Очередной обман

Гуго Вормсбехер
                Вместо будущего для народа - очередной обман
         (Выступление на заседании Федерального Координационного Совета
                9.12.2005, Москва)

     Когда только начиналась разработка Федеральной программы по российским немцам, мы предлагали сделать её, в соответствии с вышедшим ранее Законом “О реабилитации репрессированных народов” и подписанным российско-германским Протоколом о сотрудничестве в восстановлении государственности российских немцев, программой полной реабилитации российских немцев, включая восстановление их государственности. Потому что без такой цели программа просто опасна. Сегодня мы смогли убедиться в том, что это действительно так.
     В докладе В.Ф.Баумгертнера совершенно правильно, на мой взгляд, отправным пунктом для разговора о Программе поставлен вопрос о том, что она даёт решению проблемы российских немцев? Иной критерий здесь неприемлем.
     У вас на руках есть текст Программы. Давайте посмотрим, какие основные цели ставились в ней и насколько они реализованы?
     На странице 8 перечислены эти основные цели. Возьмём только несколько из них.
    
     1.“Создание условий для обучения немецкому языку как родному для 112 тыс. чел. в год”.
     Если бы этот пункт был выполнен, то все российские немцы владели бы сегодня родным языком, потому что их по последней переписи всего 600 тыс. чел. Может ли кто-нибудь сказать, сколько хотя бы сотен, десятков российских немцев овладели за восемь лет существования Программы родным языком? Да, курсы немецкого языка были созданы, и их было действительно много. Но они были созданы не во исполнение нашей, российской программы, а германской стороной, и имели целью обучить началам немецкого языка выезжающих российских немцев, чтобы не тратиться на это потом в Германии. И знания, полученные на этих курсах, благополучно вывезены выехавшими в Германию.
    
     2.“Подготовка педагогических кадров… в местах компактного проживания российских немцев – 7 430 чел.”.
     Вы понимаете, что речь в Программе шла в первую очередь о подготовке кадров для преподавания немецкого языка как родного и для преподавания ряда предметов на родном языке – другие кадры готовятся в стране по общегосударственным программам. За все послевоенные годы при Советской власти у нас было подготовлено вряд ли больше 200-300 преподавателей родного языка. 7000 учителей родного языка для детей российских немцев – это мечта! Сколько же хотя бы десятков учителей подготовлено за восемь лет действия программы? И куда они делись, если были подготовлены и если до сих пор у нас на весь народ уже 64 года нет ни одной национальной школы?

