Анна Aркадьевна

Машино
Очень сожалею, что не знаю её фамилию.
Не то чтобы забыла, просто никогда и не знала. 
Так получилось.
Для меня она была небожителем -  дамой из деканата, где часто вершились наши студенческие судьбы. 
Такой простой смертной как я о деканате было лучше и не думать.
 Я и не думала, училась себе и училась,  загрузив свою голову  такими задачами, что сегодня искренне посмеялась бы над ними.
Хотите поделюсь только двумя ?
 Не хотите ?
Всё равно делюсь : прочитать как можно больше художественных книг из университетской библиотеки.
Скажу, что книги можно было даже брать на дом , и у меня был план – пять книг в неделю, книги выбирались по алфавиту, каталог библиотеки  не пугал меня размерами.
Читала я быстро, часто запоминая  без труда целые страницы прочитанных  книг. 
Зачем мне это надо было ?
Я же хотела стать культурным человеком, вот и окультуривалась.
 Была и ещё одна задача – посмотреть достопримечательности России.
 Да, своей родной страны.
Кроме родной деревни, где я родилась и посёлка, где выросла, я была ещё в Крыму, в Севастополе, и в Ленинграде ( так он тогда назывался).
 Как решалась эта задача ?
 Просто- просто.
 Каждый выходной день около Главного Здания нашего унверситета, что называлось высоткой , - стоит оно и сейчас на Воробьёвых горах,  выстраивалась небольшая очередь из автобусов.
Встать нужно было часов в пять, потому что автобусы отправлялись в шесть или в половине шестого.
Маршруты были самые разные, но они начинались и заканчивались в один день.
Бесплатно для студентов .
 Выделю ещё раз – бесплатно !
Можно было ехать на экскурсию .
Я и ездила, не ленясь вставать рано – рано.
Новгород, Владимир , Суздаль, Гусь Хрустальный  да и ещё несколько городов   я знаю , благодаря этим экскурсиям. 
Так моя задача узнать как можно больше о своей родине  решалась почти без моих усилий.
Анна Аркадьевна как и все другие люди на свете не могла знать о моих  задачах.
Это сегодня я пишу о них легко,  и почти смеюсь над своим же юношеским максимализмом, но тогда  собственное невежество было для меня обузой, которую хотелось сбросить как можно быстрее.
Так вот, Анна Аркадьевна, буквально  за руку,  привела меня в деканат и дала мне контрамарки .
Бесплатные контрамарки в Большой театр – абонемент на год.
Что она при этом сказала ? Простые и незначительные слова :
- Это- тебе. От меня – подарок. Просто так. Ты мне ничего не должна.
Мне хватило ума не хвалиться этим подарком, это был мой большой – большой секрет.  Я и сегодня не могу объяснить для себе её щедрости, её выбора.
Моя дикая натура не позволяла мне спросить её об этом, я стала обходить её строной, если могла, то просто пряталась от неё, хотя мне хотелось обнять её и сказать те задушевные слова, которые я уже хотела сказать.
Думаю, что она понимала это и не подчёркивала своего внимания.
 Те контрамарки были ключом к миру музыки, в котором и сегодня я брожу как зачарованная.
Мы встретились лицом к лицу с Анной Аркадьевной  в мой последний день в университете.
Нам вручали дипломы ,  она передавала диплом в руки ректора, а он уже – в мои. Вот на этом коротком пути она и успела сказать  ректору обо мне : « Талантливая девочка, жаль, мы не можем оставить её в Москве. «
Не думайте, что я хочу похвастаться,-  « талантливая» было иронией у моих учителей в школе , и я не обращала внимания на это слово.
Да и Москва ?  Я знала, что нужна прописка, которой у меня не было и не могло быть, и не задумывалась  о её нужности. У меня в голове уже были другие задачи.
Нужно было время, время моей жизни, чтобы мне до боли захотелось понять Анну Аркадьевну.  Я уже не могу задать ей вопросы, я могу написать то, что написала, согреваемая теплом её внимания через все эти дни и годы, когда  я заботилась о других, почти забыв, что я тоже живу.