Мифомистика -наше будущее

Любовь Сушко
МИФОМИСТИКА- СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ ЛИТЕРАТУРЫ


Литература  гибнет. Никто ничего не читает. На то, что издают без слез не глянешь и бесплатно брать домой не хочется.

Сколько раз на разные лады мы повторяем  все эти фразы.
Есть отчего прийти в отчаянье тем, кто упорно создает свой мир и не хочет замечать очевидного.

Конечно, можно сказать, что так говорили и в 19 веке, а уж про 20 и говорить нечего. Но тогда все-таки был стремительный рассвет для литературы, тогда еще вся классика в рукописях только рождалась.

Сегодня если она и томится в рукописях и на сайтах, то читать ее все равно почти некому.

Но почему так случилось? Когда  мы успели отбить интерес к чтению у тех 10 процентов продвинутых в сторону литературы людей, которые читали всегда, и как вернуть их к книге.

Думаю, что произошло это исключительно потому что, писатели в угоду публике начали создавать искусственные миры. Совершенно искусственные, выдуманные от первого до последнего образа, к реальности не имеющие никакого отношения.

Эти миры могут быть уникальны, талантливо сделанными, увлекательно описанными. Кстати, талант писателя и определяется по тому, насколько он талантливо  это может сотворить.
НО мы не заметили, как оказались окружены такими мирами, где уже не разглядеть ничего кроме искусственного мира вампиров, другой планеты, далекого прошлого с хоббитами и  троллями и прочими товарищами, которые нам совсем не товарищи.

Кстати , любовные романы и детективы, коих море на прилавках, это тоже тот же искусственный мир, в котором нет ничего от реальности, ну кроме каких-то реалистических деталей, тонущих в  искусственных сюжетах и  героях- манекенах, которых почти невозможно живыми представить.
Но что же нам остается в этом случае?

Как спасти литературу, чтобы стала она  экологически чистым и натуральным продуктом, к чему в реальности , если говорить о еде, многие и стремятся.

А если это пища духовная, так тем более надо нечто реальное, натуральное, живое, ну что же мы себя пичкаем химикатами , да еще такими ядовитыми, что души наши  уже давно в мумии превратились и почти дышать перестали.
Самый  просто вариант –вернуться к реализму, теперь уже не социалистическому, а рыночному или базарному. А то и натурализму, как  когда-то сделал Э.Золя…

Но это уже испробовано, кого-то устраивает, только  я так понимаю, что если у  вас есть талант, то  описывать скучные и обыденные ситуации из собственной жизни – это же тоска болотная.
А отзывы типа: - Со мной тоже такое же случилось, как я тебя понимаю.
Да они и ангела выведут из себя.  Задача писателя не в том, чтобы найти единомышленников, и убедиться в том, что не только с ним одним судьба обошлась жестоко.

Мелковата такая цель, вряд ли она удовлетворит творческого человека, тем более  если это и без того понятно. Требуются ли дополнительные подтверждения.
Что же тогда нам остается, чтобы спасти  если не всю литературу, то хотя бы собственное творчество, свою душу, ну и души тех, кто рядом оказался и нам не безразличен?

А ведь на самом деле все очень просто у нас есть огромный пласт мифов –на любой вкус – античные ( греческие), саги викингов, восточные, наконец славянские сказы.

Кто сказал, что мифы это  дремучее прошлое, до которого не дотянуться,  а не рождается ли будущее в прошедшем.
К сожалению, наши ученые, и любимый мой А. Лосев в первую очередь,  сделали из них такую неподъемную глыбу мрака, что понять и разобрать так что-то почти не реально.

Да и «Илиаду» по середины прочтет не каждый.
Но мифы вовсе не виноваты в том, что мы с ними так скверно обошлись.
Когда я смотрю на то, как несутся с выпученными глазами, хватают старушек и начинают им  с жаром и пылом толковать «Библию» некоторые одержимые ею наши товарищи, согласитесь, что  эти тетки вовсе не так умны  и талантливы, как и мы с вами, просто их зазомбировали и отправили нас просвещать.

Так почему бы нам не подойти с таким же рвением к мифологии, к этому сокровищу сюжетов, реалий, образов, героев, где все значительно интереснее, чем в написанной на основе всех мифов той самой «Библии».
Ведь такого разнообразия, такого богатства нет ни у одного фантаста, что бы он там не придумывал.

Мифы – это не сказки, это то, что происходило очень давно в реальности, - говорят нам ученые.
Я бы еще прибавила – это то, что происходит постоянно, потому что  ничего нового в мире нет – все повторяется.

