Бессмертие и безответственность

Андрей Рябоконь
  Бессмертие и безответственность. Что общего? 


Позвольте начать столь серьёзно заявленную философскую тему с цитаты «в противовес» – из книги замечательного Мастера слова, можно сказать, классика ХХ века Булычёва (Игоря Всеволодовича Можейко) «Покушение на Тесея»:
   «Что дальше? Куда двигать?.. 
     Грабителей и убийц можно не опасаться, но надо быть готовой к попыткам насилия. Отношение к женщине в те времена было скотским, особенно к женщине одинокой. Об этом, впрочем, и написаны почти все греческие мифы.
     Не дай Бог повстречаться с каким-нибудь мелким божеством, эти существа совершенно аморальные и бесконтрольные, потому что бессмертны и ничего не боятся (подобная публика ещё попадалась в начале XXI века, им тоже казалось, что они бессмертны). Вот с такими милыми напутствиями Кору и отпустили на поиски Тесея». 

   А ведь и правда – в этом что-то есть…
   Бесспорно, люди, которые чувствуют свою безнаказанность и псевдоважность – благодаря тяжести дорогого их твёрдому сердцу кошелька и/или тяжести грехов – как правило, подсознательно верят в своё бессмертие (стараясь не думать, что итог-то один) и весьма безответственны.  Если не по отношению к своим близким, семье, то уж по крайней мере к «дальним» – народу, стране, к Человечеству, наконец… Не слишком ли возвышенно получилось?
   Давайте поговорим о божествах более крупных – или об идолах. Да вот, к примеру, хоть о Калигуле – объявившем себя равным богам (что свойственно многим императорам, и не только римским) и пролившем реки, моря кровушки народной. Хотя у нас больше как-то сладко любят в этом контексте разговоры о Сталине – чем не тиран? Да, тиранов хватало во все времена и почти у всех народов, более-менее «цивилизованных»…
   Впрочем, если заниматься историческим самобичеванием, то запросто можно ухнуть в глубь веков сразу за Иваном Грозным и Чингис-ханом.
   Вот представьте: жил-был тиран, идол, древнее божество, одним словом. И все современники дружно стенали под игом его – на что имели полное демократическое право (право на свободу стенаний – хотя и на иго тоже!).  но вдруг тиран как-то внезапно сгинул – то ли под ударом всеобщей революции, то ль просто от старости…
   И сразу, на ниве свободы всеобщей, расплодилось множество мелких тиранчиков, тиранишек. Мелких божеств, одним словом. Тех самых, о которых в книжке «Покушение на Тесея» сказано – и аморальных, и бесконтрольных, потому что бессмертны и ничего не боятся. 
   Они лихо рассекают по колосящимся нивам свободы на своих заморских колесницах, и столь же лихо давят колёсами зазевавшихся представителей наконец-то освободившегося и категорически независимого народа своего. 
   Так сказать, впечатывают светлый лик народный прямиком в благодатный чернозём. 
   Ничего не напоминает? Скажем, лихие 90-е?.. Любого столетия.
   Ладно уж, вопрос, что лучше – один тиран или куча тиранов – оставим потомкам.  Равно как и ответ на него. 

   Кажется, пришло время для второй (и последней) цитаты:
   «Для того, чтобы жалость к себе сработала, тебе необходимо быть важным, безответственным и бессмертным.  Когда эти чувства каким-либо образом изменены, ты уже не можешь жалеть самого себя».
   («Сказки о силе», Карлос Кастанеда)

   Теперь о жалости, коротко. Настолько, что короче не бывает.
   Ну вот как-то совсем не хочется жалеть ни отдельно взятого идола, ни кучу тиранишек среди красных штанишек (а флаги у них любого цвета, для них цвет – не проблема, они цвета меняют, как перчатки, есть что-то от хамелеонов…) на колесницах… Жалеют ли они? Безусловно. Жалеют. О том, что мало загребли и мало задавили. 
   Случайно ли тему бессмертия и безответственности затронули два известнейших писателя, которых разделял океан?  Думается, не случайно.  Похоже, и мы с Вами об этом частенько задумывались – мимоходом, в сердцах или как-то ещё. 

   Предвосхищая жёсткую критику, скажу лишь одно: 
   Прошу Вас, уважаемый Читатель и/или Оппонент, не воспринимайте так уж всерьёз данный очерк.  Ведь не все мы способны реагировать даже на самые простые рекомендации – и видеть самые очевидные вещи. 
   Именно поэтому нами так ловко манипулируют всевозможные «эксперты», «признанные деятели» цыганского гипноза (самых разных национальностей, и ромалэ среди них, увы, сейчас в явном меньшенстве), мастера телемантр, собиратели майданов и денежных знаков (таких «коллекционеров» больше всего) и разнокалиберные звёзды с их пиар-компаниями…
   А здесь из рекомендаций всего одна, и на советы Малахова она вовсе не похожа – да и та в виде риторического вопроса:
   Нужно ли задирать нос и веровать в своё бессмертие (и безнаказанность), когда заботливо кем-то открытый люк внезапно разверзнется под ногами?..
   Помните, друзья, это может произойти в любой момент конкретно Вашей истории! 

                ***   
                31 января 2011 г.