Неюбилейные заметки

Гуго Вормсбехер
Гуго Вормсбехер
Процесс «решения» определяет и «результат»…
(Неюбилейные заметки)

В этом году исполнилось 65 лет депортации российских немцев. И - 15 лет
Закону «О реабилитации репрессированных народов»
   
Принятый в 1991 году Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» дал российским немцам основание поверить, что и по отношению к ним справедливость будет, – через 50 лет после ликвидации их автономной республики! - наконец, восстановлена. К тому же вскоре был подписан еще и Протокол о сотрудничестве России и Германии в поэтапном восстановлении государственности российских немцев. И создана Межправительственная российско-германская комиссия для реализации этого благого намерения. Но очень скоро стало ясно, что восстанавливать государственность российских немцев тогдашнее российское руководство и не планировало. Это хорошо видно по всему 15-летнему процессу «исполнения» и Закона, и российско-германского Протокола.
Во-первых, бывший Президент Б.Н.Ельцин, - кстати, именно его подпись стоит под текстом Закона - легко давал громкие обещания и гарантии, когда ему нужна была «поддержка народа», но не обременял себя обязанностью их выполнять, получив эту поддержку. Еще спецчернила его подписи под Законом не просохли, как он предложил российским немцам вместо республики селиться на военном полигоне «Капустин Яр» и выкапывать там снаряды, «и Германия пусть поможет…». Его указы и заявления по решению проблемы российских немцев были адресованы никак не главной в этом процессе российской стороне для исполнения, а в основном германской - дабы поддерживать в ней финансовую готовность «помочь России» в решении вопроса коренных граждан России.
Во-вторых, власть при Б.Н.Ельцине использовала всё для аргументации невозможности выполнения и Закона, и Протокола. Даже принятую в 1993 году «ельцинскую» Конституцию, предусматривающую и право народов на самоопределение. При этом власть настолько поверила сама в непреодолимость препятствия в виде собственной Конституции, что от этого открытия растерянно снизила активность даже симуляции своего «участия в процессе».
Каждая очередная власть у нас в стране, какую бы плохую она ни сменила, всё же неизбывно сохраняет преемственность. Иначе как объяснить, что и сегодня база «препятствий» для решения проблемы российских немцев получила новое расширение. Оказывается, что усилия нового руководства государства по восстановлению страны, разрушенной и разоренной «демократическими преобразованиями» команды Ельцина, усилия по укреплению вертикали власти и совершенствованию административно-территориального устройства страны, - тоже ну никак не позволяют реабилитировать народ, 65 лет назад - чисто превентивно! - обвиненный в преступлениях, которых он не совершал. Низзя! – и всё тут! Просто сплошной тупик и паралич! Всё как в нашем многострадальном сельском хозяйстве: неурожай – беда, богатый урожай – катастрофа! При этом преемственность власти не ограничивается наследием двух ельцинских пятилеток-цунами: еще в советские времена российские немцы отмечали ту же картину торпедирования процесса решения их проблемы через увязывание её «с курсом цен на мировом рынке, военным положением в юго-восточной части северо-западной Антарктиды или ожидаемыми магнитными бурями из-за активности Солнца».
Симуляция российской стороной своего участия в процессе реабилитации одного из своих народов недолго вдохновляла германскую сторону на оплату этой симуляции. А точнее, лишь столько, сколько потребовалось германской стороне, чтобы в ходе «поэтапного восстановления государственности российских немцев» принять у себя 2,5 млн. этих самых российских немцев, бежавших от такой «реабилитации». Тем самым Германия смогла значительно освободиться от «импортозависимости» в привлечении в качестве рабочей силы турок, вьетнамцев и разбомбленных американцами югославов (Россия же наоборот, вытолкнув «своих», вынуждена привлекать «чужих»), серьезно пополнить разные социальные кассы за счет начавших приносить существенный доход «поздних переселенцев», а также улучшить демографические показатели, в т.ч. средний возраст неуклонно стареющего коренного населения.
Именно после этого первого этапа «восстановления государственности» вдохновение у германской стороны заметно сникло. Тем более, что вклад самой российской стороны в этот процесс заключался, как не раз уже отмечалось в печати российских немцев, лишь в виде части налогов, удерживаемых с германской помощи. К тому же германская сторона могла участвовать в процессе только своими немецкими марками да пришедшими им на смену еще более желанными на последующих этапах «решения вопроса» интернациональными евро. Потому что политическое решение вопроса всегда было и остается целиком прерогативой российской стороны. Без политического же решения (которому «мешает» так много внутрироссийских, антарктических и космических процессов) никакой реабилитации народа быть не может, сколько бы валютных вливаний, вплоть до грузинских лари в виде не очень целебных грузинских же вод и вин, в нее ни делать.
