Анатомия кумулятивной перезагрузки

Гуго Вормсбехер
Гуго Вормсбехер
Движение российских немцев:
Ситуация и ее причины
 (Анатомия кумулятивной перезагрузки)

Всё более тревожная ситуация в проблематике российских немцев - результат длительного действия нескольких факторов: политики России в отношении российских немцев; политики Германии в отношении российских немцев; положения российских немцев как нереабилитированного народа; процессов, происходящих в национальном движении российских немцев. Рассмотрим эти факторы повнимательней, чтобы попытаться понять, что и почему мы с таким возмущением наблюдаем и чего можно ожидать еще, если будем и дальше только наблюдать и возмущаться.

1. Власть российским немцам - Закон о реабилитации,
а чиновники – проекты против Закона?
Политика России в отношении российских немцев за последние 20 лет, в рамках сворачивания национальной политики в стране вообще, деградировала от серьезных намерений по восстановлению государственности российских немцев (1988-1992) через прострацию и полное отсутствие ориентиров (1993-1997) к подмене задач реабилитации отвлекающими от нее программами и проектами. Невыполнение до сих пор Закона «О реабилитации репрессированных народов» (1991) и Российско-Германского протокола о поэтапном восстановлении государственности российских немцев (1992), а также непринятие Государственной Думой РФ закона о реабилитации российских немцев можно, конечно, объяснить тяжелейшим состоянием страны при Б.Ельцине и после него. Однако объяснить не значит оправдать: ведь законы и международные соглашения должны выполняться даже в трудной ситуации, пусть и с корректировкой сроков – народ бы это понял.
Положение усугублялось тем, что функции Министерства по делам национальностей РФ ограничивались в основном отслеживанием процессов вместо проведения национальной политики, адекватной значению национального вопроса в многонациональной стране, тем более в такой тяжелый для нее период. А вскоре после признания Миннаца «главным министерством страны» его и вовсе ликвидировали. Проблематика российских немцев была передана в Минэкономразвития, затем в Минрегионразвития, где национальный вопрос, в соответствии с профилем министерств, получил место у служебного выхода на задний двор, т.е. был сведен к чисто финансовой суете вокруг проектов «в пользу российских немцев». Вдобавок новые сержанты этой суеты и слышать ничего не хотели о реабилитации и восстановлении государственности: ведь эти вопросы как политические выходят за указанные им пределы компетенции. В результате уже много лет можно наблюдать, как делается всё, чтобы даже разговорчики в строю про восстановление государственности не возникали. А т.к. Закон и Протокол всё еще содержат эти понятия, то инициируется «мнение», что Закон и Протокол «устарели», «не соответствуют сегодняшним реалиям», что их надо «актуализировать», «расширить», «углубить», т.е. свести и их содержание к проводимой политике проектов и только проектов, представляющих, надо полагать, главный интерес для сегодняшних исполнителей «национальной политики». И чтобы эти инициативы звучали всё громче, дабы можно было в конце концов «откликнуться на мнение народа», всё больше используется как бюджетный, так и административный ресурс: хочешь получать проекты и деньги – пой строевые песенки о том, что государственность не нужна; если же хочешь реабилитации – будь сыт тем, что не продаешься, а мы понаблюдаем за твоим фитнесом.
Неисполнение Закона, Протокола, подмена национальной политики проектами, введение табу на упоминание реабилитации, а теперь еще и массированное воздействие на общественное движение российских немцев вплоть до акций по замене его неугодных лидеров на угодных и угождающих министерским отделенным командирам, не могут не сказаться на отношении российских немцев и к «угодным», и к очередным своим командирам, и, естественно, вообще к власти, от имени которой действуют эти командиры.

2. Германия: готовится вторая волна выезда?
