Из дневников. 1-10 февраля 1994 г

Борис Гуляев-Бегом
   1 февраля. В троллейбусе, едучи  на  работу, «влюбился» в девушку. Такое
бывает со мной,  но крайне редко. А девушка хороша!  Не то чтоб красавица,
но обаятельна,  проста,  улыбка добрая  и  глаза  чудесны. Нет в ней вульгар-
ности. Кстати, в последнее время я  всё  чаще  и  чаще  думаю об  этой самой
женской вульгарности. Как она уродует и извращает  женскую природу!  От-
куда  вульгарность  берётся  в  людях, отчего она появляется? Можно ли  по-
мешать  её  возникновению? Истоки,  по-видимому,  - воспитание, семья, ок-
ружение. Где ложь,  лицемерие, двойная мораль, насилие, грубость, бескуль-
турье – там  и  находятся  истоки человеческой вульгарности. Половые отно-
шения  и  вульгарность, сексуальность  и  вульгарность – пища для  размыш-
лений обильная.
   Между  делом  подумалось: силы справедливости  и  добра в этом мире не-
обычайно велики.  В  конце  концов  уголовный  мир должен  научиться счи-
таться  с  ними. Противоборство уголовного  мира с силами добра и справед-
ливости совершенно безнадёжно. Правосудие  государства в лице сил  имеет
мощного союзника, тогда  как уголовный  мир –  непобедимого  противника.
Подобному феномену  можно  найти  объяснение, оно  удивительно просто и
понятно. В основе мироздания  лежат законы  симметрии, согласия, баланса,
гармонии  и  красоты.  Без  них  Вселенная  не  смогла бы  существовать  как
устойчивое образование. Точно  также  не смогли бы  существовать устойчи-
вые молекулы  без согласованного,  упорядоченного движения атомных час- 
тиц. В  мире  людей,  в  мире души  человеческой  есть свои законы – законы
гармонии  и  согласия. Любой преступник попирает не только уголовный за-
кон,  но и свой  внутренний  душевный  закон. Тем самым он ставит себя вне
природы  духовной  и  вне  природы  космической. Долгого разлада  и  хаоса
природа  не  терпит.
   Боюсь ли?  Боюсь.  Но более всего – дураков  и  сквозняков.
   Сегодня,  ближе  к  вечеру,  узнал  печальную  новость:  умер Евгений Лео-
нов – актёр,  народный  любимец.  Как  будто  света  стало меньше  и  в душе
что-то опустело.
   2 февраля. Продолжаю читать дневники Толстого. Сегодня встретил у него
две не бесспорные,  но интересные  мысли. Первая: «Открытие законов в на-
уке есть только открытие  нового  способа  воззрения,  при  котором  то,  что
прежде   было   неправильным,   кажется  правильным  и  последовательным,
вследствие которого (нового воззрения) другие стороны становятся темнее».
И вторая: «Так  называемое  самоотвержение,  добродетель есть  только удо-
влетворение одной болезненно развитой  склонности. Идеал  есть  гармония.
Одно искусство чувствует это. И  только  то  настоящее, которое  берёт  себе
девизом:  нет  в  мире  виноватых. Кто счастлив, тот и прав! Человек самоот-
верженный  слепее  и  жесточе  других». Не совсем ясно,  что  подразумевает
Толстой    под    самоотвержением   и  добродетелью.  Добродетели   бывают   
разные,  и  добродетель  добродетели  рознь.   А  самоотвержение   с   задней 
мыслью – вовсе  и   не  самоотвержение. Я думаю, живи Толстой сегодня, он
выразился  бы   иначе. Наш  двадцатый  век  многое  изменил  во  взглядах  и
в оценках людей.
   Перечитывал  свои  стихотворения  (прошлогодние). Странное  дело: когда
слышу  или  читаю стихи  нынешних  признанных  поэтов,  то мне мои стихи
кажутся  ничтожными и жалкими, даже  недостойными  называться стихами. 
