Долги друзьям. Окна души художника Попова

Владимир Плотников-Самарский
Долги друзьям
Окна души художника Попова

16 февраля 2008 года в программе «Самарские судьбы» заслуженный художник России Евгений Горовых говорил о том, как трудно живется самарским живописцам: многих в буквальном смысле изгоняют из мастерских. Я еще хотел да не успел привести в пример художника-самородка Владимира Попова, у которого никогда не было мастерской, а ушлые «посредники» предлагали ему за реализацию картин 10 процентов  (!) от выручки.
 
И я не знал в те минуты, что в эти же минуты сердце Володи Попова остановилось.  На следующий день я уехал в длительную командировку, не попав ни на похороны давнего друга, ни на 9 дней…
Поэтому не могу ни поверить, ни примириться. Поэтому разговариваю с ним.

Володя, как же так? Мы свиделись 5 февраля, через три дня после твоего 57-летия. И как мы общались! Ты радостно выставлял новые акварели, открывающие самый светлый период твоего творчества. Мы с восторгом предавались мечтам, что вот, де мол, а не пора бы сделать авторский Интернет-сайт художника Попова…

Мечты. Почему мечты?
А потому что ты писал чудные акварели, но не мог их продать, ведь рамки теперь куда дороже картин! Да и что перед неподступностью «оформительских цен» твои «инвалидные» 2 тысячи?! Вся твоя «мастерская» - это самодельный мольберт, несколько подрамников да полсотни нарезанных стекол для так и «необрамленных» холстов. И все это в 10-метровой «скорлупке» рабочей общаги по улице Искровская 7 («приток» ул. Осипенко). Да, еще книги по искусству, философии. Плюс магнитофон, на котором ты слушал классику. И портреты, портреты на стенах. На них - любимые дочь и сын. Маша и Вася. С нежной поволокой на глазах ты слагал о них устные оды… Было за что: оба в отца. Дочь преуспела в организации корпоративных и развлекательных программ, а 15-летний сын – подающий надежды музыкант…

И ты рисовал. Лихорадочно, с упоением... А когда припекало – продавал. За гроши. И еще раздаривал с той «дури», которая зовется добротою душевной. Счет утраченным произведениям идет на сотни. А сколько еще хитро выклянчили или в наглую стащили? Как стащили раритетный 140-летний, трехмедальный самовар, который ты волок в Куйбышев из далекой Тамбовщины? Многие, ох, многие попользовались твоей добротой и безотказностью.

Поэтому все последние годы тебе было душно здесь, в «мастерской». От духоты и удушья спасало лето. С мая по октябрь ты жил на даче у мамы Валентины Семеновны. Там писалось красиво, душевно, раздольно и аппетитно. В мае вот мечтал расширить там терраску. Была чтоб у художника летняя мансарда. Подговорил на реставрацию и меня. Кто ж планирует загодя? Художник, фантазер...

Немного биографии
Родился в большой русской семье. Старший брат Юра умер в прошлом году, лишь на 11 дней пережив свое 57-летие. Погодки по рождению и по…
Есть еще сестра Любовь Васильевна, до последнего принимавшая участие в судьбе брата. Плюс младший брат Сергей…
Вова Попов еще со школы увлекся детским клубом «Ракета», занимался у Михаила Бедарева. Были там и фотокружок, и секция чеканки…
Определяющими в судьбе сам он считает курсы замечательного художника Анатолия Песигина.
Потом «фотосессия» в заводской лаборатории и многотиражке «ГПЗ № 9»… Фотокор газеты «За Родину»… Командировка в Тольятти… Еще 2 гола в военной периодике г. Ермак (Казахстан) с регулярными выездами на полигон…

Твое мастерство фотохудожника - факт общепризнанный. Сам видел дипломированных художников, что выпрашивали твои «дежурные» фотоснимки на пленэре для... будущих «своих» пейзажей.

В ипостаси фотографа вступил в Союз журналистов России. Правда, навороченную фототехнику так и не сподобился приобресть.

