Капитан Кук з-пид Одесы

Фёдоров Евгений
                Капитан  Кук  « з-пид  Одесы».
                (морская  быль)
    
                Мы  познакомились  с  Борисом  у  Стены  Плача.
  Не  у  той  Стены,  что  в  Иерусалиме,  где  правоверные  ортодоксы  бьют  лбом,  славословят  своего  Бога  и  оставляют  записки  с  просьбами  к  нему.
  Мы  познакомились у, так  называемой,-  Стены  Плача, в  коридоре  Калининградского  морского   агентства  по  перегону  судов,  вновь  построенных  за  границей -  такое  полное  его  название,  согласно угловому  штампу и  печати.
  На  этой  Стене  вывешивали  списки  счастливчиков,  списки  экипа-
жей,  направляемых  за  границу  для  приемки  и  перегона  вновь  построенных  или  отремонтированных  судов  для  Союза.
  С  раннего  утра  к  этой  Стене  стремился  разодетый  во  все  заграничное,  сверхмодное,  с  глубокого  похмелья  народ…  И  у  этой  стены  не  слышно  было  молитв  богу, а, если его и поминали,  то  со  словами  «душу-мать»…,  - когда  не  находили в списках воей  фамилии.  А  те,  кто не  находил   в  списках  своей  ФИО  уже  третий  месяц  подряд,  вслух  изрекали  такое,  что  лучше  бы  боженьке это  не  слышать…
  Записок  не  было,   но  надписи  на  стене  были,  и - непристойные, и,  примерно,  такие: «Голодный  бич  страшнее  волка,  а  сытый  бич  смирней  овцы. Но  не  добившись  в  кадрах  толку,  голодный  бич  отдал  концы!»  или «Солнце  скрылося  за  ели,  а  бичи  еще  не  ели!»…  Были  и  покрепче…
   Как  раз  нечто  такое  загнул,  стоящий  рядом  невысокий,  крепенький,  боксерского  вида   парень,  лицом  ну  точь-в- точь  -  актер  Сергей  Гурзо,  который - Сергей  Тюленин  в  фильме «Молодая  гвардия».
  - Давно  бичуешь? -  обратился  я  к  нему.
  - Нэ  кажи,  кума,  бо  усцюся!  -  ответил  он  украинской  шуткой.
  - А  звидкиля  будэш ?
   - Та з Бэлгороду. А по народженню  -з  Крыму,  а  ты ?
  -  Мисто  Макыйивка.  А  з  якого  ты  Бэлгороду,  котрий  росийский,  на  Донце,  чи з  того,  що на  Днэстри?    
  - З- пид  Одесы,  котрый  на  Днэстри.
  -  Ну, так  пидемо  у  Прэдбанник,  обмоем  це  дило!-  пригласил  я  земляка  в  буфет  при  ресторане  «Балтика»,  прозванный  в  народе  «Предбанником».   Его  никто  из  «перегонщиков»  миновать  не  мог,  есть  у  него  деньги  и  товар  «на  забой» ,  или  нет  у  него  ни  денег  ни

                2
  товара.   Если  не  было  денег, выпивка  отпускалась  «под  запись»  на  «двойки»  и  «тройки»  (это - не мужские пары, это - женское белье)  ,  на  «випрокутан» -  мазь  от  радикулита,  на  фарфор,  на  крем  для  лица-  писк  моды –«Перлонта»,  на  иголки  для  швейных  машин, на               
  носки,  шарфы,  «бобочки»  и   на  многое  другое,  чего  у  нас  -  не 
было,  а   ТАМ ,  за  бугром,  все  это -  было…
  А  находился   «Предбанник» -  сей  Змий-искуситель-успокоитель  -  за  углом,  на  пути  в  «Контору».  Ну  как  тут  его  обойдешь? 
  Немного  вернувшись  в  историю,  поясню,  что  слово  благородное  «Бич», сиречь -временно  безработный  моряк, совсем  не  то  же  самое,  что «бомж»,  в  представлении  неких  береговых  и  неосведомлённых…
   «Бичкомер» -  такое  есть  даже  у  дедушки  Ленина ,  а  поминает  он  бичкомеров,  как  люмпенов,  составную  часть  пролетариата!
  «Бич»  по-английски  -  пляж,  в  старой  Англии  служил  для  моряков  чем то,  вроде  биржи.  Не  оскорбляя  общественного  мнения,  безработным  морякам   дозволялось  полицией  валяться  на  пляже  в  обнимку  с  бутылкой  бренди  и  общаться  там  с  коллегами  и  наймодателями.   Жили, бичи,   как  правило,  в  бординг-хаузах,  в  домах-пансионатах  для  моряков,  в  кредит,  в  счёт  будущего  заработка.  Отсюда –«бичкомер» -  бродящий  по  пляжу,  или -«Бич».
    « Боб»,  как  по  курсантско-студенческой  привычке  представился  Борис,  был  одет   в  униформу  «перегонщика» :  «буртеновский»  макинтош,  пиджак  «букле»,  гарусный  белоснежный  пуловер,  финские  брюки  с  пятисантиметровыми  манжетами  и  финские  туфли  на  «манной  каше»-  белой  толстенной  литой  подошве.  На  голове -  светлая  шерстяная- букле, с резиновым козырьком, «лондонка»-кэпи. Вот  так,  примерно,  в  пятьдесят  пятом  году  выглядели  «бичи»  из  «Конторы» -  «Морагентства»!
   В  «Предбаннике»  стоял  ровный  гул,  за  столиками  проходило  «братание»,  ибо  чужих  здесь  не  было,  а  тема  для  беседы  была  одна  на  всех  и  самая  животрепещущая  -  как  поскорее  смыться  в  рейс  и  хорошо  бы  -  на  командировочные,  да  еще  -  в  первую  волну!  Ибо,  валютная  ставка  за  пять-шесть  суток  командировочных  равнялись  месяцу  подфлажных.    И  была  эта  ставка  одинаковой  и  у  матроса  и  у  капитана,  потому  что  кушать  хотят   они  одинаково.
     Правда, в жизни  получалось так, что не до еды было ни тому, ни другому:  Ежели  ты  запланировал  взять  «на  забой»  мутоновую  шубу  или  пару  классных немецких «Грюндигов»,  ты   должен  соблюдать  не  просто  пост,  но  -  Великий  пост.  То  есть,  жрать  дозволено 
 счастливцу  токмо  яйца  и  кефир ,  это-  самый  дешевый  продукт  в  той  же  Швеции,  Германии  и  Польше.  И, крайне  желательно  не  пить  и  не  курить.  И  не  шарахаться  зазря  по  магазинам.  Ибо  товар  давно  определен  спросом,  давно  разведаны  места  уценёнок  и

