И это политика в пользу российских немцев?

Гуго Вормсбехер
Гуго Вормсбехер
И это политика «в пользу российских немцев»?
(К итогам ХII заседания Межправительственной Российско-Германской комиссии)

5-6 апреля с.г. в Берлине состоялось очередное заседание Российско-Германской комиссии по проблемам российских немцев. Напомним: Комиссия была создана еще в 1992 году. Её задача – реализация положений «Протокола о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия с целью поэтапного восстановления государственности российских немцев», подписанного тогда же. Была определена и периодичность её заседаний: «по мере необходимости, но не реже двух раз в год».
С тех пор вместо минимум 24 плановых заседаний состоялось всего 12, при этом за последние четыре года – одно, что вполне говорит об «интенсивности» решения наших проблем.
По Протоколу Россия брала на себя обязательство «поэтапно восстановить республику немцев Поволжья», ибо «восстановленная республика немцев Поволжья станет культурным и духовным центром для всех немцев, проживающих на территории государств, входивших в состав бывшего СССР, а также убедительным свидетельством их полной политической реабилитации, независимо от того, решат ли они туда переселиться или захотят остаться в местах своего нынешнего проживания». Золотые слова!
Германская сторона брала на себя «оказание экономической и финансовой помощи проектам на территориях, где предусмотрено восстановление республики немцев Поволжья; участие в создании инфраструктуры; содействие в техническом оснащении новых и переоснащении старых промышленных предприятий и агропромышленного комплекса; участие специалистов в разработке и осуществлении комплексной экономической программы и земельной реформы; подготовку кадров». Благородные намерения!
Таковы были цели и договоренности. И можно себе представить, что имела бы сегодня Россия на своей территории, если бы намеченное было выполнено; что имели бы Саратовская и Волгоградская области и что - российские немцы, полвека ждавшие таких решений.
Но за 12 прошедших лет практически ничего из этих слов Протокола, как и из Закона «О реабилитации репрессированных народов», не выполнено (это ведь надо суметь!). Зато последовательно выполнялось «ответственное заявление» Президента России Бориса Ельцина, сделанное им в том же году на встрече с жителями одного из совхозов Саратовской области. «Никакой автономии не бу-дет! Я вам как президент это гаран-ти-ру-ю!» И вместо республики предложил российским немцам селиться на военном полигоне: «И пусть эту землю, которая снарядами начинена, пусть они её, значит, обрабатывают. И Германия поможет».
Вот так выполняются межгосударственные соглашения!
Дальше шло в том же духе: есть хороший Протокол, есть хорошая цель, заявлены хорошие намерения, но сдвинуться с места невозможно, потому что есть и «ответственное заявление» «гаранта Конституции», точнее – гаранта невосстановления автономии. Поэтому все эти годы Комиссия на своих заседаниях говорила не о том, для чего была создана. И из текста Коммюнике заседаний вообще исчезли слова о восстановлении государственности российских немцев. И всё вертелось теперь лишь вокруг проектов, языковых курсов да прочих гарнирных компонентов, очень скоро превративших национальную трагедию народа в притягательную кормушку для «практиков».
В этом свете не стоит удивляться и тому, что на последнем заседании Комиссии смог отметить свою уникальность председатель Международного союза немецкой культуры (МСНК) Г.Мартенс. Оказывается, из всех участников первого ее заседания он единственный от общественности российских немцев оказался и на двенадцатом заседании. Впрочем, этот феномен, как можно сделать вывод после прочтения доклада уникума, имеет очень простое объяснение - доклад называется: «Новое время открывает нам новые возможности…»
Что же за новое время такое наступило по карманному календарю председателя МСНК? Оказывается, по «его» мнению, Протокол 1992 года о поэтапном восстановлении государственности российских немцев так устарел, что у него уже «даже название не отвечает реалиям сегодняшнего дня»!
И что же теперь делать с этим анахронизменным Протоколом? На этот вопрос у специалиста по заголовкам международных документов тоже есть ответ, выношенный самыми глубинными интересами всех его ЗАО под светским именем «Международный союз немецкой культуры»:
«МСНК считает необходимым обновить межгосударственный акт, определить новые актуальные цели…», что, как выясняется,  «позволит … российским немцам уверенно и ответственно строить свое этническое будущее в Российской Федерации»!