Но стоит мне только почитать классиков,  как  вижу,  что  мои  стихи  не  так
уж дурны. Да, они  просты, без  кучерявостей, без сногсшибательных  образ- 
ных  находок.  Но они  искренни  и  писались  не  столько  разумом,  сколько 
чувствами. Здесь нужно доверять чувству. Разум лукав. И ещё.  Я до сих пор
не  могу,  не нахожу в себе сил  признаться,  что моё  призвание в жизни, по-
видимому, литература, точнее, поэзия.  Бог одарил  меня  разумом  и  чуткой
душой.  Поэзия –  это язык,  на  котором  говорят согласные между собой ра-
зум  и  душа. Это простой  и  удобный  путь избегать многословия. Язык  по-
эзии ёмок, лаконичен. Маленькая  строфа  может сказать больше, чем десять
страниц заумных рассуждений.
   Сегодня я  нашел свой девиз. Как известно, на гербах титулованных  фами-
лий имелся свой девиз. Если бы у меня  был  герб,  то на нём было бы начер-
тано: ни дня без открытия!
   3 февраля.  Возвращаясь  с  работы домой, увидел дикую сцену: мужик (по 
внешнему виду – бомж)  прямо посреди  тротуара  на  глазах  прохожих  рас-
стегнул  ширинку и  мочится. Опростился до собачьего  состояния. Действи-
тельно, скотиной жить проще.
   Написал  стихотворение  « Не жалуйся,  не мучайся…».  Кажется,  получи-
лось неплохо. Хорошо ляжет на музыку.
   Третий раз смотрю фильм «Братья Крейс». Вот – величайшая человеческая
драма. История  братьев волнует  меня  и  потрясает  каждый  раз  с одинако-
вой  силой.  Такое  нельзя  выдумать  или сочинить. Это сама  жизнь во  всей
своей   сложности,   противоречивости,   красоте  и  ужасе.  Сюжет  воистину
шекспировский. 
   4 февраля. Днём закончил стихотворение «Честь».
   Два  часа  читал  дневники Толстого.  Вот  несколько  примечательных  его
мыслей: «Цель  одна – счастье,  своё  и  семьи – зная,  что  счастье  это в том,
чтобы  довольствоваться  малым  и  делать добро другим».  Есть что-то в по-
добной  мысли  Л.Н.  от  древнегреческого идеализма. Да, действительно, ка-
кая  бы  эпоха  ни  стояла  на  дворе,  но мыслители всё равно, хотят они того
или  нет,  невольно возвращаются  к  идеалам  и  воззрениям  эллинского  пе-
риода – золотого  века  философии. По существу, философские  направления
древнегреческого периода содержали в себе весь  круг вопросов, разрешение
которых стало историей философии до наших дней.
   Толстой:  «Хочется  смерти   настоящей.   Отчаяния  нет.  Но  хотелось  бы   
жить, а  не  караулить  свою  жизнь».  Да,  такое  мог  сказать  только старый
человек,  знающий  цену жизни.
   Толстой: «Я  ослабел  в  прямоте – признак, что я ослабел и в нравственной
жизни».  Ржа лицемерия  и  неискренности, если  с  ней  не бороться, способ- 
на разрушить в короткий срок самую прочную духовную основу.
   Толстой: «Как  мне  трудно  моё  положение известного писателя. Только с
мужиками  я  вполне  простой,  то  есть  настоящий  человек».   Здесь  можно
только  посочувствовать.  Популярность  мастера – зло  неизбежное.   Сохра-
нить себя, остаться  собой  под  увеличительным  стеклом  всеобщего внима-
ния, действительно, трудно.
   Толстой: «Перечитывал  дневник  тех  дней, когда отыскивал причину соб-
лазнов.  Всё  вздор,  одна  –  отсутствие  физической   напряженной   работы.
Я недостаточно  ценю счастье свободы от соблазнов после работы. Это счас-
тье  дёшево  купить усталостью и болью мускулов». А мне, грешным  делом,
вспомнился  анекдот:  граф,  пахать  подано!..  Но если серьёзно,  то Толстой
прав. Давно сказано:  праздность – мать всех пороков. Добавлю:  тем более у
мужчин. Одна умственная работа мужика не удовлетворит. Бездействие мус-
кулов действует  угнетающе. Человек без работы  ищет  заменители  и  нахо-
 дит  их  в  пороках. Человек – существо духовное  и физическое. Для его гар-
моничного существования  необходимо  равно  задействовать  как  духовное,
так  и  физическое  начало. Односторонность  разрушительна.
