В Администрацию Президента РФ

Гуго Вормсбехер
В Администрацию Президента Российской Федерации

Гуго Вормсбехер
Предложения по реабилитации российских немцев

Указ
Президента Российской Федерации
(Проект)

Об исполнении правовых актов по реабилитации российских немцев

В начале Великой Отечественной войны против советских граждан немецкой национальности на государственном уровне были выдвинуты необоснованные обвинения и приняты репрессивные меры, вследствие чего они были лишены своей государственности - АССР немцев Поволжья, и необходимых условий для поддержания и сохранения национальной культуры и родного языка.
В последующем в СССР и в Российской Федерации неоднократно предпринимались шаги по восстановлению прав российских немцев как одного из народов России. Однако принятые законы, правовые акты, международные соглашения в значительной части до сих пор не выполнены, что вызвало массовый выезд российских немцев в Германию, нанесший нашей стране большой ущерб.
Руководствуясь международными правовыми нормами, положениями Конституции Российской Федерации, принятыми законами и правовыми актами в отношении российских немцев, принципами законности и справедливости по отношению ко всем народам многонациональной России, а также экономическими интересами страны и ее регионов, постановляю:
 Правительству Российской Федерации:
1. Подготовить программу реализации законов, правовых актов и международных соглашений в отношении российских немцев. Учесть при этом предложения российских немцев о желательности совмещения процесса их реабилитации с реализацией актуальных государственных (региональных) экономических программ и с созданием особых экономических зон в стране.
2. Для координации работы по выполнению задач, вытекающих из настоящего указа, создать при Правительстве Российской Федерации государственную комиссию по проблемам российских немцев, включить в её состав представителей соответствующих министерств, ведомств, регионов, общественного движения российских немцев.
3. Указ вступает в силу со дня его  подписания.
 
Президент Российской Федерации               




К Проекту Указа Президента Российской Федерации
«Об исполнении правовых актов по реабилитации российских немцев»
 (Пояснительная записка)