Оценку этим словам давать не стоит. Достаточно знать, кто их сказал…
Вот так-то, граждане российские немцы! Не нужна вам, оказывается, никакая государственность, которая у вас была, которая вам положена по Закону, которая предусмотрена соглашением двух государств и которая есть у других народов России. Прав, значит, был Сталин, лишивший вас республики; правы были все его преемники, согласные иметь немцев «хорошими работниками» на заводах, шахтах и в колхозах Сибири и Казахстана, но никак не равноправным народом в стране; прав был и Ельцин со своим «ответственным заявлением».
Все они были правы. И наивно полагать, что это лишь мнение одного из тех, чьи идейные убеждения всегда в ладу с собственной выгодой. Ведь разного уровня чиновникам, кому все эти годы приходится заниматься  «национальной политикой», до сих пор не было сверху даже намека на то, что «ответственное заявление» Ельцина отменяется. А значит, и все разговоры о государственности российских немцев для них крайне нежелательны. И требуются «мнения» о том, что российским немцам (в отличие от других народов страны) государственность уже не нужна; более того, что именно ее дальнейшее отсутствие и позволит им, наконец, «уверенно и ответственно строить свое этническое будущее».
Однако Закон и Протокол ведь тоже официально не отменены. Поэтому законопослушным госслужащим, тем более в условиях своего перманентно подвешенного состояния, рискованно самим делать заявления, противоречащие Закону и Протоколу, и очень нужно для этого «мнение общественности». Но общественность российских немцев уже давно  объединилась, и мнение у нее как раз совпадает с мнением своего народа, отраженным двумя государствами в Протоколе. Значит, нужно показать, что это движение опять «не совсем едино». А для этого могут пригодиться даже те (или только те?), кто имеет к проблеме репрессированного народа хотя бы коммерческое отношение.
Так руководитель МСНК оказывается в списке членов Межправкомиссии от общественности российских немцев – несмотря на своевременно заявленные (как теперь тоже выясняется) протесты руководящих органов движения российских немцев. И на заседании Межправкомиссии  «новые подходы» звучат именно из его уст…
Но почему же отсутствие государственности позволит российским немцам уверенно строить своё этническое будущее в дальнейшем, если никоим образом не позволило этого за целых 63 последних года? Если именно ликвидацией и невосстановлением их государственности российские немцы за эти годы уже почти полностью лишены своей национальной культуры, родного языка? И если уже более двух с половиной миллионов человек, не пожелавших окончательно ассимилироваться в ходе такого «уверенного строиельства», были вынуждены, бросив всё, выехать в Германию с надеждой хотя бы сохраниться там как немцы?..
Нет ответа на эти вопросы у авторов «новых подходов». Зато в тексте Коммюнике заседания Комиссии имеется пункт 13 (есть всё же Бог! даже сам номер пункта говорит о его нечистости!), полностью отражающий нужное «мнение»: на просьбу германской стороны хотя бы подготовить, наконец, проект Закона о реабилитации российских немцев, российская сторона высокомерно и холодно «указала на возможность для российских немцев реализовать в рамках российского законодательства все гражданские права и свободы, гарантируемые Конституцией Российской Федерации»!
Вот так-то! Утрись, некомпетентная германская сторона! И не забывай: тебе, так и быть, дозволяется оказывать в своих евро «помощь России в интересах российских немцев», но это совсем не значит, что тебе можно и ноги на стол: не возникай больше с разными вопросами и предложениями! Твоя роль тоже была определена давно, в том же «ответственном заявлении», причем неразрывно с ролью российских немцев. Что ли напомнить? Можно! «И пусть эту землю, которая снарядами начинена, пусть они (т.е. российские немцы. – Г.В.) ее, значит, обрабатывают. И Германия поможет». Всё понятно?
