Мотив чудесного происхождения героя, фрагмент дисс

Анна Гус
ВСЕМ, КОМУ ИНТЕРЕСЕН И ПОЛЕЗЕН МОЙ НАУЧНЫЙ ТРУД! ПОЖАЛУЙСТА, ОСТАВЛЯЙТЕ ПАРУ СЛОВ В РЕЦЕНЗИЯХ - ДЛЯ ЧЕГО ВЫ, ВОЗМОЖНО, ЦИТИРУЕТЕ МОИ СТАТЬИ И ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ФРАГМЕНТЫ. БУДУ КРАЙНЕ ПРИЗНАТЕЛЬНА ВАМ ЗА ВАШИ ПАМЯТКИ!





А.Д.Гусарова (фрагмент третьей главы диссертации "Жанр фэнтези в русской литературе 90-х годов ХХ века")

Мы рассмотрели идентификацию героя как процесс, который должен определить его полную – кровную, природную – включенность в осваиваемый им мир. Его обновленный – надчеловеческий – статус предполагает  особую важность присутствия героя в этом мире, предназначение, единственное в своем роде. И поэтому особую  значимость  в системе изображения фантастического героя приобретает  мотив его чудесного происхождения. Последняя таблица продемонстрировала ряд кровно-, близкородственных и взаимообусловленных связей героя с божественным отцом/создателем/священным существом внутреннего вторичного мира произведений фэнтези. 
Герой русской фэнтези конца ХХ века, подобно герою волшебной сказки, «обречен»  на геройство. Это  обусловлено его природой. Мир, который он изначально считает своим, – для него чужой (таблица № 1). Его появление в другом мире – зачастую, как показывает таблица № 2, подготовлено высшими силами и  имеет особую цель. Его иная природа проявляется в виде особого сверхъестественного качества – таланта (таблица № 3), который помогает ему в пути, обеспечивает его волшебными средствами и спутниками, благодаря чему  он спасает гибнущий вторичный мир. Длительный процесс специфической идентификации его природы потому и длителен, что включает в себя социальное признание и сакральное посвящение.
Главная причина появления героя в другом мире – нужда в спасителе. Зачастую появление героя совпадает с последней возможностью разрешения сказочного конфликта Мелетинский Е.М. Проблемы структурного описания волшебной сказки //Труды по знаковым системам – Тарту:1969 – вып.1У – С.135.; Он же. Герой волшебной сказки... – С.251.
Здесь мы также видим аналогию с архаическим мотивом чудесного рождения героя, отраженным  в мифах и сказках, герой «именно как спаситель рождается чудесным образом» Пропп В.Я. Мотив чудесного рождения / В.Я.Пропп // Сказка. Эпос. Песня / В.Я.Пропп. – М.: Лабиринт, 2001. – С.101.
В.Я. Пропп  описывает в своей статье различные варианты рождения героя чудесным образом, однако поэтика русской фэнтези отразила сущностный характер данного мотива: принципиальную иноприродность  героя как  его  основное  качество и  неотделимый от мотива признак  – быстрое взросление. Подтверждением тому могут служить данные таблицы № 7.

