Вольная

Алексей Бритнер
Чужие деньги не приносят счастья
Не открывай дорогу зависти в себе
Дела корыстные влекут несчастья               
Живи во благо людям и себе.


                1

Я вам поведаю историю, друзья,
То может быль, а может вовсе сказка,
О том, как барин попадью любил,
И долго длилась истины развязка.
Весенним тёплым днём, за чашкой чая,
Поп с попадьёй сидели за столом,
За разговорами баранки уплетая,
Судили о житье-бытье своём.
Они сидели на террасе,
Вокруг цветы красивые росли,
Вблизи от дома пролегла дорога,
По ней товары из станицы шли.

Позвольте здесь немного отступить,
Составить облик двух героев перед вами
И продолжать рассказа нить,
Чтоб как-то образы сложились перед нами.
Сначала опишу попа, он статен и красив,
Ему и нет и сорока, затылок весь обрит,
Бородка аккуратная при нём,
Что видел высший свет
И взгляд как будто свысока,
Важнее просто нет.
Поповна хороша собой, ей двадцать восемь лет
На личико она мила, фигурка лучше нет,
Большие карие глаза, уверенная стать
И уверяю, что не грех с ней бы переспать.
Плебейский титул  попадья, ей не к лицу носить
Ведь можно даже королю руки у ней просить
И как в народе говорят - ангел во плоти,
А поп готов был за неё хоть по дерьму ползти.
Поп свою жену любил, Анжела её звать
Обет он взял с неё – мужчинам не давать
Себя, конечно же, в расчёт велел не принимать,
А также честь семьи своей ничем не осквернять.
Мефодий, так зовут попа,
В отличие от пассии своей
Не стал обременять свою особу он пока
По принципу ревнивых королей.

Итак, вернёмся мы к столу,
Где поп с женою трапезничать сели
Им только наслаждаться кушаньем тогда
Они друг другу все мозги проели.
Зачем из ничего раздоры наводить?
Бывают в браке и непонимание, и ссоры
Стремиться нужно мирно всё решить,
А не пытаться навести разборы.
Вся ругань то из-за чего была:
Поп ревновал жену буквально ко всему,
Анжела ведь красавицей слыла
И на внимание мужское падкой посему.
В ту пору мимо домика попова
Случилось барину в коляске проезжать
И встретившись глазами с Анжеликой
Порыв своей души он был уже не в силах удержать.
Такая красота сидела на террасе
Вовек бы глаз не отвести от ней,
А милое лицо, какое чудо,
Наружу проситься порыв его страстей.
Он вышел из коляски, в сад вошёл,
Придумывая тему разговора для завязки,
Поднялся на веранду к столу вплотную подошёл
И суетливо теребил у сюртука подвязки.
Поклон вам низкий, батюшка, - сказал Андрей
И вам, сударыня, день добрый благий,
Приехал к вам я из соседних деревень
Привёз на церковь добровольные подати.
Вот ведь хитрец, как ловко всё придумал,
Достал наглядно толстый кошелёк
И поп уже купюры в кулачке сжимает,
По совести, от совести он был далёк.
А барин глаз с поповны всё не сводит,
Трепещет сердце пылкое в груди
И дальше разговор Андрей заводит,
Оставив все стесненья позади.
Устал с дороги, просто жуть
Нельзя ли с вами мне немного отдохнуть.
Конечно же, присаживайтесь с нами, -
Сказал Мефодий,  разводя руками.
Меня зовут Мефодий, жена моя, Анжела,
А ваше имя как, достопочтенный?
И кто направил вас, с сей миссией благословенной?
А сам всё денежки в руке сжимает
И думает скорее об одном,
Как понадёжней спрятать подаянье
В укромном уголке своём.
По батюшке Аркадьевич, зовут Андрей
По роду – племени из знатных я кровей,
До сей поры остался не женат,
Зато имением и состоянием богат.
Простите же меня великодушно, -
Промолвил поп, вставая с кресла
На улице сегодня как-то душно
Не нахожу я дома просто места.
Пойду, пройдусь немного, посижу в саду,
Но я недолго скоро подойду
Я рад, что люд мирской не забывает божью суть
Ну, пейте барин чай, желаю вам приятно отдохнуть.
Оставшись с Анжеликой, барин на один
Стал комплиментами одаривать её
Всё говорил красивыми словами,
Включив в беседу обаяние своё.
Тем временем Мефодий денежки считал
Благодаря сей выпавшую милость,
А барин жёнушку попову ублажал,
Боясь персоною своей попасть в немилость.
               
