Издевательский проект закона...

Гуго Вормсбехер
 О проекте Федерального закона
«О форме самоопределения российских немцев
в Российской Федерации»

Вначале определим критерии, с которыми будем подходить к законопроекту. Для национального движения главный критерий может быть только один: интересы народа, что означает – полная реабилитация народа. Именно из этих интересов уже 40 лет исходит движение российских немцев; эти интересы подтверждены как главные на прошлогоднем июньском Форуме движения российских немцев; отстаивание этих интересов предписано считать главной задачей Федерального Координационного Совета; эти интересы были взяты (совершенно правильно) и критерием на последнем заседании ФКС для оценки хода выполнения Федеральной целевой программы. Ни отказа от этих интересов, ни пересмотра целей и задач национального движения и ФКС с тех пор не было, значит, будем исходить из них.
И если исходить из интересов нашего народа, которые мы как национальное движение должны отстаивать и защищать (иначе зачем мы, и какое право имеем называться движением российских немцев?), то о подготовленном законопроекте можно сказать лишь одно: он никуда не годится. По следующим причинам.
1. В законопроекте нет ни слова о главном, без чего у нас как народа вообще нет будущего – о полной реабилитации.
2. В законопроекте полностью проигнорированы даже уже принятые законы и решения, предусматривающие эту полную реабилитацию: Закон «О реабилитации репрессированных народов» и Российско-Германский Протокол о сотрудничестве в поэтапном восстановлении государственности российских немцев.
3. В законопроекте проигнорированы все усилия, надежды, требования национального движения российских немцев за все 40 лет его нелегкой истории.
А вместо всего этого законопроектом:
а) намечается спустить решение проблемы российских немцев (как вопрос о монетизации льгот и о ЖКХ) с федерального уровня, где она только и может быть решена, на уровень общественного и муниципального самоуправления, на усмотрение руководства областей, районов и сел;
б) закладывается правовая основа не для объединения распыленного депортацией народа, а для закрепления этой распыленности;
в) закладывается законодательная база для раздробления и самой проблемы нашего народа на локальные фрагменты; 
г) перекладывается решение вопросов российских немцев на них самих (спасение утопающих – дело самих утопающих), что практически невыполнимо, ибо у нас нет для этого ни совместного проживания, ни собственной территории, ни экономической базы, ни национальных органов представительной и исполнительной власти, - без чего не может быть решен ни один вопрос, кроме вопроса о собственном выезде.
То есть намечается полностью исключить на будущее саму возможность рассмотрения нашей федеральной проблемы на федеральном уровне и тем самым исключается ее решение на всех уровнях, везде и навсегда.
«Реализация права на самоопределение» втискивается законопроектом в рамки того скудного, что у нас на данный момент есть и что неудержимо деградирует в условиях всё сокращающейся поддержки со стороны Германии и России: если исключить «городские поселения», которых у нас нет и не будет без совместного проживания, то это «сельские поселения, муниципальные районы, территориальное общественное самоуправление… общественные объединения… национально-культурная автономия…» (статья 3).
И соответственно движущие силы в реализации этого «права на самоопределение» выглядят так:
 «Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают представители народа российских немцев, актуализирующие свои национальные запросы:
а) непосредственно и по согласованию с органами местного самоуправления способствовать территориальной консолидации жизнедеятельности народа российских немцев и активно вовлекать их в социально-экономические процессы» (статья 8).
Даже в Указе 1941 года предусматривалось «наделить переселяемых немцев Поволжья землей и угодьями в новых районах». Сегодняшний законопроект ничем российских немцев не наделяет: видимо, считая «территориальный вопрос» уже решенным тогда, он только завершает то, что было недосказано в Указе 1941 года - «…и активно вовлекать их в социально-экономические процессы». Действительно, пора, а то эти переселяемые уже 64 года сидят, сложа руки, и ждут, понимаешь, восстановления справедливости как другим репрессированным народам. Самая пора начать их «вовлекать»…
Особого рассмотрения (специалистов) требует изощренная правовая, языковая, стилистическая эквилибристика в тексте законопроекта, немыслимо неконкретная, запутанная для такого документа. Ведь закон должен ясно отвечать как минимум на три вопроса: что конкретно должно быть сделано, кто это должен сделать и на какие средства это должно быть сделано. Может ли кто-нибудь после прочтения законопроекта ответить вразумительно хотя бы на один из этих вопросов?
