О человеческой сущности

Татьяна Лаврова -Волгоград
          Как понять человека? Как распознать его сущность, раскрыть его внутренний мир, то чем он живёт на самом деле, за счёт чего существует?
Это непросто. В каждом из нас живут тысячи «Я», которые такие разные. Иногда человек всю жизнь скрыт от окружающих под маской. Очень непросто разглядеть настоящее, будь то хорошее или плохое.
          К каждому из окружающих мы поворачиваемся той или иной стороной, и каждый видит что-то своё. Но бывают моменты, когда человек раскрывается полностью. Во всей своей неприглядности или притягательности. Обидно, если этот момент наступает поздно, не зависимо от того положительный эффект он даёт или отрицательный.
Мы всегда судим о людях по-разному. Кто-то придерживается общественного мнения, кто-то опирается на личный опыт и взгляды.
          Я сужу о человеке, с которым сталкивает меня жизнь, по его отношению ко мне, по отношению к моим близким, друзьям, знакомым. Если я знаю хотя бы об одном подлом поступке, совершённом этим человеком, я никогда не назову этого человека хорошим. Да, бывают в жизни каждого огорчения, падения. Человек может поскользнуться, оступиться, но подлость, совершённую однажды, невозможно искупить ничем. Мне что угодно могут говорить, чем угодно оправдывать поступок такого человека, я всё равно останусь при своём мнении. Если на 100 добрых дел приходится 1 подлое дело, то нельзя говорить о праведности человека. В этом я абсолютно уверена! Конечно, существует всепрощение, и Библия учит нас именно этому, но простить человека, который к тому же и не раскаялся, не считает себя подлецом, просто не в моих силах. Я могу не замечать этого человека, не иметь с ним общих дел, но моё отношение к нему не изменится.
          Невозможно простить убийство, если оно не самозащита, предательство, насилие, жестокую месть… Да, бывают разные поступки,  но подлость – всегда подлость!
Совершенно случайно попала на встречу с депутатом. Человек высокого ранга рассуждал о нравственности, чести, своём долге перед избирателями. А перед моими глазами стоял ублюдок – бывший гражданский муж моей знакомой, который изнасиловал, а потом тайно несколько лет жил с её малолетней дочерью. Понятно, что всё в конечном счёте раскрылось, жизнь нескольких человек рухнула в пропасть. Остались горечь, боль, разочарования, подлость… И вот теперь он – депутат, который несёт в жизнь «правду, честность, справедливость». Имеется в виду, что он стал другим: белым и пушистым. А куда деть прошлое? Куда?
          Встреча в Доме творчества. Представляют юбиляршу – журналистку, писательницу, активного члена общества по защите детей. Звучат хвалебные речи в адрес удивительного, доброго, отзывчивого человека, просто прекрасной женщины, матери, бабушки. Я давно знаю её. Когда-то в молодости её сын по настоянию матери подло обошёлся с девушкой, которую знал, любил, которая ждала от него ребёнка, на которой обещал жениться. Как выжила та девушка, что стало с ней и её сыном, чем она жила многие годы я знаю не понаслышке, потому что знакома с её родителями – хорошими добрыми людьми. Ни разу в жизни ни сама «прекрасная» женщина-журналистка, ни её сын не вспомнили о тех, по отношению к которым совершили подлость.
          Конечно, кто-то может сказать, что это слишком мелко, есть примеры масштабной подлости, огромного зла и жестокости, которую невозможно простить. Но ведь у каждого из нас своя жизнь, и то, что касается именно примеров из этой жизни, ближе всего человеческому сердцу. Наверное, в жизни каждого есть такие примеры. Рано или поздно мы все сталкиваемся с подлостью, жестокостью, злом. Всё это болью отзывается в сердце. Кто-то прощает, кто-то затаивает обиды и мстит, кто-то просто помнит и старается не допустить больше в своей жизни такого.
          Да, от ошибок не застрахован в жизни никто. Но всё же, давайте жить по Николаю Островскому, «чтобы не было мучительно больно» за ту жизнь, которой живём...
          Не было больно ни нам самим, ни тем, кто с нами рядом…

Январь 2011г.