                АНДРЕЙ
Вы, Анжелика, просто прелесть,
Не видел я доселе красоты такой
Вам впору барыней в народе слыть
Не проходил ли помысел у Вас такой.
Такую красоту губить в мирской глубинке
Служить обедни, быть при церкви той
Вся жизнь пройдёт как по старинке,
Какое счастье вам в судьбе такой?
               
                АНЖЕЛИКА
Мне всё понятно барин,
Хотите увезти меня с собой,
Но я ведь замужем
И выбор не одобрит церковь мой такой.
К тому же муж мой очень уж ревнивый
И это дело не оставит без внимания,
Насколько осчастливите меня вы,
Со стороны моей вы удосуждесь понимания.
               
                АНДРЕЙ
О, ангел мой, любимая моя,
В мехах и золоте ты будешь щеголять,
Ни в чём не откажу тебе родная,
Но как Мефодию затею нашу дать понять.
               
                АНЖЕЛИКА
Быстры Андрей Аркадьевич вы больно,
С чего вы взяли, что согласна с вами быть
И с мужем мы живём довольно дружно,
А церковь позволяет нам любить.
               
                АНДРЕЙ
Всё видно и без дураков
Не пара он тебе
И хватит неженку играть
Поехали ко мне.
               
                АНЖЕЛИКА
Ну, хорошо, согласна я,
Вы тоже мне понравились, Андрей,
Но как же церковь и семья
Подумайте скорей.
Как мы уедем незаметно
От глаз людских, мирских забот,
Я думаю, что будет трудно,
Доставит много нам хлопот.
Как буду мужу я в глаза потом смотреть,
Молва плохая обо мне пойдёт,
Нам нужно всё до мелочей предусмотреть
И оправдание придумать наперёд.
Скажу, что повидать я крёстную хочу,
Живёт она в соседней деревушке,
Короткий путь туда лежит через болото,
А дом стоит у леса на опушке.
Немного погощу у крёстной,
А завтра вечерком
Домой засобираюсь спешно
И прибегу тайком.
Скажу ей, чтоб домой скорей прийти
Через болото и по лесу придётся мне идти,
Все будут знать, от крёстной убралась,
Ну а до дома своего, увы, не добралась.
               
                АНДРЕЙ
Пока ты делаешь свои дела
Остановлюсь я в хате на краю села.
Вещички никакие не бери
И заполночь к часовне подходи.
Я подготовлю лошадей
Поставлю ближе к лесу,
А ты старайся поскорей
Пробраться незаметно и по лесу.
По возвращению обратно на пути
Ты оброни в болото свой платок,
Чтоб мыслей не возникло где тебя найти,
А мы тем временем поедем на восток.
Там где восходит солнце красно,
Поля широкие по берегам реки
И уверяю, Анжелика, не напрасно
Твой выбор сделан верно...
               
                МЕФОДИЙ
О чём вы спорите мои друзья
Прошу прощения, не долго я?
Усталость на меня нашла
Чуть-чуть вздремнул, она прошла.
Уж больно диалог у вас любезный
Воркуете как голубки,
Давайте уберём мы стол трапезный
На дню у нас дела, Анжела, не легки.
А Вас наверно, барин, дома заждались,
Желаю лёгкого пути обратно,
Чтоб скоро до родного края добрались
И не воспринимайте речь мою превратно.
               
                АНЖЕЛИКА
Ах, милый мой Мефодий,
Отбрось свои все подозренья
Наш разговор характер носит мирный
И он не стоит твоего презренья.
Простите барин за такой приём
Действительно у нас немало дел
Использован не будет даром ваш заём
И мы с Мефодием уходим в свой удел.
               
                АНДРЕЙ
Да нет же, вам огромное спасибо
За хлеб, за соль и угощенье
У вас тут очень мило и красиво,
А за навязчивость свою прошу прощенье

Мефодий и Анжела удалились
И барин поспешил убраться
Какие мысли в голове у них ютились
Попробуем в дальнейшем разобраться.
               

