Фильм Дитя Человеческое - рецензия

Аарон Афанасьев
Дитя Человеческое. Children of Men.
2006 г. Режиссер Альфонсо Куарон.
Лауреат премии «Сатурн» 2007 г. как лучший научно-фантастический фильм.
Оператор Эммануэль Любецки получил  специальную награду Венецианского кинофестиваля за технический вклад.
Фильм удостоился также 20 других кинематографических наград,
3-х номинаций на Оскар (плюс 25 номинаций на другие кинематографические награды).

Рейтинг IMDB: 8,1.

Внимание: раскрывается сюжет фильма!
Spoiler alert!

2027 год.
Вот уже более 18 лет все женщины мира бесплодны.
Мир катится в тартарары. Подумать только, пройдет 100 лет, и человечество перестанет существовать! Общество лишилось ориентиров, целей и все больше погрязает в анархии.
Власти Британии пытаются что-то делать, например, планомерно делают всем женщинам тесты на фертильность, надеясь на чудо.
Тем временем, чудо беременности произошло тихо, вне ведома властей, у единственной в мире женщины – юной чернокожей по имени Ки.
Группа «Рыбы», которые считают себя повстанцами, а по мнению государства являются террористами, взяли ее под свою опеку, рассчитывая сделать родившегося ребенка «флагом» планируемого восстания.
Предводительницей группы «Рыбы» является Джулиан - бывшая супруга главного героя Тео. Они расстались двадцать лет назад, после того, как умер их ребенок, но она находит Тео и, зная о его связях в верхних эшелонах государственной власти, просит его помочь справить документы для беременной для передвижения по стране (оно существенно затруднено, ведь власти сурово борются с иммигрантами, которые устремились в Европу в поисках лучшей жизни).
Тот соглашается, но документы ему дают на пару, и он вынужден сопровождать девушку.
Движет им сначала, надежда на восстановление отношений с бывшей женой, а затем, когда он узнает о том, что сопровождаемая им беременна, благородное стремление помочь ей.
Внутри группы «Рыбы» совершается переворот, из-за чего Джулиан погибает.
К власти в группе приходит целеустремленный до полной безжалостности Люк.
В штабквартире группы «Рыбы», куда приезжают герои, решают, что рожать Ки будет там. Как раз тогда Тео подслушивает,  что Джулиан была убита по приказу Люка, и что та же участь ждет и его.
Джулиан успела внушить беременной Ки, чтобы она доверяла только Тео, и тот организует побег.
Спасаясь от «Рыб», Тео, Ки и акушерка Мириам,  приезжают к старому другу Тео Джасперу в его дом в лесу.
Тео узнает о первоначальном плане Джулиан – передать беременную в руки членов проекта «Человечество», которые проводят научные эксперименты, чтобы восстановить воспроизводство людей на планете, и о запланированной встрече с катером проекта «Человечество» возле буя в море.
Попасть к морю почти невозможно: всюду кордоны.
На помощь приходит Джаспер, который поставляет марихуану Сиду, служащему в лагере для беженцев. Лагерь – жуткое место, но оттуда легко доплыть до заветного буя.
Джаспер договаривается с Сидом, и Тео с Ки едва успевают уехать из его дома, как появляются «Рыбы». Джаспер погибает.
Герои же попадают в лагерь, где девушка в жутких условиях рожает девочку.
Об этом узнает Сид, который хочет извлечь из этого свою выгоду. Герои с помощью одной доброй цыганки спасаются от Сида, но снова попадают в лапы «Рыб», взорвавших стену лагеря.
Упертый Люк забирает девушку и ребенка, и велит убить Тео, который лишь чудом спасается.
Он находит девушку в осажденном военными здании, где держат оборону «Рыбы».
Ки с ребенком сидит рядом с Люком, свистят пули, раздаются танковые залпы. Появляется Тео и, опять же, практически чудом, ему удается вместе с Ки и ребенком уйти из гиблого места и сесть в маленький ялик, на котором они плывут к спасительному катеру.
Катер приплыл. Тео, раненый Люком, умер.
Но, в целом, хэппи-энд: девушка, очевидно, попадет на Азорские острова, где находится центр проекта «Человечество», что внушает надежду на то, что женщины снова начнут давать жизни новым людям.

Один из фильмов, которые заставляют серьезно задуматься.
Фильм жизнеутверждающий, несмотря нам множество тяжелых кадров.
Нельзя сказать, что я слишком эмоционален, но некоторые моменты выбили у меня слезу.
Сценарий интересный, крепкий, продуманный. Фильм из таких, где каждое оброненное слово, каждый кадр, имеют значение, являются кирпичиками, составляющими хорошо продуманную концепцию. Поэтому лучше всего его смотреть на свежую голову, внимательно. Режиссер молодец. Кажется, ему никто не указывал, о чем сказать, а о чем умолчать (может, по этому фильм не получил Оскаров, хотя и был номинирован?). Побольше бы таких фильмов, вместо многих политкорректных по-американски, из-за чего на редкость идейно ограниченных!
Возможно, фильм можно было сделать более глубоким, добавив еще интересных диалогов (хотя таковых немало), и поубавив те моменты, которые делают фильм похожим на боевик.
Постарался оператор, за что справедливо получил кинематографическую награду на Венецианском кинофестивале.
Актерская игра. Больше всех мне понравился правдивый образ чернокожей девушки Ки: простой, может быть, даже недалекой, но сильной, оптимистичной и обаятельной.
Интересен образ Люка: жестокий человек, но жестокий как бы не по натуре, а принципиально, исходя из своих высоких, как он считает, целей.
Клайв Оуэн, сыгравший Тео убедителен, но несколько статичен, мало эмоционален, то есть, во многих местах, на мой взгляд, недоигрывает.
Хорошо сыграл Джаспера Майкл Кейн.

Дополнение.
Чтобы зритель мог представить себе, что представляет собой мир 2027-года, в кадр часто попадают заголовки газет (информация из Википедии), вот некоторые из них:

 — Африка опустошена радиоактивными осадками.
 — Иммигранты протестуют против новой расистской государственной политики.
 — Зарегистрированы случаи смертельного исхода от принятия лекарства против бесплодия.
 — Хаос в лагерях беженцев.
 — Начало Армагеддона: Россия применяет атомное оружие: Казахстан уничтожен.
 — Собрания запрещены.
 — Беженцев обвиняют в росте террористических актов.
 — Города на южном берегу превращены в лагеря для беженцев.
 — Британия вводит запрет на иммиграцию.
 — Во взрыве на улице Флит обвиняют террористическую группу «Рыбы».
 — Прошло два года с момента последнего рождения ребёнка.
 — По мнению учёных, нет надежды на рождение детей.
 — Война и голод привели к массовой миграции.
 — Тоннель под Ла-Маншем закрыт.
 — С сегодняшнего дня все иностранцы вне закона.
 — Беженцы наступают на Европу.

Интересно.
В начале фильма в кафетерии рядом с Тео стоит женщина – она автор романа, по которому снят фильм.