                3
распродаж,  так  что  не  надо  предаваться  соблазнам,  кроме  одного,  святого:  не  жалей  лично  на  свой  гардероб  никаких  денег  -однова
живём (в смысле- один  раз, а реинкарнация –это вилами по воде!), а ещё, говорят, -  «по  одёжке  встречают»,  не  говоря  уже  о  «корпусе»  ****евочек… Которых  одевать  приходится  бесплатно, правда - с  примеркой…
      Я  скинул  наплечную  сумку  Августе -  буфетчице.
– «Реализуй!  А  сейчас -  графин  и  закусить! На  вечер -  столик  в  зале,  на  четверых,  подальше  от  оркестра!» Августа только подмигнула глазом,  дескать: «Бу- зде!»
  Борис  пил  артистично,  брал  стаканчик  большим  пальцем  и  мизинцем ,  не  кидал  в  глотку,  как  я,  а  смаковал.  После  второй  он  пожаловался,  кому-то,  в  воздух…
 -Я  без  пяти  минут  -  инженер,  а  он  мне -  кочегаром,  на  «голубую  линию»!
 -Ты  о  ком?
 -Да  ,  кадровик  мой,  скотина…Говорит,  на  «голубую» -  хоть  завтра  садись  на  поезд  и  -  в  Кронштадт,  на  завод, принимать траулер на перегон в Мурманск.
 -  Ну,  а  ты  не  пробовал  всучить  ему  «хабаря»?  Любая,  как  ты  называешь  «скотина»  жрать  хочет,  а  особенно -  выпить!
 - Пробовал. Французский   «Наполеон» давал.  Говорит: «Убери,  это  - польский   самопал».   Знает,  гад!..  Чисто  английский  джин  «Хантер»  принес,  а  он  говорит:  «Пойди,  там  в  углу  сервант  стоит,  поставь  туда.»  Я  открыл  сервант,  а  там…,  как  в  баре… И  «Хантер»  початый  там  уже  стоял.   Так,  что  мой  презент  -  ему  до  балды,  он  его  просто  не  заметил.
  - А  может  махнем  вместе  на  «голубую»? Я  давно  наслышан  о  норвежских  шхерах,  хочу  хоть  разок  посмотреть.
 -Тебе,  «рогатому» (штурману,  значит) один  хрен,  на  каком  мосту  стоять  и  покуривать.  А  мне  за  вахту   две  тонны  угля  два-три  раза  перекидать,  прежде,  чем  в  топки  закинуть..  И  половину  этого -  в  шлаке -  на  палубу  вывирать  кромптоном.
 -А  чего  два-три  раза  уголь  перекидываешь?
 -Так  он  же  не  у  топок  лежит,  а  черти-где,  в  угольной  яме,  в  бункере!  А  с  каждым  днем -  все  дальше  от  топок…
 - И  чего  твой  кадровик  пристебался  к  тебе?  До  сих  пор  «голубая»  считалась  вроде  наказания  за  грехи?
 -А  ты  что,  не  слышал  про  попытку  угона  нашего  судна  в  Швецию?
Так  я  был  капитаном  на  этом  судне!
    ? ! -  Да,  я  слышал  что-то…,  что  заблудился  наш  МРТ  на  перегоне  из  ГДР… в  Калининград.  Расскажи!


                4
       -Оставим  эту  историю  на  вечер…Она  у  меня  до  сих  пор  вот  здесь  сидит!  Хоть  «серый  дом»  и  отстал,  да  кадровики  страхуются,  блин,  посылают  только  в  Польшу,  да  в  Германию…В  соцстраны…
   -А  я  закончил  четвертый  курс  Одесского  института  инженеров  морского  флота  очно,  да  на  одну стипуху  не  проживешь.  А  помогать  мне  некому.  Брат  старшой  помогал  до  женитьбы…  Пришлось  уходить  в  академку,  на  заработки…
 -  Все,  Боб,  завтра  -  сдаемся  кадровику!  Я -  с  тобой!  Идет?

                -4-
 - Держи  краба,-  просиял  Борис  и  так  сжал  мою  руку  «в  замке»,  что
я  аж  присел.  Оказывается, он  был  чемпион  одесского  «Водника»  по  боксу  в  своем  весе. 
  В  ресторане  « Балтика» , в  дальнем  углу  за  столиком,  приняв  пару  рюмок,  Борька  поведал  свою   « Одиссею»,  пока  не  появились  заранее приглашенные, две  знакомые  бл…блондинки.
   Передаю его рассказ, как говорится, близко к тексту.
    Накануне ноябрьского   праздника,  когда  весь  советский  народ…  и  так  далее,  мы  пришли  на   нашем  пассажире,  коим,  как  ты  догадался,  являлся  финский  паровой  буксир  «Зенит»,  в  Штральзунд  для  приемки   очередного  «рыбака» -  МРТ  -  или  малого   рыболовного  траулера для  какого – то  рижского  рыбколхоза.      
  «Зенит»  высадил  нас,  семь  человек  экипажа,  а  сам  проследовал  дальше,  в  Финляндию,  в  Турку, - повёз  экипаж    на  приёмку зверобойной  шхуны  «Кустанай».
   Борис шёл  тогда  на  приёмку  этого  МРТ  судовым  поваром  или  коком.  Ему  было  все  равно -  кем,  ибо  шли  они (во, -« шара»!) на  недельные  командировочные!  Ну,  а  пару  суток  покормить  шесть  человек  он  бы  смог:  немецкие  «ролл-мопсы» -  сельдь  в  банках  с  огурцами, отменные немецкие  сосиски  с  капустой  и  хохляцкая  жареная  картошка  на польском беконе-сале,  что  еще  им,  под  шнапс  потребуется?  Он  все  прикинул.  Кадровик  его  уговорил.  До  этого Бобу-многостаночнику   уже  приходилось ходить и  кочегаром,  и  матросом,  и  мотористом,  но  коком - впервые! 
  Все  бы  было  по  плану,  если  бы  не  было  сверхплановых  стебков!
 Немцы,  Штральзундская  народная  судоверьфь  имени,  естессно,  дедушки  Ленина,  выдрыгнулась  перед  своим  и  нашим  Политбюро  и  выпустила   сверх  плана  еще  один  МРТ,  который  всенепременно  должен  был  поднять  Флаг СССР  до  седьмого  ноября.  Немцев  понять  было  можно,  они  как  и  мы  жили  от  зарплаты до зарплаты,  а  тут  им  светила  премия  плюс  Почетные  грамоты  и  статьи  в  прессе  с  портретами  передовиков.