   
                2

Позвольте снова отступить от строк
И рассказать весь истинный мотив происходящего
От давних крепостных времён
И до сегодняшнего, в поэме настоящего.

Жила – была в селе одна девица
Трудолюбива, на руки мастерица
Была любезна и учтива
Собой мила, божественно красива.
Жила одна, являлась сиротой,
Но по характеру совсем уж не простой
Одна вела исправно всё хозяйство,
А в доме был порядок и убранство.
И случай был на троицу тогда,
Гулял и веселился весь народ
Смешались все сословия и касты
Увеселенья люда были не напрасны.
Их взгляды встретились,
Граф холостой, крестьянка молодая,
И закружился в танце хоровод
Поёт и пляшет весь честной народ.
Но всё вернулось в  бытиё,
Как прежде дни бегут за днями,
Не может граф забыть её   
Во сне мерещится она ему ночами.
               
                ФЁДОР
Отец, я не могу так больше жить
Тоска печаль меня съедает,
Свой век хочу я счастливо прожить,
А мне чего-то в жизни не хватает.
Девчушки той, крестьянки молодой,
В селе на празднике которую я встретил.
Я только думаю о ней одной,
Других в своей я жизни не приметил.
Что посоветуешь ты мне, отец,
Как дальше жить с такой тоскою,
А если с ней пойду я под венец
Ты примеришься с мыслью таковою.
               
                ОТЕЦ ФЁДОРА – СТАРЫЙ ГРАФ
Тебе поехать нужно к ней в село
Поговорить с ней и узнать поближе,
А если будешь с нею заодно,
То бог судья вам, живите же.
Я стар уже
Надолго не останусь белый свет коптить
Всё состояние своё я передам тебе,
А все грехи ты можешь мне простить.
               
                ФЁДОР
Спасибо, папа, за благословенье
Придётся самому мне счастья попытать
Лететь ведь не придётся в поднебесье,
Чтоб девушку любимую сыскать.
Деревня эта мне знакома
Всего в пяти верстах от нас
Не нужно ехать далеко от дома
В дорогу собираться буду, сей же час.

Приехал Фёдор в ту деревню
С трудом домишко ветхий отыскал
Увидел девушку, стоявшую у печки
Ту, о которой сильно тосковал.
               
                ФЁДОР
Мир дому вашему, хозяюшка.
Простите, что незвано к вам явился.
Прости мне, господи, мои слова,
Я просто очень сильно в Вас влюбился.
Всё думал, плохо спал ночами,
Благословения отцовского просил,
Теперь перед моими Вы очами
И встречу первую я не забыл.
               
                МАРИЯ
И где ж ты был всё это время
Не думала тебя увидеть снова
Садись же, Фёдор, потолкуем
Нам может, не представится и случая такого.
               
                ФЁДОР
Откуда имя ты моё узнала?
               
                МАРИЯ
А говоришь, что помнишь всё любезный граф
Ты был в тот день чрезмерно пьян
Меня в сарае силой взяв
Пошёл на сеновал курить кальян.
В ту ночь деревня вся сгорела
Моя изба осталася одна
Тебе перечить, я не смела
Ты тоже мне понравился тогда.
Сейчас уж дочка подрастает
Ей третий год уже пошёл
Отца ей очень не хватает
Спасибо что хоть вспомнил и зашёл.
               
                ФЁДОР
Ну, надо ж, как повеселился
Предположить даже себе не мог
До белых чёртиков чуть было не допился
Тот случай видно сильно мне помог.
А я всё думал, вспоминал,
Как дело было, где я спал
Твой облик милый не забыл,
Тебя нашёл и раздобыл.
Пойди же замуж за меня родная,
Я буду лишь одну тебя любить,
Перевезу вас с дочкой на свою усадьбу
В согласии и мире будем вместе жить.
               