Политика Германии в отношении российских немцев хотя и отличалась с самого начала от российской большей инициативностью и большим вложением средств, однако в конечном итоге во многом предопределила и сегодняшнюю российскую политику в отношении российских немцев, и, совместно с ней, раскол в их движении. Убедившись, что Россия «не может» восстановить Немецкую автономию, в чем Германия (тогда еще не объединенная и потому на пике своего благосостояния) готова была существенно помочь, она оперативно перешла к реализации запасного варианта: приняла 2,5 миллиона российских немцев, которых теперь требуется переварить. Естественно, процесс переваривания уменьшает активность, и будущее оставшихся в СНГ около 1,5 миллионов российских немцев, точнее, их будущее в странах СНГ, уже не представляет для Германии такого интереса как раньше. Они сегодня для нее не столько объект заботы, сколько возможность развивать отношения с регионами их проживания – экономические, культурные, межгосударственные. Что к взаимной выгоде и происходит. Без особой выгоды для самих российских немцев.
К тому же российские немцы для Германии – не один из народов России, рожденных в ней и рожденных ею, а всего лишь диаспора (на проектном жаргоне – целевая группа), утратившая в значительной степени свою германскую ментальность через ее замещение российской. Отсюда главное для Германии - не сохранение российских немцев как народа с новой биментальностью, а привитие им ментальности сегодняшних германских немцев, в которой еще больше утрачено то, с чем почти 2,5 века назад прибыли предки российских немцев в Россию. Это Германия и пытается предусмотрительно делать с помощью проектов. Причем не через национальные школы (которых у российских немцев нет), не через учреждения культуры (которых тоже нет), а… через подрядные структуры, как правило не имеющие представления ни о культуре российских немцев, ни о культуре германских немцев и ориентированных на голую прибыль. С соответствующим результатом.
Вполне можно допустить, что после блокирования российской стороной восстановления государственности, помощь Германии российским немцам (исключая оказанную национальным районам) была переориентирована в основном на подготовку российских немцев к выезду для сокращения сроков их интеграции на «исторической родине»: курсы немецкого языка по всему СНГ, изучение истории и сегодняшних реалий Германии, языковые тесты. А отсюда логично сделать и другой вывод: сегодня Германия не заинтересована в реабилитации и восстановлении государственности российских немцев в России, - чтобы сохранить действие основных выталкивающих сил до того времени, когда она снимет опять введенные ею ограничения по приему, т.е. до организации второй волны выезда в случае нереабилитации, чего вряд ли осталось долго ждать.
Что же касается российских немцев, уже переехавших в Германию, то их удел - «интегрироваться» (ассимилироваться) как можно скорее, т.е. поменять свою российскую и российско-немецкую идентичность в основном на знание немецкого языка. Что с успехом и произойдет, если Россия, по примеру Германии, не возьмет на себя заботу о соотечественниках для поддержания в интересах обеих стран их российской культуры и второго их родного – русского языка.

3. Помощь? - Только за отказ от восстановления государственности…
Финансовый вопрос и проблема российских немцев. Как в российской, так и в германской политике в отношении российских немцев главной сферой действия и взаимодействия обеих сторон давно уже является глубокомысленный процесс отбора и минимального финансирования проектов «в пользу российских немцев». Даже на уровне Российско-Германской Межправительственной комиссии по восстановлению государственности российских немцев, уже совсем не помнящей свои начальные задачи и название, говорят только о проектах. Именно эта сфера стала и основным инструментом отвлечения, «перезагрузки» и разрушения движения российских немцев. Почему?
Дело в том, что с самого начала общественные организации российских немцев («Возрождение», Союз немцев СССР, Международный союз российских немцев, позже и ФНКА), несмотря на свою массовость, были исключительно уязвимы, т.к. не имели собственной экономической базы для уставной работы, для содержания хотя бы офиса и аппарата. Отсюда всплесковый характер их начальной деятельности: делегации, конференции и съезды, которые оплачивались собранными шапкой по кругу средствами, спонсорством ряда немецких хозяйств и предпринимателей, позже – бюджетными деньгами Германии с согласия России. В льготных условиях работало только «Возрождение» - после того, как провозгласило вместо восстановления государственности массовый выезд. Оно получало, опять же при согласии России, финансовую поддержку от Германии, что позволяло и снимать офис, и содержать аппарат, и оплачивать проживание в Москве. К тому же оно сумело превратить выезд в монопольный прибыльный бизнес.