И снова кто-то отправляется за Золотым Руном, кто-то  отправляется на Троянскую войну, и боги принимают участие во всех наших сражениях, важно на чьей стороне.

Но к тем же самым античным мифам, если они ближе и дороже вам, мы вольно или невольно прибавим в своих творениях мистику.
Ну куда нам теперь без снов, знаков, астрологии,  гадания, ясновидения? Они настолько прочно  укоренились в нашей жизни, что вне зависимости от того, верим мы в них или не верим, они существуют.
Вот и появился новый жанр МИФОМИСТИКА…

Поле деятельности бескрайнее. Время – сегодняшний день в контексте ВЕЧНОСТИ, а почему бы и нет, пространство бесконечное. Твори не хочу.
Первый и единственный из классических романов этого жанра, конечно «Мастер и Маргарита», не потому ли он остался таким актуальным, важным и значимым до сих пор, да и останется с нами навсегда.

На мой взгляд единственная ошибка Мастера в том, что он обратился к мертвому и искусственному мифу, потому все и оборвалось, и он  не смог оживить и сделать бессмертными ( в ткани повествования) героев – их пришлось вырвать из реальности и отправить в безлюдное пространство.
Если же взять древние мифы, то мы сможем подарить нашим героям бессмертие. Как и тем, кто живет в мифах на протяжении веков.
Чего еще мы сможем добиться в этом жанре?

- Значительно расширить пространство повествования.  Как вы помните – действие разворачивается в трех мирах:  небеса, земля , подземный мир.

- Автор и герои могу вести беседы с духами и богами, потому что  так и было в мифические времена – боги – действующие лица и в  мифах и в наших повествованиях. Не молитвы однообразные, а живой разговор- разве это не прекрасно?

- Вписать свое время в вечность, ну сколько мы можем жить так, словно с нас все началось и на нас все закончится, а там, хоть потоп, как выражался один из королей. Не надо потопа, нам надо стать частью единого целого.

- Оживить сами мифы, сделать их по-настоящему, а не только на словах частью культуры, славянской культуры. Это ли не станет единением разных стран и народов.

-Что же касается славянских мифов, их просто нужно вернуть в наш мир, наконец  почувствовать свои корни, единение с природой, вернуть  наших богов нам самим и понять, насколько мы богаты, как прекрасно прошлое, которое может стать и нашим грядущим.

Тут  остается только еще раз привести строки Татьяны Четвериковой, на которые наткнулась случайно

Возвращение к Истокам или Язычница
http://www.liveinternet.ru/users/3614196/post145798382/

«Мы славянским Богам не умели молиться,
заходили во храм иудейские лица.
Князь Владимир! Будь проклят за то,
что ни разу не молились Богам,
как и мы – СВЕТЛОГЛАЗЫМ.

Русокосым Богиням, что деток славянских
окунали в Оми, не в волнах Иорданских.
Свет Сиона и храм Соломона – чужое.
Оттого мы и жили с пустою душою…

В заповедных лесах, где ни конных ни пеших,
укоризненно ухнет затюканный леший,
да кикимора вдруг из болота окликнет,
да в ночи домовой половицею скрипнет.

Но, а мы все стояли во тьме, у порога,
за которым сиянье Даждьбога, Сварога,
тех, что райским блаженством славян не прельщали,
тех, что пламенем адским славян не стращали.
Что учили: душа есть у камня и древа…
Но от нас сокрывали все строки, напевы.

И ходили всю жизнь под чужими богами,
и себя – поделом! – называли рабами.
А теперь уж настало время иное,
и Богов своих славим мы с чистой Душою»!
Проснись Славянская Душа!

Литература умирает, в том виде, в  котором она существовала в 20 веке, в начале 21 века. Она, словно птица Феникс, сгорает дотла, но  из пепла должна возродиться совсем иная словесность.

Вам хочется, чтобы воскресла снова та словесность, которая у нас есть?
Мы с вами придумаем что-то новое? На смену вампирам придут роботы или еще какая-то нечисть и снова будем проливать слезы над грустной песней голодного вампира, которому нашей крови не хватило?

Или мы просто вернемся к прекрасному и вечному и дополним его своими собственными штрихами.
У нас есть звездное полотно Славянской саги. Нам остается только  соткать свою часть этого полотна, и в целости и сохранности передать его дальше.

Все на самом деле очень просто. Помочь в том нам могут и сказания других народов, тогда чужое станет своим.
Даром ли , рискуя жизнью, привез нам  Н.Гумилев Африканские мифы, которые до него были почти неведомы.

И все снова забыто, заброшенно, конечно, если вампиры вышли на тропу войны , тут уж не до настоящих мифов…
Но все хорошее, и все дурное рано или поздно кончается.