                5
  Им  было  невдомек,  что  принимать  «сверхплан»  было  некому,  экипаж  был доставлен   только   для  одного  судна.  Но,  как  водится  у  нас  в  России,  -  мы  все  могём!  Поделим  экипаж  пополам,  -  и  вся  недолга!  А  судно  -  подарок  к  празднику-  доставим, да хоть  на  буксире!
  Доставили, но только  -  в  Швецию! А  праздника  такого  у  них отродясь  не празднуют!
  А  дело  было  так:
  Когда  делили  экипаж,  то  наш  представитель  в  Штральзунде,  в  официне, - Михаил  Цветов,  рассудил, что  на  головном,  буксирующем  судне будет  пять  человек,  а  на  буксируемом -  хватит и  двоих: Бориса,               
 как  капитана  и  механика (  Он  же « вышку»  оканчивает!  А  на   кого  он там,  в  своей  Одессе  учится,-  неважно! Не  дурак,  сообразит,  ежели  что…)   и – одного  матроса,  для  подмены  на  все  случаи  в  жизни.
  Так  и  вышли  из  аванпорта  завода  под бравурные  звуки   немецкого духового  оркестра  (посвященным ,  конечно,  самим  себе  -заводу и  сверхплану!),  не  учли  только  маленькой  детали..
  До  прихода  в  порт  сдачи  судна  приемной  команде  все  двигатели  на  новом  судне  пломбируются  «целкой»,  то  есть -  пломбой.  Она  позволяет  развивать  экономичные  обороты,  пока  двигатель  не  пройдет  обкатку.  При  этом,  тяговое  усилие  на  гаке  такое,  что  ползти  мы  могли  лишь  по  два  узла  в  хорошую  погоду.  А  на  встречном  ветре,  как  оказалось,  мы  просто  стояли  на  месте.
 Решение  пришло  в  голову  Главкому (  капитану  буксировщика)  молниеносно:  отдать  буксир  и  следовать   на  расстоянии  в  один  кабельтов  (  сто  восемьдесят  метров),  править  в  корму  «флагмана»  по  «гакобортному» -  кормовому  огню!
   Сказано -  сделано!   Выбрали  буксир  и,   как  водится,  обмыли  шнапсом  гениальное  решение  на  обоих  судах  и  поздравили  друг  друга  с  послезавтрашним  прибытием  в  родной  порт,  ибо  скорость  сразу  прыгнула  до  восьми  узлов!
 Однако, человеки,  хоть  они  и  капитаны, -  полагают,  а  Бог  -  располагает…
  Надо  же  было  такому  случиться :  ночью  южную   Балтику  окутал  плотный  туман.  Такого   в  сценарии   предусмотрено  не  было!  Радаров  тогда  не  было  и  в  помине  даже  на  бОльших,  чем  МРТ  судах.
 Матрос Ветчинкин,  подменяющий,  опочивающего,  как  положено,  после  бутылки  шнапса  ,  капитана,  до  боли  в  глазах  всматривался  в  тусклый  огонек   впереди,  который  то  исчезал  совсем,  то  -  появлялся.  Капитана  будить  не  положено  по  пустякам,  и  какое-то  время  матрос  рулил  наобум,  изредка  заглядывая  в  магнитный  компас,  другого  не  было.

                6
  У  нового  компаса ещё не была устранена  девиация ( погрешность)  и  картушка  крутилась  туда-сюда.  Где  там – север,  а  где  -  юг,  понять  было  невозможно  даже  без  шнапса.
  Потом,  вдруг,  огонек  засиял  необычайно  весело,  правда  чуток  левее  и  матрос  оживился  и  похвалил  себя  за  железную  выдержку:  капитан  в  это  время  храпел,  завалившись  на  кипу   новеньких,  роскошных  одеял  в  углу  рулевой  рубки.
  С  рассветом  капитан  сам  встал  за  руль,  впереди  маячило  темное  пятно -  подозрительно  большое  для  МРТ. « Наверняка -  рефракция,  в  тумане  все  увеличено  за  счет  преломления  света»,  -  решил  ученый-капитан  ,  без  пяти  минут  инженер!  Скорость  капитан  Боб,  он  же  -  кок, ( а  по-английски  - cook, кук),  уравнивал  так,  чтобы  не  обгонять  флагмана :  субординация  должна  быть  везде  на  высоте!
  Однако,  и  это  было уже  после  обеда, а  капитан  с  матросом  тоже  уже  отобедали  бутылкой  шнапса  и  отличным  немецким  пивом  «Козел»  убойной  крепости  ! -  они  чуть  не  наехали  на  флагмана,  обнаружив,  что  тот  сбавил  скорость  и   входит  в  какой-то  небольшой  порт!
    -Оп-п-аньки!!!!  Приехали,-  сказал  капитан  Боб  -  матросу  с  запоминающейся  фамилией – Ветчинкин!
  -А  порт-то  иностранный!  Ветчина!  Куда  ты  меня  привел?
   -Не  надо  спирать  всё  на  экипаж,  потому  как  я  у   вас  -  один!
  Кое-как  пришвартовались, - опыта  не  было  ни  у  капитана,  ни,  тем  паче  -  у  матроса.  Перво-наперво  выяснили  у  береговых  докеров,  где  мы находимся?  И  куда  нас  занесло?
   Оказалось, что  мы - в  Швеции,  на  острове  Готланд  в  порту Висбю.
   -Вот те – на!
   Выходит, что,  как  слепой  котенок  за  мамой,   мы  шли  всю  ночь  за шведским   судном, где-то   пересекшим  наш  курс.  По  радио-УКВ  мы  разговаривали  с  «флагманом» ,  пока  связь  не  пропала,  она  работает  лишь  в  пределах  видимости  антенн.  Мы  подтверждали  флагману,  что  у  нас  все  в  порядке,  мол,  видим  ваш  огонь,  следуем  за  вами .Как  оказалось, мы  видели  огонь,  да  не  тот  огонь!  А  связь  замолчала, как  мы  предположили,  по  понятной  причине:  шнапс  сморил  нашего  Главкома!
         Как  и положено, мы,  выставив  на  берег  сходню,  повесили  на  поручнях  спасательный  круг,  где  была  надпись:  порт  приписки –Калининград (все  суда  шли  с таким  портом  приписки до  сдачи  их  владельцу)  и  номер  судна (названий  у  серийных  судов  не  было).
 Далее,  на  доске  вахт  мы  написали  по-английски  (чему-то  нас  все-таки  в  ВУЗе  научили!):  «Пасс  прохибитед,  рашен  шип»,  типа  «проход  запрещен  (экипаж  устамши!),  судно -  русское».


