Канал Волга-Дон. Девчонка сорванец

Кора Журавлёва
                Девчонка-сорванец

      Строительное управление Волго-Донского канала находилось в городе Калач-на-Дону. Это был даже не город на то время, а, скорее всего, большая деревня. Квартир для строителей ещё не построили и нас поселили в частном доме. Все “удобства” находились во дворе. Воду брали из колодца. Как-то у нас дома случился пожар от неисправной электропроводки и, благодаря маме, дом спасли.

      У меня вздёрнутый нос, однако, я думаю, что он вздёрнулся ещё больше после случая с колодцем. Колодец был общим и находился на улице. Меня кто-то окликнул из ребят на улице. Обернувшись на оклик, я не заметила, как моя рука соскочила с рукоятки ворота. С бешеной скоростью наполненное ведро раскручивало рукоятку ворота в обратную сторону. От неожиданности я не успела отскочить в сторону, и конец рукоятки угодил мне прямо по носу. Хорошо, что удар пришелся не по переносице. Зажимая подолом кровотечение, вся залитая кровью, я ворвалась в дом, чем очень испугала маму. Кровь запачкала всё моё лицо и мама подумала, что я лишилась глаза. В школу я пошла опухшая и с синяком под глазом.

      Смешная история приключилась со мной в школе. Несмотря на мой распухший нос, я получила от своего коллеги по классу “любовную” записку. Мне было 11-12 лет. В то время я воспринимала мальчишек только как товарищей по играм, поэтому мне было непонятно, что он от меня хочет. В ответ я написала ему “анонимную” записку, где сообщала, что если он не оставит меня в покое, то я подговорю …и здесь я остановилась!
      На Украине я училась в украинской школе, дома говорили по-русски, никто меня не поправлял, если я в русский язык вставляла украинские слова, поэтому слово “хлопцы” я не знала, как перевести на русский язык. Я чувствовала, что в записке к мальчику надо писать не хлопцы, а какое-то русское слово, но ничего не придумав, я, наконец, закончила фразу: “…то я подговорю хлопцев, и они тебе оторвут вухи” Без подписи. Насчёт “вухи”, у меня сомнений не было!
      На второй день мальчик подошёл ко мне, улыбаясь, и сказал, что я могла и не стараться, чтобы не узнали, кто написал записку, потому что ТАК разговариваю только я в классе. Мне было стыдно, что меня вычислили, а позже мы стали очень хорошими друзьями.

                *****

      Всем тем, кто приехал на строительство канала, и всем тем, кто этого хотел, выделялись земли под бахчевые культуры: арбузы, дыни, тыквы. Мама не захотела взять участок земли, поэтому я ходила с другими ребятами ухаживать за их участками и собирать урожай. Мне это было не только интересно, но мне давали, и часть плодов нашего труда, которые я приносила домой маме.

      Городок был маленький, но, как и в каждом городке, у нас был свой базар. Земли были вокруг были песчаные. и то ли по этой, то ли по другой причине, но на рынок на верблюдах приезжало куда больше продавцов, чем лошадях. Я с изумлением смотрела на этих странных животных, на их гордую, как мне казалось, осанку, высоко поднятую голову.

      Дорога на бахчу проходила мимо базара. Мне нравилось останавливаться и смотреть на верблюдов. Они смотрели на меня с высоты, постоянно что-то перетирая во рту. Мне не нравилось только, что они так неприступны и не обращают на меня никакого внимания, как мне казалось. Решив привлечь к себе внимание, я стала разговаривать с верблюдами, потом начала им петь, а позже кривляться и даже покрикивать на них. Ничего! На меня - было «ноль» внимания!
      В какой то момент я заметила, что один из верблюдов пристально смотрит на меня, продолжая жевать свою жвачку. Неожиданно длинная желатинообразная масса отделилась от его рта и полетела в мою сторону. От удивления отскочить я не успела и это “что-то” задело мне плечо и руку. Ребята корчились от смеха, а я, оторопев от удивления и гадливости, стояла и ничего не понимала. “Он плюнул, он плюнул!”, потешались ребята, и только мальчик “с запиской” подошёл ко мне, обтёр причинное место какой-то бумажкой и сказал: “Не волнуйся, сейчас мы придём на бахчу и помоем тебя арбузным соком, и ты станешь сладкой-сладкой!».