В такой обстановке акценты деятельности общественных организаций и даже их позиция стали зависеть от двух главных моментов: от того, насколько «помощь» обусловлена требованием исполнять нужную плательщику музыку; и от того, насколько руководство организации сохраняет верность цели реабилитации. «Помощь» обеих стран практически с самого начала была так политизирована и так превращена в рычаг воздействия, что уже давно возникает вопрос, чего больше несет она российским немцам как народу – пользы или вреда. (Мы опускаем здесь ведомственные интересы при использовании выделяемых бюджетных средств: их непомерную задержку на своих счетах и выплату исполнителям проектов чуть ли не в самом конце года; склонение с их помощью региональных властей к усмирению строптивых региональных лидеров российских немцев; опускаем и возможные личные интересы распределителей этих средств, которые трудно исключить в таких сферах).
Создание и существование Федеральной НКА (1997-2009 гг.), вопреки надеждам, только усугубило ситуацию. Потому что, вобрав в себя во многом и структуры, и руководство основных общественных организаций и став фактически главной организацией российских немцев, она тем самым нейтрализовала, заменив собой, прежнее национальное движение; а в отсутствие обещанной государственной поддержки стала такой же малодееспособной, какими были вошедшие в нее организации. Отсюда и ее участь: в своем статусном значении она стала еще более вожделенной для тех, кто хочет говорить от имени народа; в своем одиночестве она стала еще беззащитней, чем несколько прежних разрозненных организаций; в своей единственности она стала последним оплотом идеи реабилитации; в своей верности идее реабилитации она стала главной мишенью для противников реабилитации.
Помочь ФНКА нести этот крест пытается другая федеральная общественная организация – Ассоциация «Гемайншафт», одним из учредителей и членом которой был в свое время Международный союз немецкой культуры (МСНК). После прихода в ФНКА президентом В.Баумгертнера, «Гемайншафт» начала тесно сотрудничать с ней, что стало поводом для противников реабилитации считать Ассоциацию чуть ли не составной частью ФНКА – чтобы занизить роль обеих организаций. МСНК же после сближения «Гемайншафт» и ФНКА вышел из Ассоциации, оставаясь как всегда верным только собственным интересам: ведь он за любое объединение под «председателем МСНК», но против любого объединения на равных и тем более под руководством других.
Сегодня, в результате многолетней откровенной политизации «помощи российским немцам» с обеих сторон, расклад в движении российских немцев сложился такой. Федеральных общественных организаций, сохраняющих своей целью реабилитацию народа, осталось две – ФНКА и Ассоциация «Гемайншафт», которые совместно создали Федеральный Координационный Совет российских немцев как общий представительный орган. Им противостоит, точнее, противопоставлен, конгломерат подрядных структур под названием МСНК во главе с бессменным (уже почти 20 лет) Г.Мартенсом и его заместительницей О.Мартенс, случайно являющейся по совместительству супругой председателя (неисповедимы проявления демократии в «общественных организациях»!), - МСНК, который давно манипулируем распределителями средств обеих стран как верный исполнитель любой заказываемой ему музыки.