                МАРИЯ
Не так всё просто, мой любезный граф,
Я крепостная и не властна над собою,
А после дел произошедших на деревне
Навряд ли будут разговаривать со мною.
И так бросают на меня косые взгляды
В поджоге обвинить меня пытались,
Но фактов доказательных ведь нет
И дело дальше не пошло, как не старались.       
Я про тебя ни слова не сказала,
Никто не знает, что со мной ты рядом был,
Куда пропал, я с той поры не знала,
Всё думала, что ты меня забыл.
               
                ФЁДОР
Я искуплю свою вину, поверь,
В деньгах вы с дочкою не будете нуждаться,
Передо мной ты не закрыла дверь,
В долгу я перед вами не хочу остаться.

Уехал граф из деревушки той
И с той поры прошло немало лет,
Женился позже на другой,
Но в отношении крестьянки дал обет.
Составил завещание посмертно,
Чтобы делить имущество не как попало,
А с уважением друг к другу, дружно,
Чтоб никому богатства не досталось мало.
Нотариус вскрывает завещание
Читает всем присутствующим в зале
И видится во взглядах увядание,
Кого-то лишнего им в доле указали.
Граф сыну завещал своё имение,
Финансы оставлял супруге,
А третья часть всего богатства
Принадлежит подруге.
И как не сопротивлялись мать и сын
Против закона не пойдёшь
Делиться всё равно придётся
Хочешь этого или не хочешь.
Они решили просто промолчать
Мария ведь не знает завещание,
Ей вовсе не на что претендовать
И для неё это не будет наказанием.

Жизнь движется, и дни бегут за днями,
Марии дочка быстро подрастает
Стройна, красива, весела
Анжелой её мама нарекла.               
В ту пору крепостное право отменили
И крепостных на волю отпустили,
Мария с дочкой навсегда
С тех мест убраться поспешили.
               
                3

В часовне тёмной и сырой
Андрей сидел и ждал,
Об Анжелике он одной
Тихонько тосковал.
Она ведь ничего не знает
Что есть расчёт её сгубить,
А если всё потом узнает,
Как дальше с нею поступить.
Он наперёд предположить даже не мог,
Что Анжелика хороша собой,
Но перед графом крупный долг
И он обязан привезти её с собой.
Очаровать её своей персоной,
Просить, чтоб переехала к нему,
Представить тут же перед графом
Дальнейшее уже решать только ему.
Теперь, когда её увидев,
Поставил план весь под сомнение
Спешить не нужно в таком деле
Граф не спросил ведь его мнение.
Андрей Аркадьевич азартный был игрок
И проигрался на существенный залог
На выручку пришёл не кто иной, как граф
Тем самым в услуженье его взяв.
Сказал, что долг он может погасить,
И графу оказать услугу,
Про деньги может позабыть
Довериться ему во всём как другу.
Необходимо что-то предпринять,
Не дать злодею девушку сгубить,
Всю правду может Анжелике рассказать?
Немного лестью стоит подкупить.
Она нужна ведь графу только из-за денег
Является наследницей его имения,
Женившись граф на ней, лишит всего
Не будет же он ждать её старения.
Устроит где-нибудь несчастный случай
Свидетели и прочее, всё будет,
Свой замысел он всё равно осуществит
И совестно ему от этого не будет.
Граф даже обещал награду,
Удачно дело если завершиться,
Ведь барин всё же друг ему
И на кого-то нужно положиться.
Вот тут-то граф существенно ошибся,
Андрею, показав расклад,
Ход дела может измениться,
Получиться совсем другой уклад.

                4

                АНЖЕЛИКА
Пойду я, милый, до соседней деревушки,
Давно уж не была у крёстной,
А по дороге заскочу к подружке
Домой вернусь, возможно, поздно.
Ты не волнуйся за меня,
Не первый раз ведь я иду,
А ты побудь сегодня дома,
Я вечером уже приду.
               
                МЕФОДИЙ
Мне может проводить тебя, Анжела,
Иль сходим в гости вместе,
Тревожно отпускать тебя одну,
Душа как будто не на месте.
               
                АНЖЕЛИКА
Ну, право, ты как маленький, Мефодий,
Надолго я в гостях не задержусь,
Ты дожидайся, не скучай,
Я до заката возвращусь.
               