Немало и других вопросов возникает после прочтения законопроекта. Как он мог вообще появиться? Кто его инициировал, кто заказал, кто подготовил, кто разработчики? Откуда в стране появилось столько дебильных «специалистов-правоведов», «после многочисленных консультаций» с которыми был избран этот вариант? От чьего имени он будет представлен в Государственную Думу? Почему даже в названии проекта вместо положенного «О реабилитации российских немцев» читаем что-то абсолютно невразумительное: «О форме самоопределения российских немцев в Российской Федерации»? И почему «российские немцы реализуют свое право на самоопределение в комбинации различных организационных форм» (статья 3), а не как все – в одной ясной и четкой форме, предусмотренной Законом «О реабилитации репрессированных народов»? Кому и почему опять потребовалось изобрести – специально для российских немцев? – очередную «комбинацию» для их «самоопределения», начисто исключающую даже мысль об этом самоопределении?!
Еще вопросы: кто проталкивает (или втаскивает за волосы) такой законопроект в Государственную Думу? И как следует понимать абсолютный отход в этом законопроекте от решений Форума, поручившего Федеральному Координационному Совету считать главной своей задачей полную реабилитацию российских немцев, потребовавшего от него активных действий и делегировавшего ему для этого необходимые права и полномочия от всего объединенного национального движения? Как следует понимать отход от публикаций печатного органа ФКС - газеты «Нойес лебен», в которой проблема реабилитации была главной темой на протяжении всего периода ее выхода в новом статусе? Отход от заявлений и решений самого Координационного Совета? Мы сменили цели, направление, задачи нашего движения? Когда?
Кто же опять в движении российских немцев стремится увести его в сторону от главного? Или это воздействие на ФКС извне? Тогда чьё, на кого и с помощью каких «аргументов»? Кому опять так не по нутру достигнутое, наконец, единство нашего движения, его возвращение на путь реабилитации народа?
Законопроект, еще не рассмотренный членами ФКС, уже размещен вдруг на портале Единого информационного пространства российских немцев для всеобщего обозрения – с какой целью? Чтобы показать всему миру, что российские немцы отказываются от всех своих целей и надежд, от полной реабилитации, от будущего своего народа, и сами инициируют свою полную ассимиляцию и уход в небытие? Или чтобы дискредитировать ФКС, его руководство – ведь без их согласия на портале такие важные рабочие документы ФКС не появятся? Или вызвать возмущение против официальных властей, если этот проект подготовлен для нас ими? Или это пробный шар – как среагируют? Или это начало новой кампании по очередному внушению российским немцам: ничего у вас здесь, в «этой стране», не выйдет, катитесь вы все на свою «историческую родину»: нет народа, нет проблемы?
Полагаю, руководство ФКС должно на том же портале и через газету «Нойес лебен» срочно внести ясность - ведь от этого зависит сегодня всё: и судьба этого руководства, и сохранение единства в нашем движении, и судьба самого движения, и будущее нашего народа…
В преамбуле законопроекта имеется ещё один пассаж, в котором нам очень пытаются надеть розовые очки для «нужного» восприятия написанного:
 «Настоящий закон не завершает полное и окончательное решение вопросов, связанных с реабилитацией народа российских немцев в соответствии с Законом РСФСР 1991 года «О реабилитации репрессированных народов», а создает основу и расширяет правовые рамки этого процесса».