      На бахче я узнала, как делают арбузный сок в поле. Мальчик был из цыганской семьи и очень многое умел делать сам, был более приспособлен к условиям жизни лучше, чем я. Многому я научилась именно у него. Цыган срезал верхушку арбуза, просунул во внутрь нож и резал нутро арбуза в разные стороны. Когда мякоть немного осела, он просунул в отверстие руку и, разминая оставшуюся мякоть, попытался помыть ею мне место от верблюжьего плевка. Обтерев меня вдобавок бахчевыми листьями, он довершил мой туалет, предварительно размяв листья, чтобы они меня не кололи. Ещё он мне сказал, что арбузный сок пьют от жажды, именно так, разминая его мякоть, когда идут на сбор бахчевых культур, и что сок арбуза называется нардек и из него можно делать арбузный мёд. Мальчик был добр ко мне, и с ним я чувствовала себя спокойно и в безопасности.

      Домой я пришла с арбузами, сладко «оплеванная», но весёлая и счастливая. Мама меня не ругала за моё проступок, но заметила, что “мне поделом”. Больше верблюдов я не дразнила.


                *****

      Я действительно не была комфортным ребёнком для своей мамы. Мне всё время нужна была какая-то деятельность, наверное, именно поэтому у меня в друзьях были больше мальчишки. С ними никогда скучно не было.

      Наша хозяйка тётя Катя держала во дворе свинью. Свинья была очень шумной, мешала мне делать уроки, всё время визжала, чего-то требовала, пока не опоросилась. Когда она притихла, я подумала, что она заболела. Чтобы развеселить её я попыталась говорить с нею не её языке - "по-свински”. Я хрюкала, визжала, взбиралась на ограду, ничего не помогало. Свинья кормила поросят и тихо похрюкивала.

      В один из таких моих “свинских” монологов, маме-свинье, вероятно, надоел этот односторонний переговорный процесс и она начала отвечать мне настороженным хрюканьем. Опасности я не поняла и, обрадовавшись диалогу, завизжала ещё громче.
      Неожиданно это огромное животное, сбросив с себя поросят, кинулось к забору, где верхом восседала я. От испуга я потеряла бдительность и, спрыгивая с ограды, напоролась ногой на огромный торчащий в заборе гвоздь, поранив ногу до самой кости. Шрам этот напоминал мне о свинье всю мою жизнь.
      Снова мне делали уколы, но уже от столбняка, а ещё мне объяснили, что трогать кормящее животное опасно. Зимой свинью зарезали, но мы уже переехали от тёти на другую квартиру, поэтому «жертвоприношения» я не видела.

                *****

      После того, как мы приехали в Калач-на-Дону, жизнь наша потекла без особых финансовых проблем. Нам выделили сначала коммунальную квартиру, а позже папе дали и отдельную двухкомнатную квартиру, где мы прожили до окончания строительства канала и до завершения моего школьного образования.

      Когда мы впервые приехали в Калач-на-Дону, я продолжала учёбу уже в пятом классе русской школы. В школе учились дети со всего Советского Союза разных национальностей, родители которых были отправлены на строительство канала. Учителя очень дорожили нашим интернационалом. Помню, что из Украины в нашем классе была только я одна. На школьных днях «дружбы народов», дети разных национальностей, представляли песни и танцы своих народов. Нас никогда и никто не противопоставлял друг другу. Наоборот, нас учили терпимости и уважению ко всем народам Советского Союза. Мы, дети, не замечали никакой разницы между собой, кроме факта “хороший - плохой” человек.

      На один из спектаклей, организованных школой, я пригласила мою маму, потому что меня попросили исполнить украинскую песню - “Пришли сватать Настасiю, пригласили сiсти». Мама, конечно, пришла, однако попросила меня не подходить к ней после того, как я спою, мотивируя это тем, что пою я, отвратительно и ей будет неловко за меня.
      Я с упоением и с приплясом спела свою украинскую песню и забыла, что не надо подходить к маме, так как меня распирало от радости и оттого, что зал устроил мне овацию. Дальше мне рассказала уже мама, что дядька, сидевший с ней рядом, когда услышал моё пение, сказал, сидевшей возле него женщине, не подозревая, что она моя мама: "«Надо же ни голоса, ни волоса, а всё туда же на сцену!". Мама, говорит, «я подумала, хоть бы она ко мне не подошла». А я радостная, что мне позволили спеть, не только подошла, но и кричала с середины прохода между стульями: «Мамочка, мамочка ты меня видела, тебе понравилось?!». Дядька быстро встал и молча ретировался.

                *****

 
(продолжение следует)  http://www.proza.ru/2011/05/17/788