Использование метафор и аллюзий

Гадаев Алексей Вениаминович
     Е.Томас Даут. Использование метафор и аллюзий при психологическом консультировании.
Если клиент проявляет большое сопротивление при психологическом консультировании, то консультант может применять непрямые методы коррекции применительно к его ситуации.
В целом психолог опирается на введение внушения не напрямик, а через метафоры и аллюзии(2,с.78).
В книге "Психоанализ" под редакцией В.И. Овчаренко, А.А. Грицанов дается определение Сопротивлению.
"Сопротивление  - в психоанализе З.Фрейда, феномен силы, механизм, процесс и результат, препятствующие осознанию информации посредством противодействия переходу воспоминаний, представлений, желаний, симптомов и т.д. из бессознательного в сознание. Проявляется преимущественно  в формах неосознаваемого противодействия людей обыденному осознанию вытесненного и неосознаваемого противоборства клиента психологу и выздоровлению. Наличие сопротивления считается признаком психического конфликта[4,c.761].
Не прямые методы коррекции не так легки и просты в применении, какими часто кажутся. Через метафоры и аллюзии, которые встраиваются в естественный поток разговорной коммуникации. Кроме того, в них может быть использовано разделенное сознание, когда внимание клиента отвлекается от важных аспектов коммуникации  посредством способа постепенного воспоминания (Fleming et al.,1992).
В большом толковом словаре -
 АЛЛЮЗИЯ, -и; ж. [от франц. allusion - намёк].
Стилистический приём, заключающийся в использовании намёка на реальные общеизвестные факты, события.
М.Р.Гинсбург, Е.Л.Яковлева в книге "Эриксоновский гипноз: систематический курс" описывают аллюзию (намёк): "Это форма косвенного внушения, которая широко используется в быту. Клиенту намекают на то поведение(или тот гипнотический феномен), которое хотят вызвать. Намекающим может быть слово, намекающей может быть фраза, намекающей может быть история. Пример:
«Эриксон работает с женщиной. Она жесткая, ригидная, у неё ровный прямой пробор через всю голову. Перед началом очередного сеанса он ей говорит: "во время этого сеанса я неожиданно для вас скажу одну фразу, которую вы не поймёте, вы встанете и выйдите из комнаты. На этом сегодняшний сеанс будет закончен".
В какой-то момент сеанса он неожиданно говорит: "Я думаю, что вам нужна расческа с одним зубом" [1,c.135].

В большом толковом словаре
 МЕТАФОРА, -ы; ж. [греч. metaphora - перенесение] Лит.
Употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии; слово или выражение таким образом употреблённое.
В большом толковом словаре терминов психиатрии -
 Метафора (греч.metaphora - перенос) - иносказание, выражение абстрактного представления посредством аналогии. В силу нарушения буквального смысла порождают дополнительные эмотивные (возбуждающие) и когнитивные (родственные, подобные) эффекты[2,с.306].
М.Р.Гинсбург, Е.Л.Яковлева в своей монографии утверждают, что метафора представляет собой вид косвенного внушения. Она позволяет предложить клиенту идею в обход сознательного контроля. Человеку рассказывается история  - это история не про него и не про его проблему. Её можно спокойно слушать и не выставлять защиты. Метафора позволяет обойти сопротивление.
Но в этой истории есть смыслы, которые относятся к нему и к его проблеме. И эти смыслы запускают ассоциативные цепочки, и начинается внутренняя работа...и через некоторое время эта работа приведет к результату: приходит решение, или человек начинает продвигаться в том направлении, которое раньше считал для себя невозможным или недоступным. Метафора позволяет подсказывать решения.
Очень важно то, что когда это решение приходит - оно приходит изнутри; это своё решение, а не навязанное кем-то извне. А своё принимается  несколько лучше, чем чужое. Метафора всегда многозначна, в ней много смыслов, как правило, больше, чем в неё вкладывает психолог. И клиент вычерпывает из неё те смыслы, которые ему сейчас необходимы.
Метафора должна обладать определенными характеристиками. Она должна предлагать выход. Она не должна быть метафорой отчаяния, безысходности.
Метафору желательно конструировать на материале, близком клиенту, очень часто это то, что связано с его профессией. И при этом следует учитывать его ресурсы, то есть то, в чём он силён, что ему удается, что у него хорошо получается.
Есть одна вещь, которую с метафорой не надо делать категорически, - её не надо объяснять. Это ошибка, которую часто делают начинающие. Метафора просто рассказывается - и всё, без всяких комментариев.