   5 февраля.  На  улице  –  минус  двадцать.  «Мороз  и  солнце,  день   чудес-
ный…» Зашел  в  магазин  грампластинок,  купил  запись  шестой  симфонии 
П.Чайковского. Заглянул в  книжный. Был  соблазн  купить «Дневник И.Геб-
бельса».  Полистал – примитив,  интересно только историкам. Полгода назад
купил «Майн кампф»  А.Гитлера.  Давно  хотел  познакомиться.  Признаюсь,
напрасно  выбросил   деньги.  Такой   убогости  и  примитивности  мысли  не
встречал  почти  ни  у  кого из авторов политических и биографических пам-
флетов. В одном  месте книги  со страниц  на  какой-то момент пахнуло коп-
чёной колбасой; в другом месте – пивом.   
   Вечером слушал шестую симфонию Чайковского. Во второй  части  в свет-
лых,  мажорных  местах видел  мальчика,  прыгающего на одной  ножке. Фи-
нал симфонии – реквием; очень волнует.
   Толстой: «Всё занятие  моей  жизни  есть  сознание  и  выражение  истины.
Часто мне приходят ясно выраженные мысли, радостные и полезные для ме-
еня, но, не найдя  им  места, я  забываю  их.  Буду  записывать.  Кому-нибудь
пригодятся».  Много лет назад  моя учительница  как-то в шутку сказала, что 
за  мной  нужно записывать всё, что я  говорю.  Несколько лет  спустя  я  сам 
осознал полезность  и  необходимость  сохранять  некоторые  свои  мысли  и
высказывания,  начал  записывать  их,  и  делаю это до сих пор. Иногда пере-
читываю,  что-то выкидываю,  что-то  поправляю. Не утверждаю, что всё ис-
тина, но много интересного и полезного. 
   Толстой: «Наслаждения, страдания  это дыхание жизни: вдыхание и выды- 
хание,  пища  и  отдача  её. Положить свою цель в наслаждении и избежании
страданий – это значит потерять путь, пересекающий их». Хорошо сказано.
   Толстой: «На днях  была  девушка,  спрашивая,  что мне делать,  чтоб быть
полезной? И, разговорившись с ней,  я  сам  себе уяснил: великое горе, от ко-
торого страдают миллионы, это не столько то,  что люди  живут дурно, а  то,
что люди  живут  не  по совести,  не  по своей совести. Люди возьмут себе за
совесть  чью-нибудь  другую,  высшую  против  своей,   совесть   ( например,
Христову)  и,  очевидно, не в силах будучи жить по чужой совести, живут не
по  ней  и  не по своей, и живут без совести… Потому-то я, истинно, предпо-
читаю кутилу-весельчака, не рассуждающего и отталкивающего всякие  рас-
суждения,  умствователю,  живущему  по  чужой  совести,  то есть  без  неё».
Хорошая мысль. Вот бы до каждого дошла!
   Толстой: «Книг слишком  много,  и  теперь  какие бы  книги  ни  написали,
мир пойдёт всё так же. Если  бы  Христос пришел  и отдал  в  печать  Еванге-
лия,  дамы  постарались  получить его автографы,  и  больше  ничего».   Увы,
увы,  всё  так. 
   Толстой: «Вчера думал: служить людям? но  как,  чем служить? Не деньга- 
ми,  не услугами  телесными  даже: расчистить  каток, сшить сапоги, вымыть
бельё,  посидеть  ночь за больным.  Всё это и хорошо, может быть,  и лучше,
чем  делать  это для себя,  но,  может быть,  и дурно и, в сущности, бесполез-
но. Одно полезно,  одно  нужно –  это научить его жить добро. А как это сде-
лать? Одно средство: самому жить  хорошо».  Да,  да,  только  пример,  толь-
ко он по-настоящему и учит. Живи добродетельно сам, и  другие вокруг тебя
будут  пытаться  жить добродетельно. Только не надо приносить свою жизнь
в жертву добродетели,  за добродетельностью  должен стоять  не страх перед
наказаньем за грехи, а добрая воля,  чистота, искренность.