А.Н.Афанасьев еще в 19 веке, думая о нас, записал сказки,  написал огромный том «Поэтическое воззрение славян на природу»- яркое, неповторимое повествование, вполне доступное для восприятия тех, кто  умеет читать.

Его издали  большим тиражом сегодня – книга доступна, так что же нас опять к вампирам –то так тянет?

Наши издательства в этом отношении, как бы мы их не ругали, что-то делают.
Появилась прекрасная книга М. Дрюона "Дневник Зевса"
Книги о Трое. Повествование М.Джорж "Елена Троянская" - но опять же - это все авторы зарубежные. Они понимают какая сила в мифах заложена, и какая это благодатная почва для творчества - мы снова молчим, увы..

Хотя нет, у нас в "Армаде" сотня "веселых историй", где главными героями стали и Кащей, и Баба Яга и черти - но что делают писатели - берут знаковый , знакомый образ, и творят с ним , что вздумается, кроме знаменитой маски ничего. Истории веселые, местами, только почему рыдать хочется, когда" миллион меняют по рублю", как пел В.Высоцкий, кстати первый заговоривший о Лукоморье и несчастных лесных жителях, да так, что уже забыть было нереально... А потом "хотели как лучше, а получилось как всегда", забавно, не более того..

Вот потому с восторгом отношусь к отзывам, которые касаются всего связанного со «Славянской сагой»  - это оставляет надежду на то, что милая моему сердцу Мифомистика  все-таки раньше или позднее победит,  и станет одним из самых любимых жанров, который,  чем Велес не шутит, вернет нас не только к чтению книжек – это все-таки дело  не самое главное, а к смыслу жизни, к новому мировоззрению, к иному отношению и к природе и к себе, и  настоящему и к Вечности.
А иначе  в жизни и на самом деле нет никакого особого смысла…

О Русь моя, птица в полете незримом,
ты лебедью белой проносишься мимо,
и филин таинственный снова царит
Над миром тревоги, забот и обид.

В лесу заповедном Яга тосковала,
и Велеса вижу следы на снегу,
И где-то наш Волхв воплотится сначала,
А после русалка на том берегу

Возникнет, и снова ведут хороводы
Прекрасные юноши, девы милы.
И лес заповедный во мраке исхода
Он спит, он укрыт, он молчит до поры.

Но скоро туман  испарится, и в душах
Опять этой песни возникнет дурман,
И коршун- колдун, что однажды разрушил
Наш сказочный мир, упадет в океан.

И то, что пленило, и то, что терзало,
Оставит нас, знаю, довольно страдать.
О Русь моя, птица, ты так танцевала
Русалка-сестрица  и Лада опять

Из топи болотной поднимется, знаю,
И слышу, и слышу я голос волхва.
В лесу заповедном весна наступает,
И снова шепчу заклинанья, жива

Колдунья прекрасная, нет, не старуха.
Воскресла Яга, свою немощь забыв,
И дивные песни касаются слуха,
И лес заповедный  так дивно красив.

Загляните на эту страничку Сказка " Девушка лягушка"
это то самое чудо-чудесное, диво-дивное, о котором я и говорила
http://proza.ru/2011/01/23/284


Лирическое отступление 

МИФ- СКАЗКА - ЛИРИКА

Черная вуаль богини ночи. Мифомистика 21 века

Никта - богиня ночи.
Геката - богиня тьмы и колдовства.


Черную вуаль богини ночи
легкий ветер отшвырнул с лица.
Кони –птицы, кто догнать их хочет?
Только ветер, нет ему конца…..
И за этим страстным ураганом
Снова где-то в гробовой тиши,
Встал Аид, растерянный и странный
К Персефоне в ужасе спешит.

Что его сегодня испугало,
Ужас сам привык он наводить.
Это буря где-то бушевала,
И рвалась судьбы жестокой нить.
Отчего смеясь и завывая,
Чей-то  смех опять похож на плач?
Это просто бездну вспоминая,
Пробудился яростно палач.

Псы рычат,  встречает их Геката,
Позабыв и свет и колдовство.
Только Ника будет виновата
В том, что тьмы немое колдовство
Снова  в души наши подступило,
Мы уже страшны,  как эта ночь.
И Аида яростная сила
Вырвет ли, и сможет ли помочь.