Источники метафор.
1. Метафоры заимствуются - то есть берутся уже готовые метафоры. Они заимствуются из разных мест. Это различные притчи, анекдоты.
2. Метафоры берутся из своего опыта.
3. Метафоры подсказываются клиентом
4. Метафоры конструируются[1,c.139-145].
[Эмотивность ( лат. emoveo - возбуждать, волновать) - повышение эмоциональной реактивности, когда эмоции возникают быстро, достигают большой силы и могут быть чрезмерно продолжительными. [3, с.761]
Литература:
1. Гинзбург М.Р., Яковлева. Эриксоновский гипноз: систематический курс. М.:Московский психолого-социальный институт, 2008.
2. Даут Томас Е. Когнитивная гипнотерапия. М.: Питер, 2003.
3. Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов психиатрии.Элиста:ЗАОр НПП "Джиннгар", 2010.
4. Психоанализ: новейшая энциклопедия /Сост. и общ. ред. В.И. Овчаренко, А.А.Грицанов/ Мн.: Книжный дом,2010.

Метафора
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/metafora
Метафора - образный способ описания ситуации, образное сравнение, помогающие через картинку увидеть новые смыслы. Метафора помогает эмоционально окрасить речь или текст.
Примеры простых метафор:
• Надежный, как швейцарский банк (О надежности функционирования чего-либо).
• Легкий, как перышко. (О миниатюрном ноутбуке)
• Скорострельный, как пулемет. (О быстропечатающем принтере)
Метафора нужна не только для того, чтобы, благодаря полученному наименованию, сделать нашу мысль доступной для других людей; она необходима нам самим для того, чтобы объект стал доступен нашей мысли. Не все объекты легко доступны для нашего мышления, не обо всем мы можем составить отдельное, четкое представление. А метафора служит орудием мысли, с помощью которого нам удается достигнуть и понять смысл того или иного явления. Однако она НЕ раздвигает границы мыслимого, она лишь обеспечивает доступ к тому, что смутно виднеется на его дальних рубежах.
Метафоры применяют в педагогике, психологии, психотерапии, public relations. Будучи грамотно составленными, они мягко (не "в лоб"), пробуждают заданные автором мысли, чувства и настроения. Использование метафор помогает, например, оратору лучше взаимодействовать с аудиторией; продавцу результативно проводить презентацию продукта; психотерапевту эффективнее работать с клиентом.
Метафоры можно использовать, в том числе, и для работы над собой. Например, придумать метафору желаемого образа жизни. Полезно осмыслять свою жизнь, находя метафору дня, метафору неделю, метафору месяца или года. К метафоре хорошо добавлять лозунг, тезис, формулировку, которая речевым образом суммирует то, что образно выражено в метафоре.
Тренируемся:
Например, 3 раз в день ищу метафору к известному человеку по ТВ по следующим пунктам:
1. Природное явление
2. Музыкальный стиль и инструмент
3. Картина или скульптура
4. Какой век, эпоха, культура
5. Вид транспорта
6. Дерево или цветок
7. Животное или птица...
Метафора
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Мета;фора (от др.-греч. — «перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни. Метафора Аристотеля в сущности почти неотличима от гиперболы (преувеличения), от синекдохи, от простого сравнения или олицетворения и уподобления. Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного слова на другое.
1. Косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего сравнение.
2. Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения.
В метафоре можно выделить 4 «элемента»:
1. Категория или контекст,
2. Объект внутри конкретной категории,
3. Процесс, каким этот объект осуществляет функцию,
4. Приложения этого процесса к реальным ситуациям, или пересечения с ними.
В лексикологии — смысловая связь между значениями одного полисемантического слова, основанная на наличии сходства (структурного, внешнего, функционального).
Метафора часто становится эстетической самоцелью и вытесняет первоначальное исходное значение слова. У Шекспира, например, часто важен не исходный житейский смысл высказывания, а его неожиданное метафорическое значение — новый смысл. Это приводило в недоумение Льва Толстого, воспитанного на принципах аристотелевского реализма. Проще говоря, метафора не только отражает жизнь, но и творит её. Например, Нос майора Ковалёва в генеральском мундире у Гоголя — это не только олицетворение, гипербола или сравнение, но и новый смысл, которого раньше не было. Футуристы стремились не к правдоподобию метафоры, а к её максимальному удалению от изначального смысла. Например, «облако в штанах». В годы господства соцреализма метафора фактически была изгнана из литературы, как приём, уводящий от действительности. В 1970-е годы появилась группа поэтов, начертавших на своём знамени «метафора в квадрате» или «метаметафора» (термин Константина Кедрова). Отличительной чертой метафоры является её постоянное участие в развитии языка, речи и культуры в целом. Это связано с формированием метафоры под воздействием современных источников знаний и информации, использованием метафоры в определении объектов технических достижений человечества.