Хотя общественные организации и подрядные структуры не должны бы пересекаться (а если, то лишь в мирном сотрудничестве), и хотя подрядные структуры не должны допускаться в политику, однако при отсутствии в движении российских немцев легитимных общественных организаций, выступающих против реабилитации, и при всё растущей нужде в них у противников реабилитации, остается лишь одно: выдавать подрядный конгломерат за тоже-общественную структуру, чтобы уравнять его в политических правах с ФНКА и Ассоциацией. По принципу: если не можем иметь то, что является общественной организацией, пусть будет общественной организацией то, что имеем. И т.к. проекты стали единственным содержанием «национальной политики», то, естественно, отношения между распределителями проектов и исполнителями проектов гораздо теснее, теплее, доверительнее и заинтересованнее, чем между распределителями проектов и сторонниками неугодной реабилитации. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
К этому добавляется еще неоднородность ФНКА и Ассоциации, неизбежная в структурах, созданных не по политическому, а по национально-региональному принципу. Так, региональные и местные НКА должны по Уставу заниматься вопросами поддержания культуры российских немцев. И они готовы этим заниматься. Но, при отсутствии собственной экономической базы, они без  поддержки со стороны делать это не в состоянии. ФНКА, являющаяся лишь объединением региональных НКА, естественно, тоже не имеет своей экономической базы, поэтому не может оказывать им необходимую помощь. А значит, они очень зависят от получения бюджетных средств, т.е. от распределителей проектов. И т.к. проекты эти если и идут к ним от распределителей (напрашивается более точное: «из распределителей»), то не через ФНКА, как должно бы быть, а всё чаще через МСНК, получается, что «ФНКА никому не помогает» и значит «ничего не делает», а помогает и «пашет» только МСНК. И, следовательно, кто хочет жить (т.е. кому проекты дороже реабилитации своего народа), тот должен поддерживать МСНК. Точнее, поддерживать тех, кто заказывает им музыку через МСНК. То есть выступать против реабилитации. Или ничего не получать из того, что два государства выделяют «в пользу российских немцев» и что всё больше используется против реабилитации российских немцев.
Так и получилось, что в самой ФНКА чуть ли не половина ее региональных НКА стала манипулироваться распределителями средств. То есть, продолжая состоять в ФНКА, региональные НКА дают себя использовать против ФНКА и против ее главной цели – реабилитации народа. С выкручиванием рук, ног, морали и порядочности, и в полном согласии с формируемой у них супер-новой подрядной ментальностью.
Одновременно распределителям средств, как и председателю МСНК, очень нужно придать подрядному МСНК, хотя бы внешне, вид массовой представительной и общественной организации. Для этого всё, что еще шевелится на территории СНГ с этикеткой «российские немцы», должно быть как в черную дыру втянуто в МСНК, обеспечивая и его массовость, и международность. Отсюда и охота МСНК за всеми «культурными центрами», «центрами встреч» (в которых нередко всего 2-3 иногда еще встречающихся по какому-нибудь поводу «российских немца»), за самодеятельностью, отдельными художниками и музыкантами. И даже за историками, чьи проекты также финансируются через МСНК (ведь история – тоже подряд!) и чьи конференции неизменно приурочиваются к «форумам центров встреч», чтобы не только придать массовость этим высоким собраниям, но и освящать их вдохновенное скандирование: «Самоорганизации – да! Территории – нет!» авторитетным присутствием ученых и их глубоко научными выводами типа: «Говорить о восстановлении государственности – вредно!».
Но и этого мало. Чтобы МСНК действительно выглядел объединяющим всех-всех-всех, нужно, чтобы в нем всё же попадались иногда и действительно общественные структуры. Особенно желаемы региональные и местные НКА: это, с одной стороны, снижает значение ФНКА, с другой – создает впечатление, что ФНКА тоже входит в МСНК (или что МСНК «крышует» ФНКА), а главное – это позволяет считать, что МСНК, хотя бы с помощью «перебежчиков», вправе говорить и от имени ФНКА, а она уже не вправе иметь собственного голоса. Добиться этого, с помощью распределителей проектов, дело техники: хочешь проекты – записывайся в МСНК и поддерживай его, и одновременно, оставаясь в ФНКА, выступай против ФНКА и реабилитации. От такой беспардонности одни плюются, другие стонут, третьи же и вступают, и поддерживают, и выступают как от них требуют и против кого от них требуют. Так МСНК признается «общественной организацией»; так за подрядчиком признается право выступать по политическим вопросам; так он всё больше наделяется полномочиями говорить от имени «всех российских немцев» против интересов российских немцев. И так ФНКА, движение российских немцев, всё больше раскалываются от имени государства, издавшего Закон об НКА, и перезагружаются новой идеологией: «Через проекты для двух десятков избранных - долой реабилитацию всего народа!».

