то замечает в правой кулисе) Тссс! (прячется за кубы — остатки ограды)
Входит Четвёртый, крадучись пересекает сцену. Великан пропускает его и крадётся сзади, выбирает удобный момент и — сгребает Четвёртого в охапку. Тот вырывается и кричит: «Мамааа!!!»
В е л и к а н. Ну что ты кричишь, глупый! Я тебя не обижу, я теперь добрый!
Ч е т в ё р т ы й. Пусти меня, я к маме хочу!
В е л и к а н. Пойдёшь ты к своей маме, только дай я сперва тебя по головке поглажу (зажав Четвёртого подмышкой, гладит его по голове, приговаривая) Вот какой я добрый теперь, вот какой я добрый! (начинает тискать, тормошить и кружить Четвёртого) Ути мой холосенький, как я тебя люблю, как я люблю всех вас, деточки! Вот так бы каждого поймал и гладил бы по головке, и обнимал бы, и целовал… (смахивает набежавшую слезу) ой, ну какой я всё-таки добрый… (отпускает Четвёртого) Вот теперь беги к своим и всем расскажи, какой я теперь добрый!
Ч е т в ё р т ы й. Да лучше бы ты оставался эгоистом, чем стал вот таким (передразнивает) «добрым»! (убегает)

Великан один, чешет палицей затылок.

В е л и к а н. Э… опять не то… не понимаю… я ведь так старался! Я ведь хочу стать добрым! Ну очень хочу! (в сердцах бьёт палицей по кубу) Аж зло берёт, до чего хочется быть добрым! (апарт) Эй, кто-нибудь знает, как стать добрым?.. А?.. (машет рукой) А!.. (чешет палицей затылок) Думай, Вилли, думай!.. (подскакивает) Да чего там думать — добрые дела делать надо! Вперёд, Вилли! (убегает)

Явление двенадцатое

Вбегают взбудораженные дети; говорят, перебивая друг друга.

П е р в ы й. Целый день Великан только и делал, что добрые дела!..
В т о р о й. Он перенёс через дорогу сорок старушек...
Т р е т и й. И теперь все старушки нашего города боятся выходить на улицу!
Ч е т в ё р т ы й. Он полез на крышу городской управы починить флюгер…
П е р в ы й. И теперь у городской управы нет ни флюгера, ни крыши!
В т о р о й. Потом он услыхал, как красиво поют в церкви, умилился и побежал туда…
Т р е т и й. И там ТАК запел, что все зажали уши и разбежались!
Ч е т в ё р т ы й. Вот он идёт, бежим!!!

Дети убегают.

Явление тринадцатое

Входит усталый, опустошённый Великан.

В е л и к а н. Ничего не получается… никто меня не понимает, никто не принимает моей доброты… А ну её, доброту эту!.. Сначала тот сорванец заявил мне, что лучше бы я оставался эгоистом, чем стал вот таким «добрым», а потом одна старушка сказала, что я стал ещё худшим эгоистом, чем был раньше… Не знаю, ничего не знаю… Знаю только одно: добрым быть я не умею… а эгоистом оставаться не хочу… И вообще ничего не хочу. Уйду я. Не от обиды, нет — просто уйду… Жаль только сад бросать, хоть он сейчас совсем не тот, что был раньше… Ну да ладно: приведу всё в порядок — авось, кому и такой сгодится — и пойду… (аккуратно расставляет кубы) Вот тут можно будет кому-нибудь присесть, если устанет; а вот здесь детишки могут полазать — глядишь, тогда и на деревья их не потянет…

Пока Великан работает, тихо раздаётся пение птиц, которое становится всё слышнее. Окончив работу, Великан прислушивается.

В е л и к а н. Что это? Неужели птицы? Птицы в моём саду?.. И деревья зацвели… чудо-то какое!.. Хотя чему я удивляюсь — весна везде, так почему бы и здесь не быть весне?.. Но хорошо-то как стало! Прямо как в старые добрые времена, даже уходить жалко — ведь мой сад всё-таки… а! Мой, не мой — какая разница? Что мне, старому пню, опять одному здесь сидеть? Нет уж, решил уйти — уйду. Вот только ещё посижу, полюбуюсь напоследок, и пойду себе потихоньку…
Великан сидит, слушает птиц, любуется на деревья.

Явление четырнадцатое

Осторожно входит дети; Великан сидит к ним спиной и то ли не замечает их, то ли не подаёт вида. Дети очень удивлены переменой в саду. Говорят вполголоса.