Метафоры объясняют одно понятие в терминах другого, но "метафорическое упорядочивание реальности" носит в этих случаях не всеобъемлющий, а лишь частичный характер". Метафора, помогая осмыслить понятие, затемняет некоторые его аспекты: воспринимая оппонента как противника, можно забыть о сотрудничестве в споре. В ориентационной метафоре происходит организация целой системы понятий в терминах другой системы, напр. « обладание властью или силой ориентирует вверх; подчинение силы - вниз».

Виды
В современной теории метафоры принято различать диафору (резкую, контрастную метафору) и эпифору (привычную, стертую метафору)[1]
• Развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Модель: «Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать,
Теории
Среди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафор может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и т. д.
Согласно классификации, предложенной Н. Д. Арутюновой, метафоры разделяются на
1. номинативные, состоящие в замене одного дескриптивного значения другим и служащие источником омонимии;
2. образные метафоры, служащие развитию фигуральных значений и синонимических средств языка;
3. когнитивные метафоры, возникающие в результате сдвига в сочетаемости предикатных слов (переноса значения) и создающие полисемию;
4. генерализирующие метафоры (как конечный результат когнитивной метафоры), стирающие в лексическом значении слова границы между логическими порядками и стимулирующие возникновение логической полисемии.
Подробнее рассмотрим метафоры, способствующие созданию образов, или образные.
В широком смысле термин «образ» означает отражение в сознании внешнего мира. В художественном произведении образы — это воплощение мышления автора, его уникальное видение и яркое изображение картины мира. Создание яркого образа основано на использовании сходства между двумя далекими друг от друга предметами, практически на своеобразном контрасте. Чтобы сопоставление предметов или явлений было неожиданным, они должны быть достаточно непохожими друг на друга, и иногда сходство может быть совсем незначительным, незаметным, давая пищу для размышлений, а может отсутствовать вовсе.
Границы и структура образа могут быть практически любыми: образ может передаваться словом, словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством, может занимать целую главу или охватывать композицию целого романа.
Однако существуют и другие взгляды на классификацию метафор. К примеру, Дж. Лакофф и М. Джонсон выделяют два типа метафор, рассматриваемых относительно времени и пространства: онтологические, то есть метафоры, позволяющие видеть события, действия, эмоции, идеи и т. д. как некую субстанцию (the mind is an entity, the mind is a fragile thing), и ориентированные, или ориентационные, то есть метафоры, не определяющие один концепт в терминах другого, но организующие всю систему концептов в отношении друг к другу (happy is up, sad is down; conscious is up, unconscious is down).
Джордж Лакофф в своей работе «The Contemporary Theory of Metaphor» говорит о способах создания метафоры и о составе данного средства художественной выразительности. Метафора, по теории Лакоффа, является прозаическим или поэтическим выражением, где слово (или несколько слов), являющееся концептом, используется в непрямом значении, чтобы выразить концепт, подобный данному. Лакофф пишет, что в прозаической или поэтической речи метафора лежит вне языка, в мысли, в воображении, ссылаясь на Майкла Редди, его работу «The Conduit Metaphor», в которой Редди подмечает, что метафора лежит в самом языке, в повседневной речи, а не только в поэзии или прозе. Также Редди утверждает, что «говорящий помещает идеи (объекты) в слова и отправляет их слушающему, который извлекает идеи/объекты из слов». Эта идея находит отражение и в исследовании Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живём». Метафорические понятия системны, «метафора не ограничивается одной лишь сферой языка, то есть сферой слов: сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны. Метафоры как языковые выражения становятся возможны именно потому, что существуют метафоры в понятийной системе человека».
Метафора часто рассматривается как один из способов точного отражения действительности в художественном плане. Однако И. Р. Гальперин говорит, что «это понятие точности весьма относительно. Именно метафора, создающая конкретный образ абстрактного понятия, даёт возможность разного толкования реальных сообщений».[2]
Как только метафора была осознана, вычленена из ряда других языковых явлений и описана, сразу возник вопрос о её двоякой сущности: быть средством языка и поэтической фигурой. Первым, кто противопоставил поэтической метафоре языковую, был Ш.Балли, который показал всеобщую метафоричность языка.