4. Народы – депортировать, национальные движения – приватизировать? Парадоксы «кумулятивной» политики
Положение российских немцев как нереабилитированного народа. В том, как сложилась на сегодня ситуация с российскими немцами, определяющее значение имеет, что они до сих пор вынуждены жить во многом в тех же условиях, в которые были ввергнуты поголовной депортацией, трудармией, многолетней дискриминацией и невосстановлением их государственности. А именно: распыленность по всей стране; отсутствие собственной территории и экономической базы; отсутствие национальных школ, вузов, учреждений культуры, средств массовой информации, творческих союзов; выключенность их как народа из общественной и политической жизни страны; отсутствие представительства во власти; сведение роли каждого российского немца и всех их вместе к роли гастарбайтера с обязанностью работать и платить государству налоги, но без ответной заботы государства об удовлетворении их запросов в сфере национальной культуры и родного языка. (Это одновременно ответ на недоуменный вопрос, до сих пор звучащий на разных уровнях: «Да в чем же российские немцы неравноправны?! Ведь у них есть всё как у других!»).
Выезд-выталкивание 2,5 миллионов российских немцев этими условиями после очередного обмана с восстановлением государственности стал небывалым с 1941 года ударом по их национальному и гражданскому самосознанию. Если страна устами «гаранта Конституции» Б.Ельцина «ответственно заявляет» им, что государственности у них «не бу-дет!» и предлагает им вместо нее селиться на военном полигоне и выкапывать там снаряды при поддержке Германии; если страна равнодушно взирает, как 2,5 миллиона законопослушных, трудолюбивых ее граждан, столько сделавших для своей Родины и ждавших от нее всего-то лишь восстановления справедливости, как по отношению к другим ее народам, - выезжает в другую страну; равнодушно взирает и на то, как их беззастенчиво грабят на всем пути от бросаемых в очередной раз домов и имущества, через вокзалы, аэропорты и до последней таможни, – значит, стране наплевать на этих граждан, на их трудолюбие, законопослушность, на их вклад в развитие и достижения своей Родины, на то, что они вообще считают только ее своей Родиной?
Этот удар был вполне сопоставим с депортацией 1941-го. А может, и страшнее. Потому что в 1941-м их выселяли за «чью-то вину» - за то, что кто-то из них (кто – не известно никому до сих пор) якобы «укрывал тысячи и десятки тысяч германских шпионов и диверсантов» да еще «не доносил властям» об этом. И выселяли их тогда не из страны, а вглубь страны, не отбирая надежды на возможность возвращения после войны. Теперь же их фактически изгоняли из страны. Изгоняли нежеланием признать равноправными с другими ее народами; нежеланием признать их заслуги и самопожертвование в труднейшие для нее годы; и при этом еще унижали на всём их долгом и мучительном пути исхода.
Но и после всего этого в стране осталось как минимум еще миллион человек (даже по переписи - 597 тысяч тех, кто настоял на указании своей национальности!). Остались - в труднейших для страны и для них самих условиях. Остались, потому что всё же надеялись, что те, кто, дорвавшись до власти, разрушает, грабит и унижает страну и ее народ – это не власть страны, и не власть народа, а – временщики. И когда-нибудь они должны будут уйти. И придет другая власть. Которая уже не будет равнодушна к своей стране, к ее народам, ее гражданам. Которая поймет и оценит каждого, кому Родина дороже всех благ. Поймет и то, что такое для любого человека, тем более для целого народа – справедливость. И – восстановит ее. «Чтобы каждый человек, каждый народ чувствовал себя в своей стране дома». А значит, они получат, наконец, равные права и возможности с другими народами страны. Смогут, наконец, опять жить вместе, чтобы говорить на родном языке, возрождать и развивать свою культуру, сохранять в себе и дальше то, что позволило им так много сделать для России. 