Утритесь и вы, российские немцы! У вас ведь есть всё, что требуется, чтобы «уверенно и ответственно строить свое этническое будущее в Российской Федерации»!.. И никакой государственности вам больше не нужно. Вы же сами это утверждаете в лице «представителей» вашей общественности…
И возникает вопрос. То ли в Российской Федерации две Конституции – одна напоказ и для всех, гарантирующая народам право на самоопределение, сохранение национальной культуры, родного языка, гарантирующая их равноправие с другими народами страны; другая, тайная – только для российских немцев, исключающая всё это? Или просто тем непонятливым российским немцам, которые и через 13 лет после «ответственного заявления» гаранта Конституции продолжают наивно надеяться на восстановление справедливости по отношению к ним, дают еще раз понять: ну «не бу-дет» вам ничего! Катитесь вы все… на свою «историческую родину»! Тем более, что она, видимо, что-то сообразив, начинает сокращать свою «помощь России» для так усердно, аж в поте лица, осуществляемого здесь процесса «поэтапного восстановления государственности российских немцев»…
Вопросов возникает много. Зато хотя бы понятно, кто и почему так неизменно оказывается плавающим наверху и в нужном месте. Ведь если «государственная» политика в отношении российских немцев не находит поддержки у самих российских немцев, у их Федеральной НКА, у их Ассоциации общественных объединений «Гемайншафт», у их Федерального Координационного Совета, сформированного движением российских немцев как единый представительный орган (куда, кстати, Г.Мартенс отказался войти - чтобы сохранить возможность самому определять, когда и на каких условиях проявлять свой «реализм»?) – то всегда найдется кто-то, на которого любая политика, обладающая средствами, может положиться…
Так что кому-то подобная «политика» действительно «открывает новые возможности» (хотя и старых возможностей для таких вполне хватало!). Российским же немцам закрывает всё. И – окончательно.

*   *   *
Из основных документов, принятых на ХП заседании Межправкомиссии, можно, к сожалению, увидеть лишь то, что делается, чтобы не делать главного. И беда не в том, что всё, что делается, не нужно. Беда в том, что всё, что нужно, сводится к тому, что делается. И что все эти планы и намерения, способные кому-то где-то что-то действительно дать, никогда не дадут главного народу. Потому что не ведут к решению его национальной проблемы. И даже не имеют отдаленной целью решить эту проблему. Более того, все эти планы и проекты, требуя для своей реализации немало средств и исполнителей, отвлекают и выделяемые «на проблему» средства, и людские ресурсы от решения самой проблемы.
Ещё хуже: в процессе такого «уверенного строительства этнического будущего» люди, получающие за это деньги и нередко даже искренне верящие в то, что делают нужное народу дело, оказываются в ситуации, когда, боясь в нынешние нелегкие времена потерять источник хоть каких-то своих доходов, становятся уже не заинтересованы в ином подходе к решению проблемы, становятся порой даже противниками её решения, готовыми - не только по заказу, но и по собственной инициативе - доказывать (осознанно или неосознанно) «несоответствие» верных, отвечающих интересам народа и государства, решений «сегодняшним реалиям».
Но, не найдя в этих документах даже намека на задачу восстановления нашей государственности – главную задачу Комиссии, - не будем падать духом. Ведь нам не привыкать: мы хоть раз за свою историю видели внимание к нашим проблемам?! Лучше сделаем вывод о том, можно ли и дальше молчать и бездействовать, когда уже столько лет ведется политика, ведущая к исчезновению целого народа. И при этом еще и стимулируется «одобрямс!» от нашего имени этой политике с ее вновь и вновь запускаемым тезисом о  «несоответствии сегодняшним реалиям» ожидаемых нами уже более 60 лет реабилитации и элементарного равноправия с другими народами страны…
Так всё новые сотни тысяч людей подводятся к выводу, что принимаемые государством законы и международные соглашения - лишь фикция и обман. И что истинные цели проводимой «национальной» политики  «в соответствии с Конституцией» совсем другие, а именно: сохранение бесконечного неравноправия народа, недопущение его совместного проживания, исключение национального будущего и окончательная ассимиляция - в розовом тумане умело прививаемой наркозависимости от «проектов» и средств на них, вымогаемых у «исторической родины» российских немцев на изначально совсем другие проблемы.
И ещё один вывод предстоит сделать: о том, может ли такая антигосударственная политика быть действительно санкционирована теми, кто искренне заботится об интересах страны, кто думает о возрождении её экономической мощи, кто стремится к межнациональному согласию в многонациональной стране? Или это тот же случай, когда Президент страны, как после последнего кровавого теракта в Ингушетии, только прибыв на место лично, обнаруживает, что на самом деле «картина несколько отличается» от того, что ему докладывают?..