Проблема российских немцев была создана тем, что в начале Великой Отечественной войны, в условиях наступления гитлеровской армии, руководством СССР было принято решение о превентивной депортации советских граждан немецкой национальности из Европейской части страны в районы Сибири и Казахстана. Принятие решения сопровождалось обвинением населения АССР немцев Поволжья в сотрудничестве с врагом. Депортированные были распылены по всей территории азиатской части страны, всё взрослое население направлено в лагеря НКВД («трудармию»), долгие годы народ российских немцев подвергался репрессиям, дискриминации по национальному признаку, был лишен необходимых условий для национальной жизни, сохранения национальной культуры и родного языка.
Жизнь показала, что обвинения, выдвинутые против российских немцев, были необоснованными. В первые месяцы войны десятки тысяч солдат и офицеров из числа российских немцев сражались на фронте, защищая вместе со всеми народами страны свою Родину от гитлеровских захватчиков; российские немцы воевали в партизанских отрядах и в подполье; многие были награждены орденами и медалями, удостоены звания Героя Советского Союза. Самоотверженно трудились российские немцы и в тылу - на строительстве оборонных предприятий на Урале, на лесоповале, на заводах и в шахтах, внося большой вклад в Победу.
После войны российские немцы активно участвовали в восстановлении разрушенного хозяйства страны, в освоении целинных и залежных земель, играя весомую роль в экономике регионов своего проживания. Многие российские немцы, как академик Борис Раушенбах, пианист Святослав Рихтер, композитор Альфред Шнитке, оперный певец Иван Петров (Краузе), актриса Алиса Фрейндлих, тяжелоатлет Давид Ригерт - навсегда вошли в историю отечественной науки, культуры, искусства, спорта.
В 1957 году репрессированным во время войны народам СССР было разрешено вернуться в места их прежнего проживания, их автономные республики были восстановлены. Республика российских немцев не была восстановлена: регионы не хотели лишиться квалифицированной рабочей силы, игравшей большую роль в их экономике.
В 1964 году Указом Президиума Верховного Совета СССР все обвинения, выдвинутые в начале войны против российских немцев, были признаны необоснованными. В 1979 году было принято решение о создании Немецкой автономной области в Казахстане, но оно было торпедировано на местах. В 1988 году началась работа по решению проблемы советских немцев, были созданы Парламентская и Государственная Комиссии СССР по этому вопросу. В 1991 году Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» было предусмотрено и восстановление государственности российских немцев. На встрече Президента СССР с делегацией российских немцев также было принято решение о восстановлении их государственности. В 1992 году был подписан Протокол о сотрудничестве между Правительствами Российской Федерации и Федеративной Республики Германия с целью поэтапного восстановления государственности российских немцев.
Однако после распада СССР, в условиях всё большей дестабилизации страны, эти решения так и не были выполнены. Российские немцы, перенёсшие наравне со всеми народами страны неимоверные тяготы и лишения во время войны и вдобавок десятилетия дискриминации по национальному признаку, в очередной раз лишенные государством надежд на возможность национального будущего на своей Родине, в России, обратились к массовому выезду в Германию (выехало 2,5 млн. чел.), что нанесло государству большой ущерб.
В течение уже 16 лет в стране так и не принят Закон «О реабилитации российских немцев», предусмотренный Законом «О реабилитации репрессированных народов». Проблема заведена в тупик. К тому же сегодня восстановление немецкой автономной республики, т.е. создание новой территориальной единицы, да еще национальной, нередко воспринимается как противоречащее тенденции к укрупнению субъектов Федерации и курсу на демпфирование национальной доминанты в существующих национально-территориальных образованиях. Трудности возникают и потому, что к решению вопроса подходят устаревшим и громоздким методом: через принятие соответствующего федерального закона, что требует бесконечного согласования проекта закона с многочисленными структурами центральной и региональной власти.
Между тем сегодня, в новых условиях, проблему российских немцев можно эффективно решить простым и современным способом; его предложили сами российские немцы. Они исходят из того, что национальной их проблема является в основном только для самих российских немцев, для государства же и для регионов она практически чисто экономическая, поэтому и решать ее надо в основном как экономическую. Предлагается: совместить решение проблемы российских немцев с решением пакета крупных экономических задач страны (конкретного региона), в т.ч. типа градообразующих (как, напр., строительство завода «Фольксваген» и города на 50 тыс. чел. для его персонала в Калужской обл.) и привлечь для их выполнения в основном российских немцев.
Предложение представляется исключительно рациональным и выгодным с разных сторон как в целом для страны, так и для конкретного ее региона.
Экономически: могут быть решены, причем качественно и в сжатые сроки, ряд серьезных и актуальных задач в промышленности и сельском хозяйстве конкретного региона; они могут стать совместным проектом и с экономикой других стран (в т.ч. германской), что позволит привлечь и серьезные инвестиции. Представляется также эффективным совместить такое решение с программой создания особых экономических зон, причем сразу нескольких, сосредоточив их на территории одного из Федеральных округов – Центрального, Поволжского или Северо-Западного, - а также с программой привлечения соотечественников. Тем самым можно обеспечить создание не только главного условия для решения проблемы российских немцев вообще: совместное проживание определенного их числа, - но и других важных условий: экономическую базу, рабочие места, социальную и культурно-образовательную инфраструктуру, причем во многом за счет бизнеса.
Демографически: такое решение не только удержит от дальнейшего выезда российских немцев (на сегодня 100 000 чел. имеют разрешение германской стороны на въезд, но пока не воспользовались этим разрешением), но и позволит привлечь в конкретный регион, в страну значительное число трудолюбивых законопослушных людей, в т.ч. из других стран СНГ и обратно из Германии (в 2006 г. из Германии в Казахстан вернулось 9000 немцев; предлагаемое решение проблемы сделает переезд в Россию гораздо более перспективным и притягательным).
Политически: будет, наконец, восстановлена справедливость по отношению к целому народу, которая не восстанавливалась только потому, что этот народ работал хорошо на благо своей Родины. Решение проблемы, причем в таком современном духе, станет крупным позитивным событием в национальной политике нашей страны и получит, без сомнения, широкий резонанс в мире как первый и не имеющий в течение десятилетий аналога крупный конструктивный шаг в этой политике, так долго воспринимаемой на Западе пока лишь через призму событий в Чечне.
Такое решение позволило бы также предотвратить отягощение процесса прежними негативными моментами типа противодействия местного руководства в Саратовской области в 1989-1991 гг.; наоборот: выгодность проекта может вызвать большой интерес ряда регионов и их стремление получить его для реализации. У предлагаемого решения практически не просматривается противников, но будут серьезные сторонники в лице самого государства, российских немцев и конкретного региона, что позволит обеспечить его эффективное исполнение.
Процессуально: такое решение не потребует принятия специального закона в дополнение к Закону «О реабилитации репрессированных народов», потому что главное условие, необходимое для будущего российских немцев, для сохранения их культуры, родного языка – компактность проживания будет обеспечена не принятием закона, а в ходе привлечения трудовых ресурсов для реализации выбранных экономических задач – т.е. как бы попутно. Принятие Указа Президента Российской Федерации с соответствующим поручением Правительству Российской Федерации значительно упрощает и сокращает по времени весь процесс тем, что переводит его сразу в ведение исполнительной власти.

                Г.Вормсбехер
    16 февраля 2007 г.