Пока их надежды не оправдались. Пока им всё еще приходится слышать от чиновников-сержантов, говорящих, - конечно же! - от имени страны и власти: Закон о реабилитации репрессированных народов устарел; Российско-Германский Протокол о восстановлении государственности должен быть пересмотрен; мы с германской стороной движемся в правильном направлении и достигнем позитивного, кумулятивного эффекта; создание Республики немцев Поволжья и сталинские репрессии в отношении целых народов - это звенья одной цепи…
(Все эти конечные выводы мудрости земной принадлежат директору Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ А.Журавскому. В связи с этим возникает естественный вопрос: а создание республик татарского, башкирского, удмуртского, мордовского, калмыцкого, целого ряда кавказских народов – это тоже «звенья сталинских репрессий», которые пришло теперь время «исправить»? И этим народам тоже пора готовиться, некоторым даже повторно, к участи российских немцев, что была им определена депортаций 1941 года и ликвидацией их государственности?).
То есть российские немцы по-прежнему слышат лишь то, что оправдывает допущенные по отношению к ним репрессии, несправедливости и унижения военных лет, что продлевает их дискриминацию послевоенных десятилетий, что продолжает отнимать у них надежду на будущее. Наступит ли, наконец, день, когда они услышат вместо этих высказываний «служителей власти» слово самой власти, отвечающее интересам великой многонациональной страны?
Пока прежнее отношение к российским немцам не меняется. И они, всё так же проживая распыленно, всё так же не имея как народ нужных средств, прав и возможностей, не могут позаботиться сами ни о своем родном языке, ни о своей культуре, ни о своем народе, что вполне могли в «тюрьме народов» - царской России. Не могут даже обсудить свое положение в нормальном диалоге с властью. Потому что за них, вместо них доверено говорить и всё решать кучке тех, кто, судя по их действиям и словам, озабочен в своей проектной «политике» лишь тем, кому дать, кому не дать. И кто вместо того, чтобы наладить нужные отношения с представителями народа, в первую очередь с той же ФНКА, привлекает в качестве главного исполнителя своей политики подрядчика, который, прикупив для них на выделенные ими бюджетные средства еще десяток мелких подрядчиков, помогает выкручивать всем руки, чтобы никто больше и не заикался о реабилитации.
Так целый народ превращен от имени власти из должного партнера власти и субъекта решения его проблем в объект манипуляций подрядного OOО, в безгласную «целевую группу», на которой, при поддержке власти, наживаются те, кто за проекты готов сделать всё: и выступать против реабилитации народа, и раскалывать движение российских немцев, и даже приватизировать его, чтобы одним с чиновниками подрядным голосом вновь и вновь повторять «ответственное заявление» ушедшего гаранта: ни государственности, ни реабилитации – «не бу-дет!»...

5. «Сними крестик - или надень трусы…»
Во всей этой нечистоплотной возне есть еще один аспект. Он связан с ментальностью председателя МСНК. Кто давно знает его, помнит, как, придя в конце 1980-х гг. в движение российских немцев, Г.Мартенс настолько вдруг «почувствовал себя российским немцем», что даже сменил свою еврейскую национальность, указанную в паспорте, на немецкую. Он сумел попасть и в рабочую группу по подготовке Первого съезда немцев СССР, исполняя там, как выяснилось позже, роль «человека Г.Гроута», боровшегося против Оргкомитета съезда. И перед самым съездом открыто перешел из Оргкомитета к Г.Гроуту. Когда же общество «Возрождение» переориентировалось на выезд, а вышедшие из него сторонники реабилитации создали, для сохранения прежней главной цели национального движения, Союз немцев СССР, Г.Мартенс и Г.Гроут уже через два дня после регистрации Союза провели учредительную конференцию «Союза в поддержку культуры немцев СССР» (ныне МСНК). Так из небольшой группы была создана еще одна структура «российских немцев» - как коммерческая для подпитки «Возрождения», и как еще одна «организация», которая вместе с «Возрождением» всегда обеспечивала бы «большинство» против Союза немцев СССР.
