Художнику было страшно

Саша Тумп
     Из цикла «Мой сосед - Бендриков»
                <><><>

        Вечером зашел Бендриков – Карл. Сосед. У нас в деревне все соседи. Бендрикова вообще-то зовут Александром, но он просит чтоб его звали –Карл. Зашел – сел. Карл заходит в двух случаях: первый – занять денег, значит уйдет сразу, независимо от того – получил или нет. Второй – где-то занял уже, израсходовал – значит посидеть, поговорить.
   Вариант был второй.
   - Чё, дома? Снегу насыпало, а ты не чистишь? Ждешь, когда лопату сломаешь, а потом её чинить будешь? Дорогу тоже сегодня чистить не будут, поэтому никуда не поехал? А тебе это надо – в город мотаться, бензин жечь? Подорожал бензин на сколько? – Карл до "этого" был психотерапевтом, но "хороший врач любить людей не может..."
   - Просто сижу,- стараюсь увести разговор от себя.
   - Оно понятно. Строили им строили,  Асуанскую плотину то, а они вон что….. Вот удумали…, -  Карл пересел поближе.
   - Я говорю – строили Насеру плотину-то строили….-
   - Вот посмотри на картину – что скажешь? – я ткнул носом в монитор.
       Карл застыл, как спаниель, даже рука с сигаретой застыла у плеча.
   - Да….  В чужом глазу – соринку легче сыскать….-
   - Расшифруй,- я тоже закурил.
      Карл смотрел на картину, на которой были изображены глаза, смотрящие сквозь кресты и свечи на тебя, а сам ты был в мире весны и одуванчиков, но сверху уже падала осень, зима.
   - Нормальный парень!- выдохнул Карл.
   - Кто ….?- я не мог понять, про кого он.
   - Любой! Хоть тот, хот этот,- Карл чуть не прожег монитор сигаретой.
   - А «тот» - это кто?-
   - Ну, тут сложно сказать. Понимаешь там ведь еще и девица есть. Длинноногая такая. Так что «тот» - это не только тот, кто это рисовал, но и «эта», которая с волосами длинными.-
   - С какими волосами,- я смотрел на Карла, явно намекая ему, всем своим  взглядом, что он «перебрал».
   - Ну, кто-то же рисовал?- Карл смотрел на меня.
   - Ну, автор.-
   - Вот…- автор! А «автор» - это не только  ты и руки, а еще и окружающий его мир, то что рядом, что волнует… А рядом с ним девчонка красивая. Длинноногая, длинноволосая. И он живет, как бы в двух мирах. Они пересеклись, и вот…   - «этот»…- Карл опять ткнул сигаретой в монитор.
      Мы сидели, оба глядя, в монитор.
   - Поженятся?- я посмотрел на Карла.
   - Потом!-
   - Когда «потом»?-
   - Долго все рассказывать…, - Карл посмотрел на меня и добавил
   - Дилетантам!-
   - Так картина «Страх» называется,- я обиделся.
   - Да хоть как…  Ты спросил – что скажешь. Я сказал.-
   - Так – «Страх» же?-
   - «Страх»…. Ты сам-то его помнишь ведь! Как можно «страх» нарисовать? Крест – что ли? Да сейчас у каждого второго крест на груди. Страшно?  Страх не рассказать… или сам не захочешь. Или не знаешь? Исподнее, чё не стирал никогда? А спросишь тебя… -Не знаю, как то само так получилось…-
     - Может по рюмке? – я вспомнил первый бой под Кандагаром.
    - Ты, брат, серьезный разговор затеял. А рюмку… Составлю тебе кампанию. Ты видишь как веки-то? «Этот» себе рот закрывает, чтоб не кричать. Вот кожу и стянул. А раз закрывает, значит - соображает, что кричать хочет. Значит, башка то, работает! Башка то работает… Раз башка работает, то сообразит - что к чему… Эта - длинноногая поможет. Да вон слева -светает уже...-
     Мы выпили. Сидели, смотрели на монитор.
    - Ты спросил – я сказал. «В чужом глазу соринку то… Вот «автор» и гляделся, как в зеркало…  Разглядывал…, - Карл выразительно посмотрел на пустые рюмки.
     - Много будет.-
    - Да где тут много будет! Завел! Сам спрашивает, потом сам спорит…
      Потом за всех решает – много им или мало… Да лей ты по-человечески… Для чего края то у рюмок? –
      Выпили. Я смотрел на «этого» и думал – Оправится.-
     - А, это…,- я не знал, что сказать.
     - Вот и молчи… дилетант.-
       Разлили остатки, я убрал бутылку под стол. Посидели.
     - У меня дед как-то клад копал. Ночью. А клады то всегда надо ночью копать, дня то нет. Днем то на работе. Мальчишкой дед то был еще. В Сивой Балке копал.  Почти у воды. Утром хватились его – нет нигде. Стали искать. Нашли.  Стоит с лопатой на воду смотрит. Глаза открыты. Принесли домой, обмыли. Два дня с открытыми глазами лежал. Пока прабабка, значит моя, на прапрадеда, как не заорет – Делай что-нибудь, черт сивый, помрет пацан то…-  Дед от крика и пришел в себя. – Карл замолк.
      - А может от того, что прабабка черта помянула…?  Пойду я домой. Снег то все идет. Или как? –
      - Да посиди. Навел тут страху…-
      - А чё так то сидеть? Я вон тебе про Египет, а ты…-
      - Да ладно – я достал еще бутылку. – А дед то потом нормально… Все нормально было то? –
       - Я же - есть. Нормально.-
       - Так говоришь – поженятся? Давай за них.-
       Посидели.
       - А куда деваться то? Не сиротой же пацану расти?-
       - Какому пацану? –
       - Ихнему..- Карл махнул головой на монитор.
       - Да, за пацанов бояться надо… Дурные они, пока сами отцами не станут…- добавил он, беря бутылку в руку.
        За окном тарахтел трактор.
       - Вот как завтра мне ехать...? – подумал я, глядя, на Карла.
      
    *** Иллюстрация - "Страх" Виктора Шутки