Ранимая душа и к сердцу всё принимала слишком близко. Как результат – боль в желудке во время копки огорода, обернувшаяся инфарктом. А следом - уход с работы и мизерный инвалидный паек от государства. С таким на «картину маслом» не замахнешься.

Впрочем, была, была в твоей жизни счастливая и на редкость благожелательная выставка в Доме журналистов. Ее удачно дополнила персональная экспозиция в Областном доме офицеров. Но было это 11 лет назад…

Володя! Мне посейчас режут слух твои слова в последнюю нашу встречу: «Дверь на ночь не закрываю. Боюсь, помре, и ломай тогда дверь». За 10 дней до… мне и в голову не приходило, что все так запущено. Выглядел-то недурно: бодр, весел, полон планов и цитат!

Но все эти годы тебя кто-то постоянно сбивал, отвлекал - отвлекал художника, что «хуже кражи со взломом» (В. Высоцкий). И мешал… Здоровью и, как оказалось, жизни.

Магия акварельных метафор
«В. Попов по профессии фотограф. Но по призванию художник.
Итак, фотограф и художник. Ждать бы, кажется, от такого "симбиоза" сверхточной, математически выверенной техники, абсолютного правдоподобия и скрупулезной детализации... Не тут-то было.

В палитре Попова есть нечто от импрессионистов. Ну вот, воскликнет кто-то, еще один явился эпигон. Сислей, Сезанн, Моне... и нате вам - Попов! Напрасна ваша ирония…

В кон¬це концов, изобразительных средств в искусстве, наверное, не больше, чем в литературе. Это ли преграда истинным талантам? Главное - иметь свой зоркий глаз, незаурядный вкус и данное только избранным, не поддающееся научно обоснованным толкованиям, умение проникнуть в душу к зрителям и почитателям... Итак, свой взгляд, свой мир, свое душевное состояние, своя манера их воспро¬изведения через индивидуальное преломление. Снимок души и "негатив" ее изнан¬ки...    
    
У Владимира Васильевича есть Свое... Это, конечно, тысячеликое "Окно". Не всегда графически четко выписанное, зачастую, оно - лишь смутная мозаика то невнятно-полутусклых, то красочно-разноликих, то буйственно-агрессивных, то томно-полусонных, то медно-тревожных, то радостно-воздушных узоров, пе¬реливов и тонов. Но в общем фокусе, уж так выходит, мир его "окон" несет несродный "негативу" светло-солнечный, возвышающе-оптимизирующий заряд. "Окно" рисовали многие. Владимир сумел по своему заглянуть в него. А что увидел - судить нам.

А вот другой "коронный" символ. Он прост и стар, как белый свет. Шар, верней его, так скажем, "разноличье", "многомерье", "стоцветье" и "противоречье". Вот этот шар  - Яйцо с зародышем всего живого, пересеченное игольчатым изломом куста (не смертушкой Кащея ль?)... А здесь - округлый глаз-аквариум роящихся теней и образов, идей и мыслей. Иль бесподобнейший слепящий чудо-красотой  Подсолнух в магнетизирующих кудрях протуберанцев... То ль Яблоко - греховный плод разврата, войн, но и... любви!

Пейзаж - особый пласт озарений. Тут перед нами - дерево-паук, мятежно рвущееся с первого листа. А вот оно же - на другом - меланхолической медузой истаивает плавными извивами в пленэрно-иллюзорной глубине. Но всем пейзажам самородка свойственна разнообразно-яркая, напевно-мелодичная, холодяще-обжигающая широ¬та дыхания…

Здесь хаос и нестройность мазков, штрихов и линий не отвращает взора. Не зря сказал ведь Жан Кокто: "Красивая картина - останки убиенной жизни". Владимир без фотографической красивости оживляет "останки жизни", совокупивши их с фантазией поэта. Сколь мастерски колдует он на стыке света с тенью. "Создавая" небо - сам душой парит. И это передается в простенькой, по первоглядке, акварели. Так, тривиально говоря, творится космический синтез природы и искусства. И только - посредством вдохновения и воображения. Энергетический импульс художника мощен и завораживающ.

