В первый класс

Галина Вильченко
В первый класс

Юрий и Алиса еще нежились в постели, когда раздался телефонный звонок. Никто из них звонка, да еще в такую рань, не ждал, поэтому и трубку брать не торопились. Но телефон не умолкал и Юрий, недовольно косясь на жену, протянул руку.
- Слушаю! – он зевнул и закрыл глаза.
- Спите? – спросила трубка язвительным голоском Анны, подруги жены.
- Выходной день, к тому же дождь идет, - почему-то стал оправдываться Юрий, толкая в бок Алису. – А тебе чего не спится?
- Да я вчера вам звонила, но не дозвонилась. Ваш Володька в какую школу идет?
- Как в какую? У нас школа почти во дворе, - пробурчал Юрий и протянул трубку жене. – На, это Анька.
Алиса нахмурилась, взяла трубку, но глаз не открыла.
- Ань, что ты хочешь? – недовольно пробурчала она. – Лично я хочу спать, мы вчера поздно легли.
- У вас три школы рядом, я хочу знать, в какую вы записали Володьку.
- Что за глупый вопрос? В твою, конечно! – глаз Алиса не открыла, но плечами пожала.
- Но его нет в списках! И документов его нет, я проверила! – воскликнула Аня.
- Как нет! – Алиса распахнула глаза и резко села.
- Ты сама документы приносила? Кому отдавала? – допытывалась Анна.
- Юрка относил, - ответила Алиса.
- Узнай, может, он перепутал и не в ту школу отнес?
Алиса отняла трубку от уха и посмотрела на мужа. Тот безмятежно нежился в постели, и делал вид, что разговор жены с подругой его не касается. Но вскрик жены заставил его открыть глаза.
- Юра, ты в какую школу отнес документы? – ласково спросила его Алиса.
- Какие документы? – удивился Юрий.
- На Володю.
- Да я вообще ничего никуда не относил, я думал, ты отнесла, - пожал плечами Юра.
- Что? Я же тебя еще два месяца назад просила! И ты обещал сделать! Ты понимаешь, что через три дня первое сентября, а у нас ребенок еще в школу не записан! – она вскочила и начала одеваться.
Юрий тоже встал, но одевался не торопясь и слегка посмеиваясь над женой.
- Ты чего разошлась? Думаешь, что чем раньше мы его запишем в школу, тем он лучше учиться будет? – усмехался он.
- Как ты не понимаешь?! Я просила Аньку определить его к определенному учителю, а сейчас классы уже сформированы, он попадет в класс, где собраны дети, которых никто брать не хотел! – доказывала Алиса.
- Ты хоть сама думаешь, что говоришь? – рассердился Юрий. – Это же маленькие дети, что значит – брать не хотели? Алис, успокойся! Сейчас отнесем документы, в какой класс попадет, в том и будет учиться. А там посмотрим, - принял решения Юрий.
Через полчаса они стояли перед Анной и выслушивали ее мнение о своей безалаберности и безответственности.

***
Володя был любознательным мальчиком и просто мечтал пойти в школу. Не на все его вопросы могли ответить мама и папа, дедушка и бабушка, а так же многочисленные их друзья и подруги. Володя вообще пришел к выводу, что взрослые только делают вид, что все знают. На самом деле они многого не знают, и на один и тот же вопрос мама и папа отвечают по-разному. Но в школе смогут ответить на все его вопросы! Володя лично проверил, все ли мама купила к школе. Тетради, ручки, карандаши, конструктор. Букваря не было, и хоть Володя читал уже хорошо, но он точно знал, что первая книга, которую читают в школе – это букварь. Он расстроился и чуть не заплакал. Но мама успокоила его, сказав, что прописи, букварь и другие учебники выдадут в школе. Иногда Володя бегал к школе и долго смотрел на нее. Школа большая, в несколько раз больше, чем их детский сад. Целых три этажа! Интересно, а на каком этаже будет учиться он? Хорошо бы на третьем, тогда из окна будет видна вся округа.
Аленка была моложе брата на полтора года. В мае ей исполнилось пять лет. Читать она еще не умела, да и не очень хотела научиться. Ей нравилось, когда сказки на ночь читала мама, а она лежала с закрытыми глазами и представляла себе крокодила, который проглотил солнце, усатого тараканище, который держал в страхе всех зверей. Представляла себя в образе маленького воробья, который не испугался великана и клюнул его. А если бы она сама читала сказки, то как бы смогла себе их представлять? Пока Аленка этого не понимала. Иногда Аленка писала на маленьких листочках разные буковки, и относила маме или папе, чтобы они прочитали. Но они только смеялись, а папа говорил, что ее тайнопись никто не сможет расшифровать. Аленка этого тоже не могла понять. Ведь она же списывала буковки из книжек, почему же они не могут прочитать? Конечно, можно написать буковки по-порядку, как в книжке напечатано, но тогда будет неинтересно, и получится, что это не она написала, а кто-то другой. Весть о том, что Володя скоро пойдет в школу, девочку расстроила. Он и так казался ей умным. Она заявила маме, что тоже хочет в школу, и что это не честно, что он идет в школу, а она нет. Она же маленькая, меньше Володьки, а маленьких обижать нельзя.