   Толстой:  «Доброе есть  признак  истинного  искусства. Признак искусства
вообще – новое,  ясное  и  искреннее. Признак  истинного искусства – новое,
ясное и искренне доброе». Всё,  всё верно. С людьми остаётся надолго имен-
но то, что трогает, волнует душу.
   Толстой: «Радоваться! Радоваться!  Дело  жизни,  назначение  её – радость.
Радуйся  на небо, на солнце,  на  звёзды,  на  траву,  на  деревья,  на людей. И
блюди за тем, чтобы радость эта ничем  не  нарушалась. Нарушается  эта  ра-
дость, значит,  ты  ошибся  где-нибудь – ищи эту ошибку и исправляй. Нару-
шается  эта  радость чаще всего корыстью,  честолюбием…».  От  страданий, 
утрат,  печалей  человеку  всё  равно  не  уйти,  жизнь есть жизнь. И всё-таки
нормальным, доминирующим  состоянием  человеческой души должно быть
состояние  радости. Прав, тысячу раз прав Толстой! Сама жизнь во всей сво-
ей пестроте и своём  многообразии  бесценнейший  подарок человеку. Не ра-
зучиться  бы  радоваться  этому  подарку. Чтобы не разучиться, нужно блюс-
ти себя: беречь  душу,  хранить в  чистоте совесть,  уважать  человека  и  мир
окружающий,  быть  справедливым.  Истина  и  стара  и  проста,  но  понима-
ние её среди людей встречаешь крайне редко.
   Примеряю  толстовскую  нравственную чистоту  и  искренность  к  себе,  и
вижу,  как  много ещё  во  мне лукавства. Моё лукавство от дисгармоничных
отношений души  и  ума. Разум – резвый скакун, а душа – дева. Разум подав-
ляет и развращает душу. Со временем, возможно, будет примирение.
   Если бы от писания был прок  и  каждая  исписанная страничка делала мир
добрее, чище и краше, то половина взрослого населения Земли трудилась бы
за столом не разгибаясь двадцать часов в сутки.
   Соответствия: цветопись – живопись; светопись – фотография; звукопись -
музыка; словопись – литература. 
   Снова вспомнил  историю  из  далёкого детства. Мне семь лет. Пионерский
лагерь, игра «Зарница». Не помню как,  но я  отбился  от своего отряда  и  за-
блудился.  Впереди  поле, за  полем – кусты, за  кустами – голоса. Иду на го-
лоса.  Босыми  ногами  по  высушенной  солнцем  вспаханной  земле.  Иду  и
реву от боли, иду  и  реву… Наконец, перешел. Вышел на отряд старшеклас-
сников. Игра закончилась,  отряды  возвращались в лагерь. Я  идти  не  могу,
боль  в  ступнях. Самый  старший  и  сильный  из отряда берёт меня на руки.
Пронёс до самого лагеря. О причине своей боли  в  ногах  ничего не говорил,
отчего – и сам не знаю, думал, видимо,  не  поверят,  да  ещё  отругают за то, 
что отстал от отряда. Долго  потом  мне  поминали этот случай: «Эх, дитё, на
ручки захотел!..». 
   Сегодня вспомнил свою старую мысль: загадка  мироздания  уже  разреше-
на, все необходимые  истины для человека и общества уже открыты. Так что
же осталось, наконец, сделать,  чтобы  человек,  общество и  природа зажили
в гармонии  и  согласии?
   6 февраля. Написал стихотворение «Тоска».
   Сегодняшние  мысли.  Как  правило,  острословы  и  юмористы-сатирики –
люди в  большей  или  в  меньшей  мере  циничные,  где-то даже с извращён- 
ным образом мышления. Ведь в сущности  и  сам  юмор есть окультуренный
цинизм, как бокс – окультуренный мордобой. Комизм – это совсем другое.