     3.“Строительство жилья площадью 3 млн. 142 тыс. кв. м.”.
     Если брать по 15 кв.м. на человека, на этой жилплощади могли бы проживать компактно более 200 тыс. чел., что образовало бы крепкое начальное ядро восстановления нашей государственности. Однако построено, и то в основном на средства Германии, совсем немного жилья практически лишь в двух наших национальных районах, где в общей сложности проживает всего около 20 тыс. немцев. Но главное – вместо получения  3 млн. кв.м. нового жилья народ, в результате выезда около двух миллионов человек из-за нерешения их национального вопроса, лишился, если исходить из тех же норм, минимум 30 млн. кв. м. имевшегося у него жилья, т.е. в десять раз больше!
     И такие результаты - по любому пункту программы. То есть Программа показала себя тем, чем с самого начала была: фикцией. Фикцией и по целям, и по объемам финансирования, и по “высокому статусу”, и по механизму исполнения (кучка разношёрстной публики под названием Исполнительная дирекция Фонда “Российские немцы”, где сами российские немцы не имели права определять основное: что и как должно делаться для них).
Поэтому всю игру со статусом Программы, с большими суммами инвестиций и громкими целями можно воспринимать, тем более из сегодняшнего времени, лишь как искусное манипулирование эмоциями и сознанием народа. И даже если бы все пункты этой Программы были выполнены на сто процентов, мы бы всё равно не имели никаких шансов на национальное будущее, ибо в этой Программе не предусматривалось создания условий для этого национального будущего, т.е. для восстановления нашей государственности, без чего никакого будущего не может быть.
     Что же дала нам Программа за восемь лет? Итоги вопиют.
     Российские немцы в решении своей проблемы не продвинулись вперед ни на шаг. Главные задачи - полная реабилитация и восстановление государственности – были на годы подменены суетой вокруг проектов. О политическом решении проблемы всё это время на официальном уровне вообще не говорили и даже не хотели ничего слышать. Вместо создания условий для национального будущего российские немцы в массе своей были лишены последних надежд на это будущее и вытолкнуты в эмиграцию.
Основная часть актива российских немцев вместо того, чтобы дальше добиваться политического решения проблемы, была переориентирована на “проектную работу”, где национальные интересы были часто подменены личными коммерческими интересами. Общественные организации вместо того, чтобы действовать в интересах народа, были втянуты в борьбу за получение средств на проекты.
     В нашем движении на первый план всё больше выдвигались люди, пришедшие в него только когда на проблему российских немцев начали выделять деньги – т.е. с чисто потребительским отношением к проблеме. И они стали активно торпедировать любые политические инициативы по решению проблемы, чтобы не лишиться нежданно возникшего источника дохода, демагогически призывая не политикой заниматься, а “в поле лопатой пахать”. В результате было во многом дискредитировано и движение российских немцев, и сама их проблема, а вопрос о реабилитации народа долгие годы, и до сих пор, в стране замалчивается.
     Ущерб российского государства от такой Программы не меньше. На вынужденном выезде российских немцев страна потеряла десятки миллиардов долларов. Сформировано трудно опровержимое мнение о неспособности или даже прямом нежелании государства решить проблему российских немцев. Продемонстрировано пренебрежение государства к собственным законам и международным соглашениям. Дискредитирован президентский статус программы – единственное утешение здесь, что это статус президента Ельцина, а значит, результат и не мог быть иным.
     Неудивительно, что не только российские немцы, но и германская сторона лишилась надежд, доверия к российской стороне и стала сворачивать свою помощь. Особо разрушительную роль в этом сыграли прямо-таки издевательские объемы финансирования Программы в размере 3-5 процентов от запланированного. Уже не раз отмечалось, что такое “финансирование” с российской стороны – это всего лишь возвращение части тех налогов, которые российская сторона удерживает с германской помощи. Понятно, что такое “участие государства” в решении проблемы одного из своих народов не вдохновляет ни германскую сторону, ни сам народ.
     Таким образом, Программа стала по сути очередным крупным обманом чаяний и надежд российских немцев. Более того, она нанесла огромный вред нашему делу и тем, что отвлекла национальное движение от усилий по достижению политического решения нашей проблемы.
Что же  нужно сделать, чтобы исправить эту нетерпимую ситуацию?
     Конечно, если цель – вытолкнуть в эмиграцию еще с миллион российских немцев и членов их семей (нет народа – нет проблемы!), то следует продолжать “реализовывать” Программу в том же духе. Можно даже в десять раз увеличить её финансирование – отрицательный результат будет только ярче.
     Но если исходить из политических, экономических интересов России, с которыми полностью совпадают интересы нашего народа, то здесь требуется лишь одно, а именно: переработать Программу в корне. Она должна стать программой полной реабилитации российских немцев, обеспечить им реальное национальное будущее как одному из народов страны. Этим задачам должны соответствовать и объемы финансирования  Программы – в тех же интересах государства.
     Полагаю также, нам нужно обратиться к Правительствам России и Германии с предложением рассмотреть, наконец, ход выполнения российско-германского Протокола 1992 года о сотрудничестве в восстановлении государственности российских немцев и разработать программу реализации этого Протокола с учётом тех новых предложений и подходов, которые выработаны сегодня движением российских немцев.