Таблица № 7
Мотив чудесного рождения  героя фэнтези
Автор и название Быстрое взросление
1. Бушков А. Сварог. Рыцарь из  ниоткуда./// Герой попадает в другой мир взрослым и мгновенно обучается///
2. Столяров А. Боги осенью ///Герой быстро обучается владеть мечом///
3. Фрай М. (С.Мартынчик, И.Степин). Лабиринт (Чужак) ///Герой попадает в другой мир взрослым и быстро учится///
4. Чирков В. Замок на стыке миров ///Герой попадает в другой мир взрослым и быстро учится///
5. Лукьяненко С., Перумов Н. Не  время для драконов. ///Герой попадает в мир взрослым,  быстро обучается владеть мечом и прочим колдовским знаниям///
6. Олди Г.Л. Восставшие из рая ///Герои быстро обучаются владеть полученной силой; один из героев - подросток///
7. Угрюмова В. Имя богини ///Героиня попадает в мир взрослой, мгновенно обучается владению мечами, умению ездить верхом, а также многим  сверхъестественным умениям///
8. Никитин Ю. Трое из леса ///Герои взрослыми уходят из своего мира и быстро учатся волхвованию  и воинскому умению.///
9. Пищенко В.Замок ужаса. ///Герой попадает в мир взрослым.///
10. Раткевич Э.Наёмник мёртвых богов. ///Герой попадает на обучение к колдуну ребенком, но быстро обучается и взрослеет///
11. Бутяков Л. Владигор Г///ерой бежит из своего мира ребенком и незаметно для себя, в колдовском сне, вырастает на пять лет.///
12. Семенова М. Волкодав (первая книга). ///Герой возвращается в свой мир взрослым воином.///
13. Логинов С. Многорукий бог далайна. ///Герой-ребенок, получив Дар, быстро ему учится и взрослеет.///
14. Брайдер Ю., Чадович. Н. Евангелие от Тимофея (Евангелие от Тимофея)/// Герой попадает в другой мир взрослым///
15. Успенский М. Там, где нас нет /// Герой попадает в другой мир взрослым///
16. Щеглов С .Часовой Армагеддона. Разводящий Апокалипсиса ///Герой попадает в другой мир взрослым и быстро учится колдовству///
17. Дяченко.М. и С.  Казнь ///Героиня попадает в ряд других миров взрослой///
18. Перумов Н. Техномагия (Разрешенное волшебство.Враг неведом)/// Герой подростком уходит из своего мира и быстро учится.///
19. Лазарчук А., Успенский М. Посмотри в глаза чудовищ ///Герой попадает в мир магии взрослым///
20. Лукьяненко С.Мальчик и Тьма ///Герой попадает в другой мир ребенком, но в его душе живет взрослый человек.///
21. Бабкин М. СЛИМП ///Герой попадает в другой мир взрослым и очень быстро учится владеть своим талантом.///
22. Вартанов С. Это сон (Смерть взаймы) ///Герой попадает в другой мир подростком, но обученным специфическим умениям  взрослого разведчика.///

Комментарии к таблице № 7
Мы видим, что подавляющее большинство героев попадают в мир, требующий  освоения, уже взрослыми. При этом они быстро учатся владению «хитрой наукой» своего таланта. Исключениями являются те ситуации, когда главный герой – подросток или взрослеющий подросток, как например в №№ 6, 10, 11, 13, 18, 20, 22. В этих случаях герой либо просто быстро взрослеет, как в № 10 (Э.Раткевич «Наемник мертвых богов», № 13 Логинов С. «Многорукий бог далайна»), или взрослеет колдовским образом, как в № 11 (Бутяков л. «Владигор»), либо обладает уже взрослыми навыками, как в № 22 (Вартанов С. «Это сон»). Крайне интересен пример одновременного совмещения  признаков  ребенка и взрослого в одной личности – № 20 (Лукьяненко С. «Мальчик и Тьма»): «... в зеркале вновь проступило лицо. Мое – и не мое. Оно было взрослым – тому, кто смотрел на меня из-за стекла, могло быть и двадцать, и тридцать лет. <…> Это он – не я – сумел пройти Лабиринт, потому что давно не грустил по маме, не боялся отца и не собирался умирать за друга».
Эти примеры в очередной раз свидетельствуют об особом  тяготении  авторов русской фэнтези конца ХХ века к созданию наиболее яркого, последовательного и психологически правдоподобного сакрального образа героя, чья природа и особенное предназначение (причина попадания в иной мир) были бы взаимообусловлены. В этом смысле вывод М.И. Мещеряковой относительно «типичной для “фэнтези” немотивированной ситуации ничем не объяснимого перемещения героя в параллельный <…> мир» (Русская фантастика XX века в именах и лицах... – С. 129) кажется нам  неосновательным.