Буря стихла, Дикая охота
Унеслась за кем-то по следам,
Знаю, просыпаться неохота,
А во сне так одиноко  нам.
Палачи готовы труд кровавый
Там вершить, проснись же поскорей.
И несется  в пропасть величаво,
Позабыв Афины,  зло Тезей,

Но как прежде в сумрак Ариадна
Бросить свой спасительный клубок.
Стонет Федра:- Не спасай, не надо,
Он всегда печально одинок.
И смеется где-то за чертою
Никта и несется вновь назад,
О, опомнись, что теперь с тобою.
Тьма не вечна, ты не виноват.

Кони –птицы, кто догнать их хочет?
Только ветер, нет ему конца.
Черную вуаль богини ночи
легкий ветер отшвырнул с лица


№№№№№№№№№№№№№

Мифомистика - литература зазеркалья, того света, где прошлое  становится грядущим, а будущее отражается в прошедшем...
Мы творим, взглядываясь в бездну или это бездна смотрит в нас?


На границе бытия и духа
Творчества застыли зеркала,
Пусть терзают сны тебя и думы.
Звезды в небе в море острова.
Где-то там, у призрачной границы,
Там, у самой бездны на краю.
Пусть тебе роман еще  приснится,
И тогда я звезды полюблю.

Холодно и хочется проснуться,
Но в плену у вечности и сна,
В тело разморенное вернуться,
Нет, не хочет дерзкая она…
Тонут сны, какие-то преданья
Стали вдруг реальностью на миг,
В этот миг прощенья и прощанья
Жизнь ушла в пространство вечных книг.

И поэты у волхвов во власти
Поняли всю горечь бытия.
Что еще осталось? Лучик счастья,
Та улыбка вечная твоя….
- Я не тот, всю молодость растратил,
Все осталось где-то за чертой.
С лилией ко мне выходит Мастер
И Пилат просился на постой.

А луна была почти прозрачна,
Словно Саломея в миг полета,
И ждала я в этот час напрасно,
Вдохновенье больше не дается.
Это в небе отразится море,
Это в море даль небес видна,
Пусть Пилат очнется и поспорит,
Но его встречает тишина.

Лилия –наперсница Морены,
Не цветок, а только вечный знак.
И поэт уходит вдохновенно.
Он и знал об этом и не знал,
Все зеркально. Все  уже знакомо,
Только как не сбиться нам с пути?
«Лунною сонатою» влекома,
Я в тот мир могу уже уйти.

Где сегодня зазеркалье духа,
Почему опять нам снятся сны?
И терзают горестные думы,
Мы должны быть вместе? Мы должны…
Только там, где буйствуют поэты,
Бунт толпы их быстро усмирит,
Призовут опять они к ответу,
Сильных мира – этот храм сгорит.

Власть была печальна и жестока,
Птица над пустыней поднялась.
Мир не слышал мудрого пророка,
Только спесь опять бушует в нас,
Он пришел не вовремя, как будто
Время есть для страшных перемен,
Зазеркалье духа, смотрят смутно
Гении в печаль былых измен…

№№№№№№№№№№№№№№№№№№
Реальность - сказочна, сказка реалистична, порой она спасала жизнь в прямом смысле - вспомните Шахразаду - она жила, пока рассказывала свои сказки. И прекращались войны, потому что властелин хотел дослушать эту историю.
Сказка и сегодня не так слаба и беззащитна , как кажется, она может многое, в этом еще только предстоит убедиться.

Власть сказки безмерна

И чтобы пыл властителя умерить,
и прекратить и ярость, и сраженье
Должна в себя сначала ты поверить,
потом в него, и этот свет ученья.
И сказки вязь, она еще витала,
над городом, над миром, и над ним
И где-то там забытая сияла
его звезда: - И вместе мы сгорим.

Ты говорила, он внимал устало,
 что сказка, лишь сплетенные слова.
И как душа во мраке трепетала,
и как была прекрасна и жива
Ты в эти ночи, стать могла любая
для вас последней, но в тиши луна
Опять твои сомненья освещает.
И сказка лишь, когда душа больна

Ему еще поможет, это право,
должна ты нынче снова заслужить.
Соперница твоя глядит лукаво.
И ей он дарит в суматохе жизнь.
Что Аладдин, и Синий Джин и дева,
куда дорога их опять ведет.
Сначала дерзко , а потом несмело
к тебе по углям он теперь идет.

И ждет его забытое сказанье,
которое должна ты сочинить.
И свет звезды, мигнувший на прощанье,
улыбки спесь старается хранить.
О этот миг единого порыва,
о эта боль у жизни на краю.
Какою ты печальной и красивой
была тогда, и я тебя люблю.

И в сумерках, и в эпоху звездопада,
властитель твой почти спокойно спит.
Устав смертельно, ждет Шахерезада,
когда звезда последняя сгорит.