   Читаю  дневники Толстого и вижу,  как  тяжела была жизнь простого наро-
да.  Нельзя  идеализировать  предреволюционную  Россию.   Голод,  нищета,   
эпидемии, безграмотность,  страх  перед  церковью,  ужас перед властью, всё
это было, было…
   Толстой   тяготится  своей   принадлежностью   к   дворянскому  сословию,
считает  себя  дармоедом  и  иждивенцем. Чтобы  как-то заглушить голос со-
вести, берётся  за  любую работу: убирает  свою  комнату, колет дрова, возит
воду,  пашет  землю,  шьёт обувь. Это утешало Толстого и, возможно, благо-
даря  труду  ему  довелось  прожить столь  долгую жизнь, удалось сохранить
ясность ума и свежесть мысли до самой смерти.
   Возвращаясь к вчерашнему вопросу о том,  что осталось, наконец, сделать,
чтобы  человек,  общество  и  природа  зажили  в  гармонии и согласии, могу
предположить  следующее: научиться  соразмерять  потребности  общества с
возможностями  природы;  преодолевать с помощью  науки жесткую зависи-
мость цивилизации от природных ископаемых – угля,  нефти, газа  и  прочее;
в воспитании  человека  делать основной  упор на духовность: совесть, спра-
ведливость, стыд, честь, доброта, уважение  к  человеку;  духовная, умствен-
ная  и  физическая  культура  человека.
   Толстой: «Пророк, настоящий пророк,  или,  ещё лучше,  поэт (делающий),
это  человек,  который  вперёд  думает  и  понимает, что люди и сам он будет
чувствовать. Я сам для  себя  такой  пророк…».  Опыт  и  интуиция  научают
обычного  человека  предвидеть, предчувствовать  возможные  переживания.
У художников  и  мыслителей  дар  предчувствия богаче, они острее пережи-
вают  и  тоньше чувствуют,  этакий своеобразный барометр: дождя  нет, гро-
зы  нет, но стрелка кажет бурю.
   Толстой: «Ходил в Царёво. Пьяный роет, бабы пьяные надо мной смеялись
и кнутом ударили». Ну прямо-таки библейский эпизод!
   Толстой: «Выразить словом то, что понимаешь,  так,  чтобы  другой  понял
тебя, как ты сам – дело самое трудное… И тут взять и задать себе ещё задачу 
ставить слова  в  известном порядке размера и окончаний. Разве это не сума-
сшествие? Но они  готовы  уверять,  что слова  сами  собой  складываются  в
«волнует кровь… и любовь». Стихосложение  для Толстого – сумасшествие.
Что сумасшествие, то вряд ли. Но лёгкая форма нервного недуга – это точно.
   Толстой: «Ещё думал:  надо  написать  книгу  «ЖРАНЬЁ»… свиданья, про-
щанья,  юбилеи. Люди  думают,  что заняты  разными  важными делами, они
заняты  только  жраньём…».  Грубо,   грубо,  Лев  Николаевич!  Но в  общем 
недалеко от  истины.
   Толстой: «Думал:  чем  люди  безнравственнее,  тем  выше  предъявляемые
ими  требования».   
   7 февраля. Приснился  красивый, немного  эротичный сон. Идём вдвоём по   
улице. Облака, плотные и густые, спустились  и  движутся  так низко, что за-
девают  верхние  этажи  домов, до облаков можно достать рукой. Идём вдво-
ём, держась за руки; нас обоих  переполняет желание. Вот – сон, после кото-
рого просыпаешься с тоской.
   У меня появилось предчувствие, что до  старости  я  всё-таки  доживу. И  к
старости  надо готовиться. Старость не зовут, она сама приходит, без нашего
дозволения. Незваную  гостью надо встретить достойно, без страха, без уны-
ния, без  отчаянья. Нужно  сохранить  живую  душу, способность радоваться
жизни, способность  любить  и  уважать людей. И дай бог здоровья!  Моя ду-
ша, похоже, уже смиряется с мыслью о старости; ну и ладно.
   Сегодня  по  ТВ  смотрел  передачу  о  преступности.  Статистика ужасная.