                7               
   И  залегли  спать,  с  устатку,  логично  представив,  что  сейчас  предпринимают  шведы,  не  добившись  от  нас  членораздельной  речи  хоть  на  каком-нибудь  языке.  Они  звонят  в  иммигрэйшен,  таможню  и  полицию.  А  те  -  в  Генконсульство  в  Стокгольм.  Нам  ничего  делать  не  надо,  лишь  поскорее  допить  добро,  пока  не  отняли!
  А  к  вечеру,  у  них  все  быстро,  на  машине  примчался  из  нашего  консульства  ответственный  товарищ,  взял   у  нас  письменные  объяснения  и  слинял.  Велел  никуда  не  рыпаться,  ни  с  кем  в  разговоры  не  вступать,  и,  главное –«  на  провокации  по  поводу  политического  убежища»  -  не  поддаваться!  Властям  он  все  объяснит,  что  произошло  недоразумение,  экипаж  просто  заблудился  в  тумане!   В  МИД  СССР, в  Калининград и в Штральзунд  (немецкие товарищи тоже волнуются- шведам ничего не отправляли, ей-богу!)  будет  немедленно  сообщено!
  Во!  До  чего  мы  допрыгались!  О  нас  даже  в  МИД  будет  сообщено!  От  гордости  нас  распирало..
    А  потом,  через  два  дня,  пришел  наш    буксир  «Зенит»,  привез  настоящий  экипаж,  а  нас,  как продажные  шкуры,   подозреваемые 
в  измене Родине,  поселили  в  каюте,  рядом  с первым помощником капитана (помполитом!)  под  его  неусыпный  надзор!  «Вещи», конечно, сразу  отобрали и строго  сказали: «Хватит!»
  Господи!  Да  если  бы  мы  хотели, да  нам бы  только  шевельнуть  пальцем:  мол, -согласны  остаться  в  Швеции.  И  все!  Приходило  тут  много  народу  и  среди  них  были  и прибалты,  и  просто  говорящие  по-русски. Намекали: не боитесь, мол, что вас в Сибирь сошлют за побег?
  Чего греха таить, была мыслишка, что – посадят… А всё – шнапс! Больно хорош, гад!
  В  Калининграде,  в « сером  доме» на удивление, оказались  люди  с  понятием  и  долго  нас  не  мурыжили.
   - «Пили?»  -  только  строго  спросили  дяди  подчиненного  Ветчинкина,  надеясь,  что  он  заложит  капитана.
  - Выпили  «Козла»,  а  получилась – «коза», -  честно  сознался  органам  матрос  Ветчинкин. ( Скромно умолчал про шнапс, ведь и дураку понятно, что пивком не обошлись!)
 Написали  мы  преподробно  все,  что  с  нами  произошло  и  раскаялись  в  содеянном.  На  том  нас  и  отпустили  и  даже  не  захлопнули  «семафор»- визу.  Нашему  начальству  досталось   всем  от  мала  до  велика  за  то,  что  повары-коки  у  них  лихо  управляют  судами.   Ну.  а  начальство    уже  срывало  злость  на  нас.
  Вот  так  меня  и  прозвали  в  «Конторе»  - « Капитан  Кук з-пид  Одесы»… На украинский лад,  поскольку я – украинец..


                8
      На  следующее  утро  мы  сдались  кадровику,  мол,  -  согласны  на  «голубую линию», Гданьск- Мурманьск…(МурманЬск- для рифмы, моряки придумали!) 
  -Валюту  крутить? - хитро  прищурился  кадровик.
  Я  честно  признался,  что  хочу  посмотреть  норвежские  шхеры. Но  кадровик   покачал  головой:  «Ищите ,  мол,  дурака».
  Его  замечание -«Крутить  валюту»-   имело  двойной  смысл:  это  означало  или  прихватывать  с  собой  валюту,  приобретенную  у  фарцы,  в  Москве,  что  влечет  за  собой  криминал  в  виде  78 –й  статьи  УК,  нарушение  Правил  о  валютных  операциях,  или  идти  в  такие  рейсы,  где  начисляется  валюта  капстран,  фунты , доллары… Но,  потом,  расдепонируя валютную справку  в  соцстранах,  при  переводе  по  курсу, получаешь  валюту  в  четыре  раза  большую,  чем  ставка   в  соцстране.    Маленькая  такая,  всем  известная  хитрость.
   На  «голубой  линии  Гданьск –Мурманьск»  платили  капставку  и  было  за  что…         
   Из  истории,  что  такое  была  «голубая  линия» ?
  После  войны,  желая  помочь  братской  (  люто  ненавидевшей  нас  за  разгром  в  сентябре  тридцать  девятого,  когда вместе с  немцами  мы  разорвали  Польшу  пополам ) Польше,  какой-то  умник  из   В/О  Судоимпорта,  скорее  всего,  не  бескорыстно, организовал  заключение  контракта  (  сейчас  это  называется  непонятным  словом  «лоббировал»)  с  поляками  на  строительство  для  Союза  СОТНИ  паровых  РТ ( рыболовных  траулеров)  НА  УГЛЕ.  Что  было  не  вчерашним  днем,  а  позавчерашним.  Траулеры,  из  нашей  стали , с нашими  котлами  и  закупленными  у  Дании  паросиловыми  установками   поляки  построили,  но  потом  категорически  отказались  переоборудовать  их  на  мазут  и  даже  ремонтировать  по  гарантии.
Дескать, все силы брошены на постройку нового флота для Союза и это была сущая правда!
    Весь  этот  хлам- сто траулеров -  был  передан  мурманскому  тралфлоту,  благо  воркутинский  уголь  у  них  был  под  боком,  а «шахтеров»   с  58-й  статьей  УК  -  пруд  пруди!
    Однако,  при  беспощадной  эксплуатации   случайной  верботой  и  даже  ЗЭКами  в  Баренцовом  море  на  лове  трески,  этот  флот  приходил  в  состояние  полного  коллапса  и  требовал   хорошего  ремонта.   Мурманск  ремонт  обеспечить  такой  ораве  не  мог,  поэтому  все сто траулеров поочерёдно  перегоняли  на  балтийские  заводы,  вокруг  Скандинавии.
    Кто  перегонял?  Вот  тут  и « зарыта  собака», как говорит пословица.
   Ибо  перегоняли  эти  траулеры  не  родные  экипажи,  им  не  дсоверяли,  а  команды  Калининградского  Морагенства.  Затем  и  созданного  Судоимпортом  и  Минрыбхозом,  чтобы  легче  было

