Виньола - итальянский архитектор

Юрий Прокуратов
Виньола, Джакомо (Джакомо Бароцци да Виньола) (1507-1573), итальянский архитектор, автор трактата «Правило пяти ордеров архитектуры». Свой труд Виньола написал в 1562 году в Риме. Он посвятил его своему покровителю кардиналу Александро Фарнезе (1520–1589 гг.),

СВЕТЛЕЙШЕМУ И ДОСТОЧТИМЕЙШЕМУ
господину моему и особливому покровителю
кардиналу Фарнезе.

Раз уже всеми (как мы это видим) принято в начале каждого сочинения, выпускаемого ими в свет для украшения мира, посвящать труды свои тем людям, которые, подобно неким земным богам, возвышаются над всеми прочими смертными благородством, величием духа, доблестными деяниями и несметными богатствами, то и я, Светлейший и Досточтимейший Господин мой, мог бы равным образом, следуя этому примеру, преподнести Вам это маленькое сочинение с тем, чтобы оно, - каково бы оно ни было, - безбоязненно переходило из рук в руки, пребывая под сению великого  Вашего покровительства; однако взращенное в вертограде великих щедрот Ваших, оно всецело принадлежит  Вам, и так как я причастен ему не более, чем простой работник, мне остается, полагаясь на Вашу любезность и невзирая на малость сего плода, только почтительнейше передать его Вам, уповая на то, что великий Господь принимает наши низкие труды и воздает за них как за великие, только бы они проистекали из великого рвения и чистоты душевных побуждений, и что земные владыки, как бы ничтожно ни было растение, обретаемое в их вертоградах, все же, хотя и не равняя его с более благородными невзначай полюбят и его, ради его своеобразия. И вот, представляя умам более выспренним и людям иного призвания прославление Ваших достоинств и того, насколько именно в этом искусстве Ваше высокое суждение равняется с высотой Вашего духа и с царственными затратами, которые Вам во всякое время угодно в него вкладывать, я буду молить Вас о том, чтобы Вы соблаговолили принять сей малый плод, мною ныне подносимый Вам, как залог того, что Вы в скором времени увидите иные, большие плоды, которые засвидетельствуют ревнителям этого искусства, что и я со своей стороны широко воспользовался оказанными мне Вами милостью и щедротами. При сем почтительнейше лобызаю руки Ваши.
* * *
Я пришел к заключению, что те из них, которые по суждению большинства кажутся более красивыми и являют нашему взору большее изящество, обладают к тому же некими определенными и менее сложными числовыми отношениями и пропорциями; мало того, что каждое малейшее их членение измеряет большие членения, деля их на определенное количество частей…

…Насколько каждое наше чувство наслаждается этой пропорциональностью и как далеки те вещи, которые нам не нравятся…

…Все равно необходимо знать, какой именно размер должен видеть наш глаз, а это всегда и будет тем твердым правилом которое считают необходимым соблюдать. Кроме того, нужно пользоваться определенными и прекрасными правилами перспективы…

Этот карниз, который я не раз применял на деле для увенчания фасадов, получается, как я убедился, очень приятным; хотя он целиком изобретен мною, я все же не счел непристойным поместить его в конце этого маленького руководства ради тех, кто пожелал бы им воспользоваться.

В мое намерение входило быть понятым только теми, которые  уже имеют некоторую подготовку в искусстве.
                Виньола – «Правило пяти ордеров»
* * *
Якопо Бароцци да Виньола, болонский живописец и архитектор, имеющий ныне от роду пятьдесят восемь лет, в детском и юношеском возрасте занимался в Болонье искусством живописи, однако не сделал в нем больших успехов, ибо сызначалу не имел хорошего руководства, а кроме того, сказать правду, от природы обладал к архитектуре гораздо большей склонностью, чем к живописи, что, наконец, и обнаружилось явственно в его рисунках и немногочисленных живописных работах, где постоянно можно рассмотреть вещи, относящиеся к архитектуре и перспективе. И эта природная склонность в нем была столь сильной и могущественной, что он, можно сказать, самоучкой наилучшим образом и в кратчайшее время овладел первыми началами и вещами более трудными, потому и можно было увидеть, почти до того как он стал известным, прекрасные и причудливые замыслы в различных композициях…
                Джоржо Вазари «Жизнеописания»

Был он крепкого телосложения, отличался любезной искренностью, готовностью оказывать благодеяния, терпеливостью и веселостью нрава. Архитектура перед ним – в вечном долгу: он привел ее в систему, установил для нее законы. Удобство, конструкция, прочность – все это понято им отменно. Он был плодовитым в замыслах, тонким в украшениях, величественным в композициях, искусным и гибким в выполнении разнообразных задач. С годами он достигал все более безупречной профилировки. Обладая крупинкой философии, он сделал бы тот небольшой шаг, что ведет от хорошего к совершенному, иначе говоря, очистил бы архитектуру от тех излишеств, коих не замечали ни его современники, ни древние…
                Джовани Бальоне – 1692

…Переживший его (Микельаньоло) папа Пий IV приказал лицам, наблюдавшим за постройкой (собора св. Петра), ничего не менять в планах Микельаньоло, и настойчиво предписал следовать им преемник его Пий V, который во избежании разногласий объявил проекты Микельаньоло не подлежащими никакому изменению и исполнение их поручил архитекторам Пирро Лигорио и Якопо Виньоле; так как Пирро самонадеянно захотел нарушить и изменить планы Микельаньело, он с позором был отстранен от строительства, предоставленного одному Виньоле…
                Джоржо Вазаре «Жизнеописания»

«Ордера» Виньолы, в том виде, в каком они излагаются в его трактате, по существу, мало что имеют общего с конкретными образцами античного искусства.
                А.Г. Габричевский