Пророки предрекают  в 21 веке господство мафии  на земном шаре. Уже сей-
час организованная  преступность приобрела  интернациональный  характер. 
Вожди  мафии  проводят конгрессы. Наркотик стал  центром  безумной, кро-
вавой и страшной  вакханалии, творимой  сегодня  людьми. Химическое сое-
динение,  одурманивающее  человека  на  какой-то  срок, способно  влиять  и
даже решить судьбу цивилизации.
   Как  всё-таки  я  правильно сделал,  что двенадцать лет назад ушел в науку.
Может быть, наука поможет создать противоядие против пристрастия  к нар-
котикам. Если уж внешние условия, среда  цивилизации не могут предотвра-
тить человека  и  излечить  его от  гибельного влечения, то хотя бы это будет
под силу химическим  препаратам  или  иным формам воздействия на психи-
ку. А  что  если – Дисней Лэнд, и побольше! Ведь, в сущности, взрослые – те
же дети. Аттракционы  и  развлечения,  потрясающие  и убаюкивающие дух,
могут быть хорошими  заменителями,  или,  точнее, хорошей  альтернативой
наркотикам. Игра должна стать  постоянным  спутником  в  жизни  человека.
Жить играя и умереть играя – можно ли желать лучшего!
   И всё-таки  люди,  делающие  себе  состояние  на  несчастье других людей,
злодеи,  как бы хорошо они о себе ни думали.
   8 февраля. На  работе, в столовой, за обедом, почему-то подумалось о меж-
людских  отношениях,  о дистанции  между  людьми. В общении людей,  тем
более  не близких, существуют  известные дистанции,  расстояния,  границы,
которых  никто не смеет  переступать. Нарушение дистанции  выводит отно-
шения людей на новый  уровень,  но  полностью  дистанция  не  устраняется.
Устраняет  дистанцию  вообще  только  любовь,  близкие интимные отноше-
ния. Когда же любовь проходит, то некогда близкие люди,  разойдясь,  будут
испытывать друг перед  другом  какую-то незащищённость, наготу. Той пер-
воначальной  дистанции  между  ними  всё  равно  уже никогда не будет. Вот
потому-то  так  болезненно  и  тяжело  переживаются  обиды,   причинённые
близким  когда-то  человеком.
   Толстой: «Мой друг детства,  потерянный человек,  пьяный,  обжора, лени-
вый,  лживый,  всегда,  когда  речь  идёт  о  детях,  о воспитании,  приводит в 
пример своё детство и своё воспитание,  как бы  подразумевая  бесспорно то,
что результат,  который  дало  его воспитание,  служит  доказательством  его
успешности. И он делает это невольно и не видит комичности этого». 
   Толстой: «Если бы кто сомневался в неразделимости мудрости и самоотре-
чения, тот  пусть посмотрит,  как на другом  конце всегда сходятся  глупость
и  эгоизм».
   Толстой: «Форма  романа  не  только не вечна,  но она  проходит. Совестно
писать неправду,  что было то, чего не было. Если хочешь что сказать, скажи
прямо».
   9 февраля. Дописал стихотворение «Восхождение».
   Толстой:  «Только  старикам  заметна  краткость,  временность  жизни. Это
так ясно, когда один за  другим  вокруг  тебя  умирают люди. Только удивля-
ешься,  что сам  всё ещё  держишься. И стоит ли того, появившись  на  такой
короткий  промежуток  времени, в  этот  короткий  промежуток  наврать,  на-
путать  и  наделать  глупости.  Точно  как  актёр,  у  которого  одна  короткая
сцена, который долго  готовился  к  этой  сцене,  одет,  гримирован,  и  вдруг
выйдет и соврёт, осрамится сам и испортит всю пьесу».
   Толстой: «Всякий человек,  как бы он  ни был  порочен, преступен, неучён,
неумён,  какие бы он ни делал гадости  и  глупости, непременно считает себя
совершенно правым. И сердиться на него за это нельзя и не надо: ему нельзя
не считать  себя  правым. Если бы он  не считал себя  правым, он  не  мог  бы
жить так, как он живёт». У ущербного человека  пределы правоты иные, чем
у полноценного человека.