                9
  держать  двести  пятьдесят  рыл  под  колпаком,  чем  сидеть  на  бочке  с  порохом,  в  ожидании  очередного  побега  за  кордон!  Это  был  такой  же  позорный  факт  нашей  истории,  как  и  «коммунистическая  вахта»  в  проливе  Зунд,  когда  по  бортам  и  на  корме  выставляли «смотрящих» -  членов  КПСС.  Для  предотвращения  побегов!
    Здесь  же  -  в  Мурманске  Морагентство  принимало   траулер  у  экипажа,  перегоняло  его  на  Балтику,  а  через  две  недели  опять  сдавало  родному  экипажу,  прибывшему на балтийкий завод на поезде…         После окончания ремонта  операция  повторялась  в  обратном  порядке.    Можно  себе  представить,  что  чувствовали  и  что  говорили  оскорбленные  люди,  постоянные  экипажи,  на  такие  плевки  в  лицо  со  стороны  Органов!  Заодно  доставалось  и  нам,  морагентщикам. Экипажи траулеров  нас  ненавидели,  ибо  мы  отнимали  у  них  кусок  хлеба  с  маслом.          
   Для  машинной  команды,  особенно  для  кочегаров,  работа  на  этих  РТ  была  каторжной,   а  на  перегонах  -  особенно,  потому  что  команда  была  сокращенной  и  вместо  шести  кочегаров  на  перегон  направляли  троих!   Что  это  такое  -  я  увижу  в  рейсе,  спускаясь  к  Борьке  в  кочегарку…
     Мы приехали  с  Борькой  в  Ленинград.
  Наш  филиал Морагентства  на  улице  Герцена,  что  прямехонько  за  гостиницей  «Астория»,  бывшей  «Англетер»,  принял  нас,  как  родных:  все  эти  же  рожи  толкались у  Стены  Плача  или  в  «Предбаннике»,  несколько  дней  назад  ,  как  будто  мы  не  покидали  родной наш  Кирпичград, -  Кёнигсберг!( Между собой мы и не думали называть наш порт –Калининградом! С какой стати этот придурковатый старичок с клинообразной бородёнкой – Калинин прилепился к старинному королевскому городу!)
  В  большой  комнате,  рядом  с  кассами  аэрофлота,  толкалось  до  тридцати  человек,  это  приходили  каждое  утро  отмечаться  бичи. 
  Начальник  филиала Морагентства  Александр  Артемёнок  быстро  раскидывал  всем  деньги  на  недельное  пропитание -  командировочные.  И  все  бегом  направлялись  в  «сосисочную»  напротив,  на  углу  Невского,  которая  служила  нам  «Предбанником»  на  стороне,  в  Питере,  с  такими  же  функциями  и  с  такой  же  «записью» в долг, под  рейс.
   И  тут  в  зал  вбежал  будущий  член  нашего  экипажа  РТ -111 «Херсон»,  кочегар   Костя  Стогов,  по  кличке  «Стиляга».   Он  был  в  ужасной ватной, «зэковской», телогрейке,  на  ногах -  стоптанные  валенки,  на  лице  -  недельная  небритость.
  Ребята  опешили,  только  неделю  назад  они  видели  Костю  в  «Невском»  в  смокинге  и  при  «бабочке».
  Костя  сразу  взял  Артемёнка «за  рога»:

                10
-  Александр  Петрович,  ради  троих  моих  деток,  которых  я  уже  неделю  не  пускаю  в  школу- у них ни крошки не было во рту,  им  нечего  одеть  в  такие  морозы,  на  улице  до  сорока  градусов! ( Мороз  действительно  был,  но  до  тридцати!). А  жена  лежит  в  больнице,  врачи  говорят  - безнадега! Подозревают – рак!(  у  Кости  не  было  ни  жены,  ни  детей! Что  он  ловелас  и    трепач  -  знала  вся  Контора,  не  зря  же  он  получил  свое « погоняло» -«стиляга»).  Хожу  только  по  крышам  и  подвалам,  на  улицах  меня  подстерегают  кредиторы,  грозят  убить!
  Посмотрите  на  меня,  на  мое  рубище,  я  все  продал  уже  даже  с  себя!  -  Костя  распахнул  ЗЭКовскую  телогрейку,  она  была  надета  на  голое,  волосатое  тело!  На  голове  у  Кости  была  дворническая  шапка,  без  завязок.  От  этого  уши  у  шапки  висели,  как  у больного зайца…
  -Отпустите, умоляю вас,  меня  с  «голубой»  и  направьте  куда-нибудь  подальше,  заработать,  иначе  я  -  пропал  и  семья  моя  -  тоже…
  Такая  грубая  «лажа»  могла  возмутить  любого,  но  не  Артемёнка.
    Он.- честная  и  наивная  душа,  заглонул  наживу  прямо  с  крючком:
  -  Все  свободны,  Стогов,  останься -  сочувственно  изрёк  Артемёнок.
    И вот, в самый  разгар  обсуждаемого  события,  в  «Сосиску» ,  вдруг,  ввалился  сияющий  Стогов. 
   - Братва,  выставляю  пару  пузырей!,  через  три  дня  в  Калининграде  сбор  экипажа,  иду  на  номерной  рефрижератор,  приемка  в  Дании,  в  Кобенхавне,  мотористом,  пол-месяца  командировочных  -  минимум!  Вот  как  надо  уметь,  а  вы  …»
    -  Ну  и  проходимец  же  ты,   Костя!  Где  ты  такой  вошебойник  нашел,  на  голое  тело  надел,  без  рубахи?  Это  же  -  перебор!  Артист!  Как  только  тебе  поверил  Артемёнок?
  -  Олл  вулл,  сто  процентов  шерсти,  зачем  мне  рубаха, -  хохотал  Костя,  теребя  волосы  на  своей  заросшей,  как  у  обезьяны  груди.
  -А  вы,  вырядились,  побрились,  сытые,  холёные, модные  и  хотите  -  на  командировочные? Нет,  надо  изучать  своих  кормильцев-поильцев! А потом уже, в другом ключе, сердечно:
  -Вы  меня,  ребята,  извините,  никак  после  «Мосфильма»  очухаться  не  могу!  А  вам,  на  память,  в  рейс  оставляю  свою  любимую  пластинку:  Дорис  Дэй  -  Ай  лав  Пэрис,  Я  люблю  Париж!  А  на  обратной  -  Розмари  Клуни:  Ви шел  би  тогезар  эгейн!  Мы  будем  вместе  снова!  (  Ну,  конечно -  будем!  Пророческие  слова! )
  Когда  Костя  ушел,  «сорокот» -второй  механик  рассказал  нам  о  Косте.
      Костя  жил  с  матерью,  которая  долго  тянула  его  учебу  в  Институте  киноинженеров,  его  мечту- стать кино-звукооператором.             Но денег не хватало и тогда  Костя перевёлся на заочный и  устроился  в  нашу  Контору  кочегаром. А, чтобы быть  поближе  к  Ленинграду,

                11
  ходил  на  «голубой линии».  Девять  лет  Костя  парился,  институт  по  трудности  догоняет  атомщиков:  звук  не  пощупаешь  руками.  В  прошлом  году  Костя  окончил, наконец, свой, остохреневший институт  и  был  направлен  на  «Мосфильм»  ассистентом  звукооператора.  Там  он  таскал  «журавля»  и  получал  за  это  оклад  дворника.  Когда  Костя  пару  раз  залез  своим  «журавлем»  в  кадр,  его  отматерили  и  наказали  рублем  за  испорченную  пленку.  Тогда  Костя  послал  их  всех  на  три  буквы, (начиная с икс и игрек) и снова  подался в кочегары! Где он – Человек с большой буквы! ( У кочегаров в столовой отдельный стол, где им разрешается  капитаном, не полностью отмыв с себя угольную пыль, сесть за стол, выпить стакан вина из капитанского запаса и  жбан холодного, специально для них сварганенного,  густющего компота перед приёмом пищи! Во! А эти, блин, понтярщики-киношники: «удочку» с микрофоном таскай им, опустили Человека ниже плинтуса!)
  И  вот  он  сейчас  появился  у  нас,  конечно,  совсем « пустой» на «декокте». А  его  мама  ждет,  когда  ее  «Косточка»  станет  знаменитым  и  богатым…
  Матери  Костя , конечно, - ни  слова  о  крахе  кинокарьеры.  Поэтому  Костя  так  рвался  в  хороший  рейс!  «Святая  ложь», так  у  одного  знаменитого  писателя называется рассказ, где нищий  сын  раз  в  год  приезжал  к  матери  на  рессорной пролётке, разодетый в пух и прах, в костюме,  взятом  на  прокат!  А для этой одной-единственной поездки он голодал целый год, копил деньги…   
   В  Кронштадт  нас  доставил  портовый  ледокол  и  выгрузил  нас, как толпу цыган, прямо  на  борт, занесённого снегом, неживого траулера.  Потому,  что  одеты  мы  были в  барахло,  которым  утюжат  Невский проспект,- сплошное  пижонство!  А  на  улице - минус   тридцать  с  ветром.
  Целый  месяц  сидели  мы  на  РТ,  отогревая  эту  глыбу  льда.  О  том,  как  надевали  мы  семь  одежек  на  одного  «гонца»,  отправляя  его  в  единственное  место,  где  продавали  спиртное- в  Дом  офицеров,  говорить  не  буду,  чтобы  не  подумали,  что  жизнь  у  нас  была -  сплошное  развлечение,  сахар…(По вечерам – преферанс, конечно, ибо телевизоров  тогда там не было!)
  Кое-как  наскребли  нам  двадцать  тонн  угля  добраться  до  Польши  и  мы  снялись  в  рейс.
  В  Гданьске  бухнули  нам  в  угольные  ямы  сто пятьдесят тонн  паршивого  силезского  угля  и  отправились  мы  по  «голубой  линии  Гданьск-Мурманьск»,  откуда  она  и  получила  свое  название,  с  мягким  знаком  в  слове  Мурманск, как уже говорилось,- для  рифмы.
  Через  три  дня  мы  вышли  в  Северное  море , принципиально  не  выставляя  «коммунистическую  вахту»  в  Зунде, -  бежать  вплавь  морагентщикам  не  требовалось,  они  проживали  в  гостиницах  за