                МЕФОДИЙ
Ну, что ж, моя почтенная супруга,
Коли желаешь в путь идти одна,
Пусть будет счастлива подруга
И крёстной передай привет сполна.
Тебя я буду дома дожидаться
Сготовлю ужин, расстелю постель,
А также в доме поспешу убраться,
Когда придешь, тебе открою дверь.
И всё же, Анжелика,
Боюсь тебя одну я отпускать,
Ну, хорошо, не буду разговор я снова
На эту тему заводить опять.
 
Анжела сделала всё, как сказал Андрей,
Сходила в гости к крёстной и подружке,
А после шла через болото поскорей
К себе в село из этой деревушки.
И проходя болотные места,
Оставила в трясине свой платок,
Она пошла через болото неспроста,
Была Анжела с детства этих мест знаток.
Из леса вышла на краю села,
Дорога повернула вправо,
Идти вперёд, пути обратно нет,
В противном случае грозит расправа.
Сама не зная, что творит,
Что впереди ей жизнь готовит,
Свою судьбу она боготворит,
Неважно, что в ответ судьба ей приготовит.
Дорога вывела к часовне,
Здесь должен ждать её Андрей,
На улице давно уже стемнело,
Чтоб не приметили, Анжела шла быстрей.
Они как будто бы не виделись сто лет
Друг к другу кинулись в объятия,
Их губы встретились в прекрасном поцелуе
Не ведя счёта времени сего занятия.
Лаская части тела,
И говоря красивые слова,
Вся ночь любви молниеносно пролетела
На коем месте находилась голова?
Им невдомёк, что Анжелику начали искать,
Ведь поп не мог на месте усидеть,
В соседнюю деревню милую пошёл встречать
Не удосужился её там углядеть.
Вернулся в дом,
Домой Анжела не пришла,
Они быть может, где-то разминулись,
Другой дорогой вероятно отошла.
Мефодий снова в ту деревню к крёстной,
Подробней мать об Анжелике расспросил,
Обратно к дому через лес, через болото,
Он засветло домой прийти спешил.
Но проходя болотные места,
Увидел поп платок оставленный Анжелой,
Он встал, как вкопанный, не мог сойти и с места,
Как примириться с мыслью таковой.
Что будет делать он, оставшись без Анжелы,
Любимую жену так глупо потерять,
Но всё равно ведь нужно что-то делать,
И время также даром не терять.
В свою деревню побежал Мефодий помощь звать
Поведал людям, что с Анжелой приключилось,
Се положение необходимо поправлять,
Ну почему же с ними это всё случилось.
Собрались мужики на поиски Анжелы,
Вся группа двинулась в то место на болото,
Поп не терял надежду, что она жива
Надеяться ведь нужно хоть на что-то.
Искали долго, ночь всю напролёт,
При свете факелов багры в трясину опускали
И был уж день, конечно же, Анжелу не нашли,
А только все промокли и устали.
Не знать им всем, что Анжелика
В часовне с барином уединились,
Пока они копаются в болоте
Влюблённые не раз уже перекрестились.

Настал рассвет.
Андрей и Анжелика в путь собрались,
Старясь не попасться на глаза,
Верхом на лошадях они за горизонт убрались.
И всё же было бы неплохо,
Покинь они часовню в темноте,
Но суждено родиться лохом
И ошибаться в простоте.
Парнишка деревенский
Коров на пастбище водил,
На уезжающих на лошадях людей
Внимание своё он обратил.

                5

Прибыв в свою усадьбу молодые
Располагаться стали на постой,
Предположить, что день вперёд грядущий
Окажется совсем уж не простой.
Андрей в беседе с Анжеликой тет-а-тет
Поведал всю историю сполна,
Раскрыв тем самым графа весь секрет,
Быть может всё поймёт она.
Во всей истории одно
Не ожидал Андрей, что вновь,
Как в ранние его года
Пронзит его любовь.
               
                АНДРЕЙ
Вот здесь живу я, тут располагайся
И будь, как дома не стесняйся.
Сейчас я приготовлю ужин
Сидеть с тобой нам голодом недюже.
Я покажу тебе свой сад
И если хочешь, погуляем,
Я время проводить с тобою рад,
Об этом оба мы, конечно, знаем.
А после, познакомлю со своим соседом,
Он знатный и богатый человек,
Мы встретимся с ним завтра за обедом,
Как будто бы не виделись уж целый век.
Силантий Фёдорович его имя,
Немного странное чуть-чуть,
Но сам он по себе жестокий человек
И будь с ним осторожна, не забудь.
               