Вы вдумайтесь - вглядитесь: до чего же просто и ве¬ликолепно - угрюмо-серый небосвод заката и устремленное к нему белейшее до умо-помраченья, предела нежнос¬ти, ласкающе-баюкающее душу, веселяще-всеочищающее тысячекуполье хрупчайших одуванчиков…

Да, купола, соборы, образа... тема Креста и Веры пронизывает все творчество Поповаэ
 
...Запечатленный чуть размытый Храм - как Пик - в завивах "колких" облаков или эфирно-дымчатых небесных кряжей?

…Владимир пишет много и с азартом. Его альбомы - архив "заснятых" на десятилетья мгновений-духооткровений…

Автор наш работает в раз¬ной технике. Уголь, акварель, пастель, масло... Пробует себя как живописец. Однако душит, тормозит безденежье... Для нормального творческого созидания, как известно, нужны деньги. И не малые. Их-то практически нет.

…Владимир не умеет продавать, ему дан дар творить. Поэтому не будем забывать: настоящий художник всегда трогательно беззащитен в своей неприспособленности к рыночному чистогану, который диктует фактически все, в самоубийственной обидчивости перед злословьем критиков и зависимости от благорасположенья "меценатов"»…

Это все писал я 12 лет назад в «Народной трибуне» - газете самарских профсоюзов, которым Попов отслужил почти 10 лет - с первого номера до первого своего инфаркта с последующим переводом на инвалидность.

А где инвалидность, там, сами понимаете, безденежье. Он до последнего получал нищенские 2000. Как на такое не то что творить, - прожить? Но жил и творил, благодаря поддержке родных – мамы, дочери и сестры Любы.

Муза на стыке жанров
«Володины «Окна» - окна души». Эта фраза из "Книги отзывов" с твоей авторской выстав¬ки кратко и емко отражает саму суть многогранно-го творчества. Профессиональный фотограф уже на пятом десятке – в 1991-м - взялся за кисть... Взялся вдохновенно и одержимо.

Случайностей не бывает. Жи¬вопись оставалась мечтой всей твоей жизни. И вовсе не случайность – те отроческие бдения с карандашом и палитрой в мастерской художника Песигина... Затем – армия, где ты, поборник справедливости, не давал в обиду – на потеху «дедам» - безусый молодняк. Потом два десятилетия нелегкого хлеба фотокорреспондента. Все это не минуло зазря. Зоркий, цепкий глаз человека с фотоаппаратом помалу научил¬ся четко фиксировать главное. И потом, в  1991-ом, был первый всплеск радостных  красок  еще "неопытной кисти". А следом - бурные и частые всполохи  озарений.  И образы пережитого мрака, преломляясь сквозь возвышающие символы вечного и прекрасного, постепенно формировали ясный и солнечный мир твоих героев, метафор, аллегорий и... особый стиль.

Твои работы не спутать... Об этом с редким единоду¬шием говорят твои друзья-художники Виктор Сухов, Константин Загоскин… да и, что греха таить, достаточно завистливые коллеги. Но вслух и в глаза!!!

Это зафиксировано и в Книге отзывов, где не врут и не стесняются в выражениях: "Пришел с очень плохим  настроением. Походил. Посмотрел. Успокоился". "Вы счастливый человек, если в вас живет такое мировоззрение». Не поверите, но нет в этой Книге ни одного злого и насмешливого отзыва!  По-видимому, природа мироощущения художника Попова такова, что его картины начисто обезоруживают зло.

Теплы и человечны фантазии твои, Володя. Не раз приходилось слышать, что они заряже¬ны мощной и светлой энергией.

Русская природа, христианские храмы и купола, летящие облака, вырисовывающие на небе светлые символы и узоры - все это можно увидеть на полотнах Володи.

Увы, друзья, это не прозрение, а всего лишь позднее признание: Владимир Попов самобытен, его взгляд резко ин¬дивидуален. И это - самое ценное. В этом всем есть искра божья и личное "я".

Постскриптума не будет. Будет факт…

Попов Владимир Васильевич. Русский художник. Самородок самарский. Родился 2 февраля 1951 года. Умер 16 февраля 2008-го. Вечная память…

2008 г., на "сорок дней".