Вместо реабилитации - ельцинского пошиба цинизм?

Гуго Вормсбехер
Гуго Вормсбехер
Вместо реабилитации - ельцинского пошиба цинизм?
О проекте Закона «О самоорганизации российских немцев»
(Выступление на «Круглом столе» с участием
  представителей Государственной Думы РФ)

Мне хотелось бы облегчить муки представителей Государственной Думы и прочих структур, которые занимаются проблемами российских немцев, и предложить им отказаться от наивных иллюзий, что они смогут выработать закон, который полностью удовлетворит российских немцев и одновременно может быть принят сегодняшней Государственной Думой. Не будет этого, и тот проект закона, который предлагают нам сегодня, он тоже не может пройти через Государственную Думу. В том числе и потому, что нам, российским немцам, он не нужен. А не нужен он потому, что он ничего нового не дает для решения проблемы российских немцев. Наоборот, он даже ограничивает возможности реализации уже принятых законов. Он может вызвать некоторые надежды у тех, у кого имеются, как здесь говорилось, меркантильные интересы локального уровня, больше ничего. На мой взгляд, сегодня главная задача не в том, чтобы разработать и принять новый закон, а в том, чтобы выполнить уже принятые законы и решения по проблеме российских немцев - и на российском, и на международном уровне.
Ведущая в своем вступительном слове с удивлением отметила, что у нее такое впечатление, будто проблема российских немцев за последние пятнадцать лет осталась на том же уровне, как в те времена, когда она занималась ею. На деле всё еще хуже: наша проблема опущена на гораздо более низкий уровень, чем она была 15 лет назад. Тогда мы говорили о восстановлении государственности; тогда мы готовили съезд, чтобы создать совершенно иную форму самоорганизации и самоуправления российских немцев в виде ассоциации как государственно-общественной структуры, с которой несравнимы все созданные сегодня общественные организации и культурные автономии. Сегодня же мы говорим о законопроекте, который опускает нашу проблему на еще более низкий уровень. Общественные организации, конечно, могут выступать со своим мнением, могут даже выдвигать какие-то инициативы, но они не могут решить никаких, даже мелких, проблем.
Проект закона не предлагает ничего нового по сравнению с тем, что уже есть, ни по формам самоорганизации, ни по формам «поддержки» российских немцев. Государство, по этому проекту, по-прежнему не берет на себя никаких четких и ясных обязательств; по-прежнему лишь ни к чему не обязывающие декларации: «оказывает содействие», «может оказывать содействие», «вправе оказывать содействие». Чем являются такие декларации, мы уже видели за последние 15 лет.
Проект по-прежнему выключает народ из сферы решения его проблем, опускает это решение на уровень общественных организаций, где ни один вопрос: национальной культуры, родного языка, национального образования, национальных СМИ, подготовки национальных кадров, создания собственной экономической базы - не может быть решен. Потому что без участия самого народа решить его проблемы невозможно.
Но главное - в этом законопроекте даже не упоминается важнейшая цель российских немцев: их полная реабилитация, обеспечение их равноправия с другими народами страны, создание равных с ними условий для развития национальной культуры и родного языка, создание условий для национального будущего. То есть цель этого проекта – совсем не заявленная в преамбуле форма реализации Закона «О реабилитации репрессированных народов»; подлинная его цель - исключить эту реабилитацию в отношении российских немцев, принятием закона о самоорганизации придав существующему нетерпимому положению российских немцев видимость решенности вопроса вообще.
То есть, нам как народу нечего больше ожидать от нашего государства?
Что вы нам говорите о каких-то федеральных целевых программах? Дайте народу свою экономическую базу, и он сам сможет и себя обеспечить, и решить все свои вопросы. Это же элементарно. Ведь ни один народ не способен решить своих проблем, если не имеет территории, не проживает вместе, не имеет экономической базы. Поэтому не надо заботиться о российских немцах, надо просто дать им такие же возможности и условия, какие есть у других народов России, тогда все проблемы будут решены.
Вы уходите этим проектом от основного закона, который нам нужен. И при этом хотите, чтобы мы еще и радовались, и бурно аплодировали, и считали, что о нас проявляется забота. Мы не театр…
Два года назад на заседании Межправкомиссии по проблемам российских немцев германская сторона предложила подготовить, наконец, проект Закона о реабилитации российских немцев, о чём две страны договаривались ещё за 12 лет до этого. В ответ российская сторона «указала на возможность для российских немцев реализовать в рамках российского законодательства все гражданские права и свободы, гарантируемые Конституцией Российской Федерации». Отсюда можно сделать вывод, что или для российских немцев Конституция не совсем такая, как для всех народов России; или права и свободы российским немцам навсегда установлены такие, что их «реализация» по-прежнему возможна лишь в рамках Указа 1941 года, исправленного за прошедшие с тех пор 65 лет лишь в части снятия обвинений, но не исправления последствий этих обвинений.