Завершает он,  и еще как завершает! И совсем не в соответствии с Законом «О реабилитации репрессированных народов», а в полном противоречии ему! И не создает он никакой основы, и не расширяет он правовые рамки для нужного нам решения, а уничтожает эти основы и загоняет всё в такие рамки, из которых наш вопрос уже больше не вытащить никогда.
Зачем же помещен этот пассаж в текст законопроекта? На кого он рассчитан? Кому он должен замазать глаза и отключить разум, чтобы законопроект воспринимался не с глубоким внутренним протестом оскорбленного разума и чувства человеческого и национального достоинства, а с благоговением: о нас заботятся! нас ведут к светлому будущему!..
Если такой законопроект будет принят - с нашей проблемой будет покончено навсегда: она уже никогда не поднимется с общественно-муниципального уровня, на котором чьи-то органы местного самоуправления должны (с какой стати?!) «способствовать территориальной консолидации жизнедеятельности представителей народа российских немцев и активно вовлекать их в социально-экономические процессы»; она уже никогда не выберется за создаваемые этим законопроектом бесформенные «правовые» рамки, которыми она окончательно раздирается на сотни, тысячи мелких лоскутных вопросиков, решение которых – даже всех! – не даст народу ни реабилитации, ни будущего; и вместо решения проблемы - «российские немцы (смогут) реализовать свое право на самоопределение в комбинации» только одной «организационной формы» - комбинации из трех пальцев…

                * * *
За все годы существования движения российских немцев не припомнить ни одного такого издевательского, такого оскорбительного документа, подготовленного со стороны государства в ответ на наши законные ожидания и требования полной реабилитации; и такого вдохновенно-предательского, такого мазохистски-самоубийственного, если он подготовлен от имени самих российских немцев. И вряд ли стоит искать объяснения, тем более оправдания, такой «законодательной инициативе», которая по сути – последний гвоздь в гроб российских немцев как народа.
Неладно что-то в датском королевстве… Что же происходит в нашем движении? Если допустить, что такой законопроект подготовлен нами самими, то чем же мы отличается от известного «пахаря» российско-немецкой нивы? Только тем, что он, как предполагается, за свою контрреабилитационную позицию что-то получает, а мы занимаем ее из внутренних убеждений, и совершенно бескорыстно? Тем, что он только предлагает забыть о полной реабилитации, а мы инициируем ее законодательное закрытие?
Но тогда получается, что мы, выступая против нашего давнего оппонента, выступаем не против его инициатив, а лишь против недостаточности его инициатив? И теперь показываем ему, наконец, пример, как нужно выступать против реабилитации российских немцев, чтобы было полностью и окончательно?..
                * * *
 «Критиковать легко, а вот что делать-то?» - может возникнуть типичный вопрос.
Ну, во-первых, критиковать тоже нелегко, и даже очень нелегко, если это критика не ради критики – кто пробовал, тот знает.
Во-вторых, задача критики – обратить внимание на «имеющиеся еще недостатки»; устранять же их совсем не обязательно должен тот, кто их увидел.
В-третьих, предлагаю.
1. Снять предложенный нам законопроект с обсуждения вообще – как не обеспечивающий нашей реабилитации, как противоречащий конституционным правам нашего народа и Закону «О реабилитации репрессированных народов», как направленный на полное снятие вопроса о реабилитации и восстановлении нашего равноправия с повестки дня.
2. Федеральному Координационному Совету подготовить записку в Государственную Думу РФ, содержащую предложения по разработке Закона «О реабилитации российских немцев» в духе решения Форума общественного движения российских немцев (июнь 2004 г.). При этом исходить из того, что общественное движение не обязано разрабатывать проекты законов (это обязанность государства, которое имеет для этого соответствующие институты, службы и «специалистов-правоведов»), но должно выражать и отстаивать интересы своего народа при подготовке и рассмотрении таких проектов. (В подготовке записки готов принять участие).