В этой ситуации сердобольный посторонний наблюдатель не может не испытать сочувствия к «Межправительственной российско-германской комиссии по сотрудничеству в поэтапном восстановлении государственности российских немцев». Ведь результат ее 14-летней деятельности к сегодняшней 65-ой годовщине ликвидации этой государственности и 15-ой годовщине Закона никак нельзя назвать отвечающим цели, заявленной соглашением двух государств. А чему он отвечает, трудно определить не только постороннему наблюдателю, а даже самим российским немцам. Потому что деятельность Комиссии давно уже сведена к тоскливому обсуждению всё более скупых ежегодных перечней мелких разрозненных проектов. А в последнее время еще и потому, что представители российских немцев всё более нежеланны (для российской ее стороны) на заседаниях этой Комиссии.
А нежеланны они потому, что в затянувшемся процессе «восстановления государственности российских немцев» российские немцы никак не хотят отказаться от самого восстановления государственности. Не хотят, - чтобы не допустить полной ассимиляции, чтобы сохранить свою национальную культуру и родной язык, чтобы вообще сохраниться как народ. А это без государственности, дающей равные условия и возможности с другими народами страны, исключено.
Не могут российские немцы смириться и с тем, что они, единственные из всех репрессированных народов, до сих пор не получили восстановления своей республики только потому, что их когда-то превентивно обвинили и депортировали. Не могут смириться с тем, что государство, постоянно отмечая их хороший труд, наградой за этот хороший труд сделало наказание: региональные власти так не хотели лишиться «трудолюбивых немцев», что вновь и вновь заставляли руководство страны отказать в восстановлении незаконно ликвидированной республики.
Отсюда и нежеланны представители российских немцев, выражающие интересы народа, в Комиссии по решению проблемы народа. Отсюда российская сторона и производит откровенную подмену представителей российских немцев в Комиссии псевдопредставителями – владельцами подрядных структур, «практиками и прагматиками», делающими свой мелкий бизнес на проектах по российским немцам и готовыми за получение на реализацию этих проектов утверждать гораздо более приятное ушам чиновников, а именно: что государственность российским немцам «уже не нужна», что это «старые подходы», и что главное, что нужно сегодня российским немцам – это, конечно, проекты. Поддерживать же эти проекты по-прежнему должна в основном германская сторона, иначе с чего брать налоги для обеспечения собственного «вклада»?..
Торпедирование решения вопроса российских немцев, еще как-то объяснимое при Б.Н.Ельцине, сегодня никак не вписывается ни в политику, ни в идеологию, ни в практику деятельности руководства страны. Потому что сегодня вектор деятельности руководства государства обозначен очень четко: возрождение и усиление страны, обеспечение конституционных прав ее граждан и народов, межнациональный мир в многонациональной стране через неигнорирование национальных запросов. Огромные потери от выезда 2,5 млн. российских немцев трудно считать отвечающими интересам страны. Как и возможные новые потери при нерешении вопроса.
Национальное движение российских немцев давно определило свою позицию в сегодняшней ситуации в стране, предложив и новые подходы к решению проблемы, а именно: совместить ее решение с рядом крупных экономических задач страны, ее регионов. Если для реализации определенного пакета таких задач привлечь в основном российских немцев, можно решить практически все главные задачи: обеспечить совместное проживание достаточного количества российских немцев; создать нужную экономическую базу, социальную и культурно-образовательную инфраструктуру; обеспечить российским немцам условия для сохранения национальной культуры и языка и возможность национального будущего; заложить хорошую основу для формирования эффективной системы самоуправления российских немцев, которая снимет с государства основной груз забот об удовлетворении национальных запросов реабилитируемого народа.
При этом государство, конкретный регион получают сплошные выгоды: квалифицированные рабочие руки, новый весомый экономический потенциал с основательными налоговыми поступлениями от него, улучшение демографической ситуации. А если избранные проекты сделать совместными с той же германской экономикой, и реализацию их совместить с идеями Президента В.Путина об особых экономических зонах, национальных проектах и привлечении соотечественников – то может быть достигнут опыт для решения серьезных задач и в других регионах.
Во всяком случае, и «процесс», и его результаты будут уже другими, чем те, что мы имеем к двум «юбилеям» через полтора десятилетия «сотрудничества» двух государств в этой сфере. И эти результаты будут не дискредитировать нашу страну и ее руководство, как это происходит сегодня, не выталкивать в эмиграцию всё новые десятки тысяч отчаявшихся российских немцев, а станут еще одним, и очень убедительным для всего неспокойного ныне мира, конструктивным и стабилизирующим итогом усилий руководства страны. Для российских же немцев эти результаты будут долгожданным оправданием их многолетней и упорной веры в возможность их будущего на их Родине – в России, причем в год трагического «юбилея» в их истории – в год 65-летия их превентивного обвинения для обоснования тотальной депортации…               
   2006, август