Вот такая история ski-doo

Эльза Романова
Я расскажу вам про неземную красоту заснеженных канадских Скалистых Гор. (Rocky Mountains). Почему именно канадских?


Потому что в Канаде все и началось, когда в 1922 году, в деревеньке Валькурт,
Джозеф - Арманд Бомбардиер совершил первую в мире попытку построить моторизованное средство для передвижения по снегу. Спустя несколько лет экспериментов был достигнут первый коммерческий успех.
Вы, возможно, не обращали внимания, но в старом голливудском фильме «How to Marry a Millionaire» (1953), с Мерлин Монро, есть такой момент, когда одна из героинь едет по зимней гористой местности как раз в одном из прапрадедушек современного снегохода  - то был семиместный крытый снегомобиль B7 на гусеницах. Элегантное решение для поездок в семейный уикенд куда-нибудь за город пришлось по вкусу любителям роскоши того времени.


Увлечение снегоходами перешагнуло в XXI век. Теперь оно стало неотъемлемой частью культуры и традиций североамериканских штатов и провинций.
Его всеобъемлющее название -  SKI-DOO –  означает катание на снегоходе.
Кстати само слово, как и в истории с компанией Xerox, стало нарицательным для всех марок техники, хотя изначально обозначало модельную линию, произведенную на свет отцом-основателем компании Bombardier.


Дети с трехлетнего возраста начинают осваивать азы Ski-dooing и скоро становятся полноценными участниками снегоходных путешествий. 
Производители техники, шутя на этот счет,  даже выпустили знаменитый  рекламный ролик, где счастливая семейная пара узнает на УЗИ, что в животике у мамы ни кто иной, как будущий снегоходчик, причем уже в шлеме, активно газующий своими ручонками на невидимом руле.


Если говорить серьезно, то статистика убедительно подчеркивает мои слова.
На 2009 год, средний стаж управления владельца снегохода составляет  18 лет, при среднем возрасте 42 года.
Протяженность официальных снегоходных трасс только в провинции Quеbec составляет
37 000 км - почти окружность земного шара.(!)

 
Трассы повлекли за собой дальнейшее развитие инфраструктуры, которая уже включает в себя специализированные бензоколонки и отели, блюстителей снегоходного порядка, оснащенных по последнему слову зимней техники, горные домики – Cabin.


О них поподробнее. Активное освоение, недоступных ни в какое другое время года, лесов и гор, привело к необходимости строительства небольших и очень уютных (особенно с мороза) домиков в горах.
В зимнее время выглядят они как горные шале со швейцарской открытки, тонущие в огромных толщах  снежных масс. Однако летом нам предстаёт совсем другая картина, более напоминающая собой домик на куриных ножках. Дело в том, что за время сезона регулярно выпадает такое количество снега, что если бы не высокие сваи в основании домов, их бы целиком скрыл снег. Возведение домов производится летом, когда при помощи вертолетов в место строительства забрасываются материалы и рабочие. Спонсируется оно в том числе, и на деньги снегоходных клубов, что мы можем увидеть по именным табличкам на бревенчатых стенах.
Пустующие летом, зимой они наполняются жизнью. Десятки людей совершают здесь остановку, чтобы согреться, высушить промокшую одежду  и подкрепиться. Стоит шум и гам. Если вы один, то не позже, чем через пятнадцать минут, обзаведетесь множеством знакомых, которые обязательно предложат вам разделить с ними незатейливую трапезу: энергетический напиток и энергетический батончик или бутерброд. Среди соседей по скамье соберутся совершенно разные, но непременно счастливые люди. Многие из них проделали долгий путь на машине с прицепом, чтобы от души покататься в любимом месте, куда их, еще детьми, привозил отец.
На улице отдохнувших путников ждут лесные непуганые птицы, сидящие на еще дышащих теплом снегоходах. Дикие звери там вообще проявляют удивительное благодушие к людям и нередко используют снегоходные трассы для собственных променадов.


Теперь немного о самом катании. Катание по трассам - особенно если они поддерживаются в надлежащем состоянии ратраками – платное. Ну а если ездок уже уверенно чувствует себя в седле – то ему прямая дорога на раздольное бездорожье. Если вы не родились в горах и не знаете эту местность как свои пять пальцев – без инструктора-проводника вам там делать нечего. Взять инструктора человеку, даже с 20-ти летним стажем вождения, совсем не стыдно. На инструктаже каждому дадут понять всю серьезность затеи, предложив надеть на себя датчик для поиска, на случай, если вдруг сойдет лавина. Полчаса спустя колонна стартует. Моторы ревут. Снежная стружка столбом. На улице приличный минус, а вам жарко, и станет еще жарче, когда вы свернете с трассы на девственную целину. Вы не едете – вы плывете. В таком снегу техника движется как бы на реактивной тяге, за счет плотной струи  снега, вылетающей из под гусеницы. Аккуратно лавируя между деревьями, чтобы не угодить в воронку, образующуюся у ствола (tree hole), вы постепенно вживетесь в новую манеру езды, совсем не знакомую для тех, кто никогда не пробовал свернуть с протоптанной дорожки.

 
Вас окружат фантастические снежные бугры и холмы, напоминающие гигантские клюквы в сахарной пудре, перемежающиеся то тут, то там со скалистыми лбами.
Вот вам уже чудится, что вы, словно, Нил Армстронг, очутились совсем в другом мире, который так долго ждал своего первооткрывателя! А из-за переполняющего чувства прекрасного другой Армстронг, по имени Луис, навеет вам слова, что сорвутся с ваших уст:
Боже! What a wonderful world!!!


Проходят годы, и даже десятки лет, движение по имени SKI-DOO находит всё новых и новых приверженцев, для которых это уже не просто весёлый способ провести выходные, а едва ли не единственный способ, пробуждающий в людях счастливое ощущение жизни.









Иллюстрация: Фото автора, 27.02.2007 год