                12
  рубежом,  даже  не  имея  под  боком  бдительного  помполита.  Его,  как  бесплатное  приложение, чтоб он сдох,  присылали  в  третьей  волне,  со  всем  оставшимся  экипажем,  перед  выходом  судна  с  верфи.  Однако,  наш  капитан,  Михаил  Зиновьевич  Соркин,  сделал  соответствующую  запись  в  судовом  журнале:  мурманский  «куратор»  мог  нас  не  понять… «Сэ ля ви» - такова жизнь у французов, как говорят моряки…             
     Северное  море  встретило  нас  пологой  волной  от  норд-веста,  -  где-то  в  Атлантике  штормило.  Всем  было  муторно,  отвыкли.
  -  Ты  говорил,  придешь  ко  мне  в  кочегарку?  Приходи,  бросишь  в  топку  пару  лопат.  Если  сможешь, - сказал Борис на обеде, со значением.
    Я  спустился  в  кочегарку.
      Похоже,  я  попал  в  преисподнюю,  запах,  как  пишут  в  святых  книгах,  был  дьявольский  -  пахло  сероводородом.  Борис  только  что
  залил  из  шланга  шлак  и  золу  из  топки.  «Пахло» -  это  мягко  сказано.  При  жаре  в  сорок  градусов  возле  экрана у топок, пар, жар  и  сера  резали  глаза,  нечем  было  дышать! А у борта, под воющим вентилятором  выступила  изиорозь, он  гнал холодный, морозный  воздух  с  палубы. И вот так и прыгаешь: из огня -да в полымя…
    Борька,  голый  по  пояс,  в  «прохорях» (это- те же сапоги, только с отрезанными голенищами, чтобы быстро выскочить из них, если туда попадёт раскалённый уголёк!),  длинной  тяпкой  разравнивал  в  гудящей  топке  ровным  слоем  только  что  заброшенный  уголь.
  -Давай,  грузи  шлак  в  кромптон (ручной лифт),  будем  вирать  его  на  палубу! -  приказал  Борька. - Видишь,  что  здесь  нет  и  минуты свободной, чтобы  присесть.  Положено  два  кочегара  на  вахту  в  три  часа,  а  у  нас  только  по  одному  кочегару,  на  четыре  часа!
  Изрядно  качало,  трудно  было,  ни  за  что  не  держась,  устоять  на  ногах,  а  нужно  было,  с  размаху,  всадить  порцию  угля  не  просто  в  это  маленькое,  ненасытное  жерло,  а  всадить  таким  образом,  чтобы  уголь  пролетел  как  можно  дальше  в  трёхметровом   топочном  пространстве.
  Вот  почему  Борька  сказал: «Если  сможешь»!
  Я  сделал  три  попытки  и  все  три  раза  уголь  рассыпался  у  входа  в  топку,  а  на  четвертой  попытке  меня  еле  удержал  Борька  от  падения  на раскалённый экран топки!
  -  На  сегодня  хватит  с  тебя  учёбы,  попробуешь  в  другой  раз,  на  тихой  воде, - сказал  Боря,  и  он  был  прав.  Мне  хотелось  скорее  удрать  из  кочегарки  на  свежий  воздух.
  На  этот  раз  я  возгордился  своей  профессией  штурмана,  ибо  моё  место  всегда  наверху,  на  чистом  воздухе.  Обозреваешь  красоты,  любуешься  морем.

                13
  Зато, в густом  тумане,  когда  всё  поле  радара  засыпано  точками  целей,  как  пшеном,  я  завидовал  механикам: сидят себе в своём «подвале» и всё им - до балды! Никакой  нервотрёпки!
  А  еще  через  два  дня  мы  вошли  в  Норвежские  шхеры,  те  самые  о  которых  мне  давно  рассказывали  друзья.  Это - проход  между  самой  Норвегией  и  Лофотенскими  островами, обрамляющими  Северо-Западную  оконечность  Скандинавского  побережья.
  У  входа  в  шхеры  мы  взяли  двух  лоцманов,  как  это  установлено  норвежскими  правилами :  «Пайолот  компалсори» - лоцманская  проводка  обязательна.
  Мы  вскоре  убедились  в  этом,  встречая  в  самых  неожиданных  узких  проходах- штольнях  затонувшие  суда.  Как ни странно, но это  были,  в  большинстве,  русские  суда.    Лоцманы  объяснили  этот  феномен
  просто:  слабое  знание   английского  языка  русскими  моряками.(Такая у нас метода в ВУЗах: талдычат одну грамматику, да «знаки»)  А  здесь  вопросы  решают  секунды.  Наши лоцманы в тяжелых местах, где  были  резкие  повороты и короткие  курсы  сами  становились  за  руль  с  секундомером  в  руках.
   Несмотря  на  зиму,  виды  открывались  потрясающие.  Как  в  стране  Гулливера, огромные скалы-валуны были покрыты густым, хвойным  лесом, в бухточках теснились разноцветные,  игрушечные  домики,  а  у  причалов -  обязательный  атрибут -  белоснежные  катера  и  яхточки  -  шхеры,  благодаря  теплому  Норвежскому  течению - не замерзают.  Иногда  скалы  подступали  так  близко,  что  мы  проходили, как бы – в     штольне, а над  нами  светился  клочок  голубого  неба.
  К  обеду  капитан   Михаил   Соркин,  непьющий  и  некурящий   аскет,  позвал  меня, как знатока английского, и  велел  нам  вместе  с  первым  помощником  капитана  «угостить»  лоцманов  по-русски,  с  рюмкой  знаменитой «Столичной» под, опять же, – русские  пельмени…
   Угостили! Так, что век не забудут!
  Дорогой  ты  наш, аскет,  «трезвенник-язвенник»,  если  б  ты  только  знал,  что  весь  твой капитанский  «лоцманский  запас»  давно  выпит,  под  преферанс,  еще  в  казённо-забубённом  Кронштадте! Выпито всё, до последней капли, ещё даже и не хватило!
  Выход  нашел  «Чиф»,  то-бишь  старпом,  виновник  утраты  лоцманского  пития…  Он  извлёк  на  свет  божий  рыбный  спирт,  коим  снабдили  в  рейс  электромеханика,, для технических целей, наивно  полагая,  что  уж  эту  гадость  -  точно,  пить не  станут!
  Ага!  Не  на  тех  напали!  Это  произведение  -  последняя  разработка  калининградских  ученых  из  Рыбного  института -  гнать  спирт  из  отходов  -  внутренностей  и  рыбьих  голов,  пришлась  морякам  по  вкусу.  Все  же  лучше,  чем  гидролизный  спирт,  который  из  опилок!