                АНЖЕЛИКА
Нам разве стоит выходить во свет,
Ведь будут разговоры, толки
Не привлекать внимание покамест,
Зачем нам головные боли и размолвки.
Быть может, стоит нам уехать
Из этих мест уж насовсем
И не показываться боле,
Какое дело до нас всем.
               
                АНДРЕЙ
Наступит время так и будет
Пока - что план совсем другой,
От нас ведь много не убудет
Побудем здесь ещё с тобой.
Дела свои хочу уладить
И с графом нужно мне поговорить
Напряжность в отношениях чуть сгладить
И бдительность его немного усыпить.
Уверен, граф тебя в покое не оставит,
Его могущество всех просто удивляет,
Душа его во власти денег,
И он умело ими управляет.
Нам нужно сделать вид, что мы покорны
И дело движется, так как задумано сперва,
Решение придёт уже по ходу
Работала бы только голова.

                АНЖЕЛИКА
Мне остаётся быть покорной
Не останавливаться ведь на полпути,
Мы обо всём договорились,
Я думаю, должно нам повезти.

Настало утро следующего дня
Андрей с Анжелой к графу стали собираться,
Обговорили все детали разговора,
Готовясь временно расстаться.

                6

Мефодий с мыслью не смирился,
Что Анжелики больше нет.
Он поиски свои продолжил,
А для себя смиренно дал обет.
Найти Анжелу во что бы то ни стало,
Быть может всё таки она жива,
Сомнение одно Мефодию запало
Сюжеты разные перебирала голова.
Стал собираться он  на поиски Анжелы
Сгрудил манатки в вещмешок,
Куда отправиться, подумал он вначале?
Наверное пойду я на восток.
С утра пораньше вышел в путь
Мефодий по траве шагая,
Мешок наперевес, в руке батог,
Себе под нос молитву напевая.
Так шёл он несколько часов,
Тоску в себе превозмогая,
Через поля, леса, луга,
Найти Анжелу лишь мечтая.
Вдруг глядь, у леса на опушке
Стоит охотничья избушка,
Коровы тут же рядом
Пасутся прямо стадом.
У домика сидел парнишка,
Тихонько что-то напевал,
И подошедшего попа
Он не замечал.
Мефодий вежливо к мальчишке обратился
Тот лишь кивнул в ответ,
В дом пригласил войти его
Компанию составить на обед.

Я опущу сюжет весь разговора,
Не стоит Вашего внимания,
Продолжу странствие попа
В поэме сей повествования.
Деталь отмечу важную одну
Мальчишка тайной поделился,
На днях он женщину увидел небывалой красоты
Лишь раз увидев, он в неё без памяти влюбился.

Создался повод для мышления
Предательство Мефодий не простит,
А если это похищение,
Помочь жене судьба благоволит.
Раз всё же тело не нашли,
Осталась теплиться надежда
Наверно помощь ждёт она,
А я еле плетусь, невежда.
Клониться солнце на закат,
В ногах усталость уже есть,
Мефодий отдохнуть бы рад,
Вот только где-то бы присесть.

Неподалёку был домишко
 Мефодий зашагал к нему,
 Позволят отдохнуть маленько
 Останусь на постой, быть посему.
 Попу позволили остаться,
 Давай расспрашивать, куда путь держит и зачем,
 Мефодий вынужден признаться,
 Историю поведал известную нам всем.
 Наутро следующего дня
 Мефодий стал в дорогу собираться,
 Хозяин тронутый судьбой попа
 Решил в советах не стесняться.
 И вот дорога впереди,
 Что ждёт Мефодия, не знает
 Счастливая судьба осталась позади,
 Лишь будущее суть реальности познает.
Не знать ему, как долго путь продлится
Где будет в следующую ночь,
И далеко совсем не каждый
Захочет просто так помочь.


                7

 На званый вечер в доме графа
 Стол полон был различных яств,
А барин наш, как будто сваха


(продолжение следует…)