- Вот именно, ты маленькая еще, а малявок в школу не берут! – гордо заявил Володя.
- Берут! – возразила Аленка и топнула ногой.
- Знаешь, Аленушка, в школу дети идут, когда им исполняется шесть  лет, так что тебе пока еще рано. Пойдешь на будущий год, - успокоил ее папа.
Аленка надулась, но вскоре, что-то решив про себя, успокоилась.

***
Казалось, все приготовили заранее. На вешалке висели белая рубашка и костюм. Под кроватью стояли черные блестящие ботинки. В вазе стоял большой букет гладиолусов. А в синий ранец заботливая Аленка сложила тетради, ручки и карандаши. Правда, мама сказала,  что ранец первого сентября брать не надо. Но у Аленки по этому поводу было свое мнение. Надо же будет Володьке куда-то положить букварь, который ему в школе дадут!
Но утром первого сентября начался аврал. Ночь прошла беспокойно. Володя спал крепко и спокойно. Он знал, что мама разбудит его вовремя, и в школу он не опоздает. Зато Аленка просыпалась каждые полчаса и будила родителей, чтобы узнать, который час. В результате, звона будильника никто не услышал. И если бы не кот Плутон, который захотел есть, проспали бы. Мама с папой бегали по квартире, постоянно сталкиваясь, Володька закатил истерику, потому что не смог найти новые носки, а в старых, как он заявил, его могли не принять в школу. Ведь у первоклассника все должно быть новое!  Зато Аленка через пять минут стояла в красивом синем платье с ранцем за спиной и с букетом гладиолусов в руках. Наконец собрались и остальные.
- Алена, ты зачем ранец взяла? – спросил папа.
- Надо! – коротко, по-деловому, ответила девочка.
- Мешать будет, - предупредила мама.
- Не будет! – заверила девочка.
- Это мой ранец, я сам его понесу! – заявил Володя.
- А тебе цветы, - Аленка, улыбаясь ангельской улыбкой, протянула братишке букет.
Володя взял цветы из рук сестренки, и семья вышла из дома.
Впереди шагал Володя, держа перед собой букет. Папа и мама следовали в метре от него, держа за руки Аленку. Девочка улыбалась. Из репродуктора задорный детский голос сообщал, что сестренка Наташка теперь первоклашка, а Володя, гордо расправив плечи и напустив на себя важный вид, прокладывал путь сквозь толпу нарядных детей и возбужденных родителей, бабушек и дедушек. Табличку «1Д» нашли быстро. Володю передали молодой учительнице, на груди которой был приколот бэджик: Надежда Александровна, 1Д класс. Алена осталась стоять рядом с братом, а мама и папа забрались на ступеньки, откуда было лучше видно. Первым говорил и поздравлял с началом учебного года директор школы, потом представители разных предприятий и организаций. Наконец будущие выпускники подарили первоклассникам книжки и воздушные шарики, прозвучал первый звонок, и первыми в школу под песенку «Чему учат в школе» вошли первоклассники. За ними в здание просочились и их родители. Алиса и Юрий замешкались, они пытались найти Аленку.
- Говорю же тебе, она пошла с Володькой, я видел! – доказывал Юрий жене. – Пошли!
Едва они вошли в школьный вестибюль, им навстречу выбежала Аленка,  с Володиным букетом в руках.
- Вы где потерялись? – возмутилась она. – Все уже в классе, пойдемте быстрее, а то нам букваря не хватит. Вы знаете, куда идти? А то я здесь заблудилась уже, все двери одинаковые и везде дети сидят, тоже какие-то одинаковые!
- Не волнуйся, - улыбнулся Юрий. – Сейчас найдем, на нужной нам двери будет написано «1Д».
Нужная дверь нашлась на первом этаже. Юрий уже собрался толкнуть ее, но Алиса задержала его. Она осторожно постучалась и, приоткрыв дверь, вежливо произнесла:
- Извините, пожалуйста, мы немного заблудились. Можно нам войти?
Но ждать разрешения Аленка не стала, а смело шагнула в класс, неся впереди огромный букет.
- Вот, с праздником вас! А куда мне сесть? – она посмотрела на притихших детей и улыбающихся родителей, которые толпились сзади парт.
- А вот и двадцать пятый ученик, - улыбнулась Надежда Александровна, взяла девочку за руку и подвела к последней парте, где было свободное место. Гордая Аленка уселась на стул и посмотрела на соседа, белобрысого мальчишку с нахальными голубыми глазами. Едва учительница отошла от их парты, мальчишка спросил:
- Ты откуда пришла? Из детского сада?
- Ага, - кивнула Аленка. – А ты?
- А я из первого «1Б», - гордо ответил мальчишка. – Тебя как звать?