3. Исходить из того, что нам нужен не любой закон, а только такой, который дает нам как одному из народов нашей страны равные права и возможности с другими народами страны; обеспечивает нам необходимые условия для национального будущего.
Исходить также из того, что если за 64 года после депортации, за почти 50 лет после восстановления государственности других репрессированных народов, за 40 лет после снятия с нашего народа всех обвинений, ставших основой для репрессий и полувековой дискриминации, за 14 лет после принятия Закона «О реабилитации репрессированных народов» - до сих пор  не принят закон о нашей реабилитации, то принятие «хоть какого-нибудь закона» исключает принятие другого, «более совершенного», абсолютно и навсегда; тут у нас не должно быть иллюзий.
4. Нам нужно хорошо помнить, что в течение последних 14 лет в стране национальной политики как таковой не было и нет; что структуры, призванные заниматься национальными вопросами, не имеют на деле для этого ни полномочий, ни указаний, ни прав, ни средств, ни даже программы такой политики. Поэтому не надо питать иллюзий и относительного того, что от тех или иных структур (чиновников) что-то зависит: национальная политика, тем более проблема российских немцев – вопросы не их уровня. Эти вопросы могут решаться лишь на самом высоком уровне, и только когда оттуда, сверху, поступит распоряжение о том, что «имеющий надобность утереть себе нос - да утрёт», можно будет ожидать исполнительского
 «рвения». Отсюда следующее предложение.
5. Поднять нашу проблему на тот уровень, на котором сегодня только и могут быть приняты решения по таким вопросам – Президент РФ, Администрация Президента РФ. Когда мы там сможем объяснить и убедить в необходимости, возможности, выгодности для государства решения нашей проблемы (а это именно так), то достаточно будет указания сверху, чтобы всё начало делаться как нужно. (В подготовке Обращения к Президенту, Записки в Администрацию, в аргументации при встречах готов принять участие).
6. Не считать принятие закона по российским немцам единственным и самым эффективным вариантом решения нашей проблемы. Сегодня это как раз самый неэффективный и рискованный вариант (исходя из сказанного выше, исходя из предложенного законопроекта).
Есть другой, более простой, быстрый и эффективный путь – Указ Президента РФ, который позволяет избежать бесконечной возни по подготовке и рассмотрению законопроектов в рамках несанкционированного сверху принципиального решения. (В подготовке проекта Указа готов принять участие).
7. Когда мы говорим о необходимости нашей реабилитации в соответствии с Законом «О реабилитации репрессированных народов», то сегодня представляется более продуктивным исходить из духа этого Закона, а не из его буквы. Для нас главное – необходимые условия для будущего нашего народа, т.е. совместное проживание, равные права и возможности с другими народами, - а не бывшие границы нашей бывшей государственности: как бы дороги они нам ни были, будущее народа дороже.
Варианты же решения нашей проблемы в сегодняшних условиях у нас разработаны, и они уже и озвучены, и опубликованы. (В очередном их изложении готов принять участие). 
 
В заключение одна просьба: не воспринимать всё здесь сказанное как направленное против кого-то лично - для этого у меня никогда не было ни желания, ни времени. Речь идет не о личностях, а о будущем нашего народа, о его авторитете, об авторитете нашего движения, авторитете его руководящих органов и лидеров. И полагаю, никто из нас не имеет права молча взирать со стороны, если народ наш лишается будущего, если дискредитируются его национальное движение, лидеры этого движения. Об этом сегодня речь.
И еще два предложения всем нам, участникам национального движения:
исходить в своих действиях не из «невозможности» решения нашего вопроса, а из необходимости его решения, потому что у нас нет выбора: или мы обеспечим будущее нашему народу, или своим бездействием лишим его этого будущего окончательно;
исходить из того, что решение нашего вопроса – в интересах нашей страны, и что именно сегодня, в новых условиях, оно возможно как никогда раньше, потому что как никогда раньше оно не только нужно, но и выгодно стране.
                Г.Вормсбехер

13 марта 2005 г.