   Толстой: «Жизнь человека есть  участие в совершенствовании себя  и  жиз-
ни. Быть лучше  и  улучшить жизнь». Святой  идеализм Толстого. Но  такой-
то идеализм  и есть самый реальный, самый конкретный, насущный, необхо-
димый. Только вопрос часто упирается  в  проблему: с  чего  начать? усовер-
шенствовать сначала жизнь  или  себя?  Марксисты решили – сначала жизнь:
бытие определяет сознание. Толстой,  по-видимому,  считал  иначе. А  жизнь
показывает: любая односторонность чревата.
   Толстой: «Любовь  настоящая  только  та,  предмет  которой непривлекате-
лен». Внешне, по форме, – да.
   Смотрел  по телевизору  передачу  о  московской  художественной  богеме.
Много мути в этой среде, но есть и свет, есть надежда. Двое из  них,  незави-
симо друг от друга,  говорили о радости, о желании делать  жизнь радостней,
светлее, говорили  искренне. Наркомания  широко  не  распространена здесь,
но есть. Оправдывают  принятие  наркотиков  стимулированием  творчества.
Но  плоды  такого творчества горьки  и  безобразны, не насытят и не утешат,
разве что поразят воображение.
   10 февраля.  Рабочий  день. На  обеде,  в  столовой,  подумалось: печально, 
если  нынешнее  время останется в нашей  памяти как время сникерсов, мар-
сов, богатых, которые вечно плачут, и просто Марий.
   Написал  между делом стихотворение «Февраль». Вечером  смотрел  по ТВ
фильм  о  Федерико  Феллини. Боготворят.   Да,  Феллини  пример  того,  что
только то близко  и  дорого человеку в  искусстве, что искренне и идёт от ду-
ши. Нет души – нет художника. Феллини – романтик, экранизатор снов, про-
рок надежды  и  радости, с сознанием поэта и душой ребёнка. В этом фильме
услышал  фразу Ромена  Роллана: поэты думают за себя,  но говорят  за всех. 
Сказано верно. Большинство людей чувствуют всё и переживают одинаково,
но не все способны выразить, передать переживаемое словом, звуком.
   Ещё  думал  сегодня  о своей  суетности.  Корю себя, ругаю, но толку мало.
Пора бы,  наконец,  успокоиться, жить  пристойно, не терзаться тем, что что-
то не успею,  куда-то опоздаю, что-то пропущу. Говорю себе: не суетись, что
ты должен сделать – то сделаешь, куда надо – успеешь,  что надо – увидишь,
что следует – прочитаешь; твоё от тебя не уйдёт.
   Толстой: «У всякого искусства есть два  отступления  от  пути: пошлость и
искусственность. Между обеими только  узкий  путь. И  узкий  путь этот  оп-
ределяется порывом. Есть порыв и направление, то  минуешь обе опасности.
Из  двух  страшнее  искусственность». Об  этом  нужно помнить всякому ху-
дожнику. Если бы помнили,  то сколько бы  пустого и лишнего не появилось
на свет!
   Толстой: «Отчего  негодяи стоят  за деспотизм? Оттого, что при идеальном
правлении,  воздающем  по заслугам,  им  плохо. При деспотизме  всё может
случиться».
   Толстой: «Утончённость  и сила искусства почти всегда диаметрально про-
тивоположны».
   Думал  сегодня  о   режиссёре С. Эйзенштейне. Превозносят  до  небес. Но,
странное дело,  фильмы  его я смотреть не могу, и хотел бы,  но  не могу. Не-
натуральность,  наигранность,  нарочитость  и  даже  фальшивость. Стремле-
ние сделать каждый  кадр выразительным, содержательным  играет  с режис-
сёром  дурную  шутку. Глаза, мимика, жесты, позы, фразы героев – не искус-
ство, а  грубое лицедейство, актёрство. Немое кино уходило в  прошлое,  и  в
прошлое  должны  были  уходить  его  приёмы,  но  –  увы.  Режиссёр Эйзен-
штейн – скорее миф, легенда. Возможно,  я  не  прав.