Как отмечалось после заседания Межправкомиссии на всероссийском Форуме российских немцев, «такого оскорбления российским немцам не наносилось со времени известного высказывания Ельцина в 1992 году, предложившего нам вместо восстановления нашей республики селиться на военном полигоне и выкапывать там снаряды – с помощью Германии…»
Так что же, эту позицию российской стороны и должен теперь официально закрепить новый проект Закона? Чтобы никто больше не мог говорить о нарушении законности, Конституции, о правах и свободах? Это и есть «конечный вывод мудрости земной» сегодняшних корифеев национальной политики в многонациональной стране? Это и предлагается в качестве решения нашего вопроса через 65 лет репрессий, депортации, трудармейских лагерей и бесконечной дискриминации?
Есть известная английская пословица: «Если вы не можете иметь то, что вам нравится, пусть вам нравится то, что вы имеете». В качестве совета самому себе эта пословица может быть грустным экзистенциалистским юмором; в качестве же совета другому она звучит как грубый, высокомерный и оскорбительный цинизм. Полагаю, что очередное сегодняшнее предложение российским немцам считать своё положение на краю полного исчезновения именно тем, чего они в течение 65 лет добиваются, - никак нельзя воспринять как юмор. Остается только грубый, издевательский, ельцинского пошиба, цинизм.
В связи с этим – несколько вопросов «с разделяющимися боеголовками».
1. Признаются ли российские немцы российскими гражданами? Если нет, то по какой причине? А если да, то почему только у них нет равных прав, условий и возможностей с другими народами России?
2. Остаются ли и сегодня в силе принятые по отношению к российским немцам в 1941 году «превентивные меры» в виде депортации, репрессий и бесконечной дискриминации? Если остаются, то на каком основании? - ведь все обвинения с российских немцев давно сняты? А если нет, то почему в положении российских немцев ничего не меняется? Почему они по-прежнему не имеют права проживать вместе? Почему они по-прежнему обрекаются на насильственную ассимиляцию? Почему у целого народа нет ни одной национальной школы? Почему у них нет возможности сохранить свою культуру и родной язык? Почему у них нет своей государственности? Почему у них нет своих органов власти и самоуправления? Почему у них  - у целого народа! - уже 65 лет нет своих представителей ни в одном органе власти страны?
3. Действительно ли государственность российских немцев не восстанавливается потому, что сегодня национально-территориальные образования в России признаются нежелательными? Если да, то намечается ли ликвидировать существующие национальные республики – Татарстан, Башкортостан, Северную Осетию, Ингушетию, Чеченскую республику, Карачаево-Черкесскую, Кабардино-Балкарскую, Калмыцкую и все другие национальные образования в России как нежелательные? А если нет, то в чем тогда причина невосстановления государственности только российских немцев?
4. Действительно ли Закон «О реабилитации репрессированных народов» признается сегодня ошибочным и его не предусматривается выполнять? Если да, то признается ли ошибкой и реабилитация большинства репрессированных народов 50 лет назад, признается ли ошибкой восстановление их автономных республик? И намечается ли снова исправить эту «ошибку»?
5. Превентивные репрессии по отношению к российским немцам в начале войны были связаны с тем, что российские немцы имели ту же национальность, что и напавшие на нашу страну гитлеровцы. Связано ли невосстановление равноправия российских немцев по-прежнему с тем, что они всё еще по национальности немцы? Является ли в нашей стране национальность человека его виной и основанием для ограничения его прав?
6. Поводом для репрессий против российских немцев в начале войны стало нападение Германии на нашу страну. С ФРГ у России давно восстановлены самые тесные, дружественные отношения. Российские же немцы, отдавшие защите своей страны на фронте и в трудармейских лагерях Гулага в процентном отношении больше жизней, чем любой другой народ России - треть своего народа! – по-прежнему несут вынесенное им тогда наказание. Значит ли отсюда, что защищать Россию, отдавать за нее свою жизнь – это в нашей стране большее преступление, чем воевать против России?..
Эти вопросы можно бы продолжать без конца. Но, полагаю, и заданных уже достаточно, чтобы увидеть всю абсурдность положения российских немцев, абсурдность 65-летней политики в отношении целого народа, политики, лишающей народ будущего – на его собственной Родине. И эту абсурдность пора изменить, а не пытаться продолжать ее всё новыми проектами и программами, обрекающими народ на окончательное исчезновение. Ее надо изменить хотя бы потому, что она не делает чести стране, в становление, развитие и защиту которой российские немцы внесли за свою историю такой вклад, какой мало кто еще смог внести. Эта абсурдность не делает чести новой России, на которую со всё большей надеждой начинают смотреть сегодня другие народы.
Поэтому предлагаю: отказаться от дальнейших разработок всяких законопроектов и обратиться к Президенту с просьбой дать распоряжение правительству подготовить к 15 августа этого года предложение о реабилитации российских немцев с учетом предложений, выдвинутых общественными организациями российских немцев. Почему к 15 августа? Потому что 28 августа исполнится 65 лет со дня указа о депортации, и к этой дате желательно, наконец, реабилитировать народ.

2006, май