П е р в ы й. Смотрите, здесь так же хорошо, как и раньше!
В т о р о й. Даже ещё лучше!
Т р е т и й. (подкидывает мяч) Вот бы сейчас тут поиграть!
Ч е т в ё р т ы й. Ага, а Великан?..
В е л и к а н. (не оборачиваясь) Заходите, дети, заходите. Не бойтесь, я скоро уйду…
Дети осторожно входят в сад.
П е р в ы й. Красиво у вас…
В е л и к а н. Вам нравится?
В т о р о й. Очень!
В е л и к а н. Теперь вы сможете играть здесь, сколько угодно.
Т р е т и й. Правда? Здорово! (друзьям) Ну что, играем?
Ч е т в ё р т ы й. Погоди. (Великану) Хотите поиграть с нами?
В е л и к а н. Да я не умею…
П е р в ы й. Это легко!
В т о р о й. Надо просто ловить мяч, когда его тебе кидают!
В е л и к а н. Просто ловить?
Ч е т в ё р т ы й. Ну да. И сразу отдавать другому.
В е л и к а н. Ну, давайте попробуем…
Т р е т и й. Ура! (кидает мяч Первому)

Первый сразу перекидывает мяч Второму, а тот пасует Великану. Великан ловит мяч и стоит, довольный.

В е л и к а н. Ишь ты, поймал!

Дети переглядываются, затем считают: «Раз! Два! Три!» — и смеются.

П е р в ы й. Ну-с, уважаемый Великан, извольте отработать штраф!
В е л и к а н. Какой штраф?
Ч е т в ё р т ы й. Ну например, прокукарекать.
В е л и к а н. Это ещё зачем?
В т о р о й. Такие правила. Кто задержал мяч у себя, тот должен полаять, или помяукать, или прокукарекать, или ещё что-нибудь…
В е л и к а н. Ну, ладно… (кукарекает) А теперь что делать?
Т р е т и й. А теперь бросайте мяч кому-нибудь из нас.

Великан бросает мяч Четвёртому, тот переправляет Третьему, Третий отдаёт Великану, но Великан стоит и даже не пытается поймать мяч.

П е р в ы й. А почему вы не ловите мяч?
В е л и к а н. Не хочу. Я поймаю, а вы опять кукарекать заставите.
В т о р о й. А теперь придётся кукарекать за то, что не поймали — такие правила.
В е л и к а н. Да что это за правила: поймал — кукарекай, не поймал — всё равно кукарекай?!..
Ч е т в ё р т ы й. Вот такие правила. Нужно поймать мяч, но нельзя держать его, надо сразу отдать другому.
П е р в ы й. Главное — поймать…
Т р е т и й. И главное — отдать!
В е л и к а н. Ага! Понял!

Великан громко кукарекает и сразу перебрасывает мяч Второму. Музыка. Игра набирает обороты, всем участникам очень весело. Тем временем свет на сцене убирается до «вечернего». Заметив это, игру прекращают.

В т о р о й. Ого, уже вечер!
Т р е т и й. Здорово поиграли!
П е р в ы й. Спасибо, Великан! С тобой очень хорошо играть!
Ч е т в ё р т ы й. Потому что ты очень добрый!
В е л и к а н. Ну, не знаю… Вы приходите завтра!
П е р в ы й. Обязательно придём!
Дети прощаются и уходят. Великан один.
В е л и к а н. Ишь ты, добрый… Насчёт этого ничего не скажу, а вот насчёт того, что что-то понял — это да. Игра меня научила. Чему научила? А вот чему: всё, что к тебе приходит — принимай, ни от чего не отказывайся, всё принимай — и сладкое, и горькое. Но и при себе не держи — ни сладости, ни горечи не держи, отпускай. Не копи ни обид, ни радости. Как тот мячик: лови — поймал — брось дальше. Тогда и сердце у тебя будет лёгкое… А у кого сердце лёгкое, тот только и может быть добрым…

Великан уходит. Затемнение.

Явление пятнадцатое

Свет на сцене. Входят дети.

П е р в ы й. Каждый день после школы дети заходили в сад Великана поиграть.
В т о р о й. И Великан всегда выходил к ним и играл вместе с ними.
Т р е т и й. Но однажды Великан не вышел…
Ч е т в ё р т ы й. Дети ждали-ждали, и начали играть сами…

На авансцене появляется Великан, в руке у него мяч. Дети играют в глубине сцены и его не замечают. Великан некоторое время смотрит на детей, потом вполголоса обращается к залу.

В е л и к а н. Мне снова снился Тот маленький мальчик, с которого всё и началось. На этот раз он не плакал, а смеялся. Он сказал: «Вилли, а со мной ты поиграть не хочешь?» «Конечно хочу! — ответил я. — Приходи в мой сад, я давно жду тебя». А он и говорит: «Спасибо, Вилли. Ты однажды позволил мне поиграть в твоём саду, а теперь я зову тебя в мой сад!» — и с этими словами он исчез. А я проснулся и понял, что пришла пора мне снова отдать что-то старое и принять что-то новое… (смотрит на детей) Играйте, дети, играйте — теперь этот сад ваш. А мне пора идти дальше… (улыбается) Мяч лови — поймал — отдай! А ну-ка…

Великан бросает свой мяч в зал и уходит.

(с) Николай Пинчук (pinchnik@mail.ru)

17 декабря 2010 — 2 февраля 2011

г. Владивосток