- Алена Юрьевна, - скромно ответила девочка. – А вас?
- Лешка Васильев я, меня в школе все знают! Я тут в прошлом году два стекла выбил!
Надежда Александровна посмотрела на последнюю парту и укоризненно покачала головой. Дети притихли.
Алиса хотела сказать Надежде Александровне, что Аленка еще не первоклассница, но Юрий удержал ее.
- Потом разберемся, - шепнул он. – Ты Володьку видишь?
- Нет! – испуганно ответила она.
- И я не вижу, - усмехнулся Юрий. - Что делать будем – искать сына или послушаем, что учительница говорит?
Но на них зашикали другие родители, и вопрос отпал сам собой. Юрий решил, что никуда сын из школы не денется, в крайнем случае, придет домой. А Алисе передалось спокойствие мужа. Наконец, Надежда Александровна сказала, что надо завтра принести в школу и всех отпустила. Довольно улыбаясь, Алена подошла к маме и папе. Но радости на лице мамы не увидела. Та с волнением набирала номер на мобильном телефоне.
- А ты кому звонишь? – поинтересовалась девочка.
- Домой, вдруг Володя уже дома? Нет. Трубку не снимают. Юра, надо звонить в милицию! – волновалась Алиса. Аленка молчала, только хмурила брови. К ним подошла Надежда Александровна.
- У вас что-то случилось? – спросила она.
- У нас пропал ребенок! Мы же вам его с рук на руки передали! – чуть не плакала Алиса.
- А разве не это ваш ребенок? – удивилась Надежда Александровна, показывая на насупленную Аленку.
- Наш, только у нас еще и сын есть, - улыбнулся Юрий. – Дети вместе были, а когда зашли в школу, парень исчез. Алена, ты знаешь, где Владимир?
Аленка отрицательно покачала головой.
- Так, а когда он тебе цветы отдал? – продолжал спрашивать дочь Юрий.
- Когда в школу вошли, - прошептала девочка и заплакала. – Это не честно! И я не малявка! Вы сами говорили, что я уже большая…
- Ничего не понимаю! – воскликнула Надежда Александровна.
- Я тоже не понимаю, но надеюсь, что Алена нам сейчас все объяснит, - сказал Юрий и присел перед дочерью. – И где Владимир?
- Он там, с большими ребятами, - девочка махнула рукой в сторону актового зала, где шестые классы в рамках урока мира смотрели фильм о войне.
- И как он там оказался? – удивилась Алиса.
- Он в туалет захотел, попросил меня букет подержать, а я цветы за штору спрятала. Когда Володька вышел, я сказала ему, что все в зал пошли, там как раз музыка заиграла. Володька про цветы даже не вспомнил. Когда он скрылся за дверью, я взяла цветы и увидела вас, и мы в класс пошли, - рассказывала родителям Аленка. – Надежда Александровна, можно я тоже буду в школу ходить? Володька ведь уже умеет читать и считать, а я не умею.
Володя вышел из зала с Анной Викторовной, подругой Алисы. Он держал ее за руку и что-то горячо ей доказывал. Увидев родителей, мальчик закричал:
- Папа, мама! А мы кино смотрели, «Полонез Огинского» называется! Я решил тоже научиться играть на скрипке! А еще я хочу учиться у тети Ани, а она говорит, что сначала я должен научиться читать, писать и считать. Мама, скажи ей, что я уже умею читать и считать! И писать печатными буквами!
Анна улыбалась, Алиса облегченно вздохнула, Юрий хмурился, Аленка пряталась за маму. Пока взрослые пытались убедить Володю, что кроме чтения и письма в первом классе изучают еще много интересного и полезного, девочка морщила лоб и покусывала губы. Наконец, приняв решение, она подергала за руку тетю Аню.
- Где у вас тут самый главный? – спросила она.
- А тебе зачем?
- Я буду ходить в школу, я уже даже с одним мальчиком из нашего класса познакомилась. А учиться никогда не поздно, так папа говорил. Так где у вас тут главный, который в школу записывает? – Аленка повертела головой, увидела тетю в синем халате и радостная бросилась к ней. – Здравствуйте, а можно я тоже буду в школу ходить?
- Можно, если года позволяют, - улыбнулась тетя.
- Мне года позволяют, мне мама с папой не позволяют, и Володька. Говорят, что я маленькая! Ура! Я буду в школу ходить! – закричала Аленка и принялась бегать по коридору.
- И что делать? – спросила Алиса Анну.
- Ничего, - пожала та плечами. – Хочет – пусть учится. Вот придете домой, сразу пусть и начинает палочки писать. Если напишет страницу, и палочки будут ровными, возьмем в школу.
Палочки у Аленки не получались, и писать их было скучно и трудно. Подумав, Аленка решила, что пойдет в школу на следующий год, а пока походит в садик. Но каждый день, когда Володя садился за уроки, Аленка пристраивалась рядом, открывала тетрадь и старательно выводила палочки. А то еще и на следующий год в школу не примут!