                14
   «И  вполне  пригоден  на  дипломатических  раутах»,  -  решил  старпом,  предоставив  Высоким  сторонам  неразведенную  бутыль,  в  которой  плавали  нити,  похожие  на  остатки  рыбьих кишок.
  В это же время, делая  пельмени,  наш  кок, по  традиции,  зарядил  пару  штук  сюрпризом, - «на  счастье»  -  черным  перцем.
  А  теперь  представьте  себе,  что  подумали  о  русских  норвежские  лоцманы,  когда  им  налили  по  граненому  стакану  (другими  хозяева  не  пользовались)  воняющего  рыбой  спирта  и  дали  закусить  странной  едой -  перцем,  завёрнутым  в  тесто!  Ибо,  как  на  зло,  именно  лоцману  первый  помощник    поднес  на  закусь  пельменину,  в  которой  попался  черный  перец! Он просыпался лоцману на белоснежную форменную рубаху!
         Никакие  слова  утешения  и  уговоры  не  изменили  решения  лоцманов  - бежать  подальше  из  этой  каюты,  от  этих  дикарей!
    Правда, они, видя, как мы расстроились, пригласили  («алаверды») нас на ответный визит, в свою  каюту,  где  извлекли  из  портфелей  крохотные  баночки  пресервов,  ветчины,  сыра  и плоские фляжки  с  «Абсолютом»…Это  было,  конечно, совсем  другое  дело,  но  пельмени  свои,  на  зло  надменному  соседу,  мы  прихватили  с  собой, надкусывали  и показывали  этим  гордецам  чуть  ли   ни  каждый,  чтобы  убедить  их,  что  мясо  мы  едим,  а  не  перец!            
  Однако, загадки  лоцманам  мы  все  же  загадали…
  Однажды  на  мостике  лоцманы  вполголоса  оживленно  заспорили  между  собой.  Стоящий  рядом  наш  капитан Михаил  Соркин  не  выдержал  и  бросил  несколько  фраз  по-норвежски.  У лоцманов произошло лёгкое замешательство…
  Оказывается,  в  Норвегии  проходил  чемпионат  мира  по  хоккею  и  лоцманы  надеялись,  что  норвежцам  удасться  разгромить  русскую  команду. 
   Капитан  ночью  уже  поймал  по  судовому  радиоприемнику  спортивные  новости,  из  которых  узнал,  что  наша  команда  победила  норвежцев  со  счетом  пять -  два  в  нашу  пользу!  О  чём  капитан  и  сообщил  норвежским  лоцманам,  которые  дважды  опешили!
  Во-первых,  от  горечи  поражения  своей  национальной  команды!
   А,  во-вторых,  они  спохватились,  откуда  капитан  так  чисто  говорит  по-норвежски? Оказывается,  он  всё  слышал,  когда  они  поругивали  эту  старую, « непрезентабельную»   калошу -  траулер,  а  вместе  с  нею  и  странную  команду,  наряженную  в  ЗЭКовские  телогрейки  и  керзачи!( Оставшиеся от постоянной команды, наполовину состоящей из зэков!)
    Об  этом  они  посетовали  друг  другу  уже  на  шведском.
  И  опять  влипли!  Капитан  Соркин  на  чистейшем  шведском,  сказал  лоцманам,  что  он  очень  пострадал,  благодаря  строгим  шведским  законам:  он  прожил  семь  лет  в  Стокгольме,  в  качестве
                15
  представителя  Балтийского  пароходства,  и,- всвязи  с  запретом  абортов  в  Швеции  по  Закону, - его жена родила  ему  пятерых  детей   (он тогда  был  молод  и  горяч!)  в  Швеции!  Теперь  вот  он  зарабатывает  деньги  даже  на  таких  «непрезентабельных»,  как  выразились уважаемые лоцманы, судах!    
    -Скажите  лучше  сразу,  Мистер Капитан,(это было произнесено с особым уважением!),  а  какие ещё  языки  вы  знаете?
 _-Английский,  немецкий,  польский.  Те  языки,  где  нам  постоянно  приходится  бывать.
  -И  вы  работаете  на  ТАКОМ  судне?
  - Мы  эти  суда  только  перегоняем,  всвязи… С нехваткой  рыбаков  для  промысла, - как  смог,  объяснил  им  капитан  нашу  роль.
  Лоцманы  посмотрели  друг  на  друга  и,  кажется,  -  все  поняли  правильно…  Железный  занавес…
  Через  двое  суток,  пройдя  сверкающий  огнями  город-порт  Тромсё,  мы  тепло  распрощались  с  лоцманами  и  вышли у  мыса  Нордкин,  самой  северной  точки  Скандинавии  и  Европы  в  Баренцовом  море.
  Особенно  тепло  старики-лоцманы  прощались  с  Михаилом  Соркиным,  уж  очень  сильно  он  их  поразил!
   « Ох,  уж  эти  русские! Как здорово  мы на вас, капитан, прокололись!»- шепнули они ему на ухо по-норвежски! И долго жали ему руку.
  Я  еще  делал  две  позорные  попытки  помочь  Борису,  но,  как  ни  старался забросить уголь в топку или  привезти  хоть  одну  тачку  с  улём  к  топке,  ничего  у  меня  не  получилось.  Тачка  была  неимоверно  тяжелой, под качку она  не  слушалась, соскальзывала  с  доски,  проложенной по  палубе  бункера  и  переворачивалась.  Не  дано -  так  не  дано!
    Но  Борька,  после  того,  как  я  увидел  его  в  деле  -  неимоверно  вырос  в  моих  глазах!
  Да что там Капитан  Кук!  Кочегар  Кук! -  это  тоже  звучит  гордо!
      В  Мурманске  судно  приняла  у  нас  его  родная  команда.  Как  приняла?  Да  просто -  они  прибыли  все  сразу  на борт  и  сказали: «Проваливайте,  пока  не  накостыляли,  тут  все  сделано  нашими  руками,  а  вы  тут  -  посторонние,  зеленоштанники хреновы!» (Писк моды был – зелёные, с мылом надеваемые брючата!).   С  тем  и  расстались…       
    Много  позже  мы  встретились  с  Борисом  на  Дальнем  Востоке,  где  он,  окончив  плавания,  стал  известным  литератором.
 
 
Евгений  Федоров
20 декабря,  2009  года












Коротко  об  авторе:
Фёдоров Евгений Александрович, капитан дальнего плавания.
Образование – высшее морское и юридическое.
С 1970 года изредка печатался в газетах и журналах. Опубликовал 3 повести и 11 рассказов.