Но когда в МСНК действительно пошли проекты, Г.Мартенс тут же расстался с «Возрождением». И это было таки правильно: «не делясь», он смог гораздо быстрее и стать москвичом, и заработать на весомые атрибуты своей нерядовой столичной жизни. Из чего можно сделать вывод, что хотя бы одному «российскому немцу» проекты «в пользу российских немцев» действительно помогли. (Если бы всем так, то сегодня наверняка было бы чуть больше тех, кто считает себя реабилитированным, а государственность для остальных  – ненужной…).
Не требуется и большого ума, чтобы понять, хотя бы на примерах мировой истории: из получавших крупные подряды (снабжение армии, строительство), основательно наживались обычно лишь те, кто поставлял некачественную продукцию. Какого же качества продукция, поставлявшаяся Г.Мартенсом «в пользу российских немцев», должна была быть, чтобы обеспечить сегодняшние приватные достижения «председателя»? И чтобы он теперь еще и убеждал всех в том, что государственность российским немцам не нужна (т.к. лишит его проектов?); что им требуется лишь привить «общероссийскую идентичность» и «толерантность» (для бесконфликтного завершения их ассимиляции?) - естественно, через новые проекты в том же высококачественном исполнении?
Даже если бы «чистый» в 12-ом поколении российский немец проделал в немецком движении хотя бы четверть пути Г.Мартенса, его бы наверняка давно уже попросили уйти – чтобы не позорил движение, не позорил российских немцев, не дискредитировал усилия и помощь двух стран и не выступал в рамках движения против главной цели движения. Можно также сказать, что будь участник движения и «негром преклонных годов», но если бы он честно стремился сделать что-то хорошее для российских немцев, ему были бы искренне и горячо благодарны (пример: майор КГБ А.Кичихин, который сумел разрушительным радикализмом своих выступлений «за российских немцев» вызвать вначале бурный восторг многих, пока у них не раскрылись глаза). И любой народ будет признателен представителю другой национальности, если тот борется за его права. Но у любого народа вызовет негодование, если представитель другой национальности будет выступать против его прав, да еще и наживаясь при этом на его трагедии.
Вполне можно сказать и то, что как русские люди должны чувствовать себя неуютно, когда от их имени в телевизионных драчках очередная троица «защитников русского народа», не имеющих к нему никакого отношения, поливает друг друга грязью и апельсиновым соком, так и российские немцы могут воспринимать лишь как оскорбление, когда самое дорогое для них: национальная культура, родной язык, работа с молодежью, издание литературы, популяризация искусства – переданы в руки человека, имеющего лишь материальный интерес к их проблеме; человека, разглагольствующего о том, что кто хочет, всегда может «сам изучать родной язык» (хотя в огромной стране на несколько миллионов российских немцев в течение 68 лет не было и нет ни одной национальной школы!); и что российским немцам вместо государственности достаточно «самоорганизации» в виде системы центров встреч по всей стране – естественно, под эгидой председателя МСНК…
  Известный активист немецкого движения В.Дизендорф, немало посвятивший сил и времени изучению темы трудармии, в одном из своих докладов отмечал, что, как ни странно, начальниками трудармейских лагерей для российских немцев во время войны были, как правило, лица еврейской национальности. И выжившие трудармейцы, хотели они того или нет, связывали ужасающие потери в своих рядах и с этим фактором. Тем более, что именно в те годы был опубликован людоедский призыв Ильи Эренбурга «Убей немца!». И могут ли российские немцы воспринимать как нормальное явление, когда и сегодня такие чувствительные для национального самосознания сферы народной жизни отдаются на откуп лицам, которые имеют от «немецкой идентичности» лишь очередную национальность в паспорте?
Более того, новообращенный «российский немец» теперь насаждается еще и в руководители национального движения, для чего, в нарушение Закона и с участием представителей власти, проводятся нелегитимные «заседание Совета ФНКА» и «Внеочередной съезд ФНКА» с мобилизацией всей жалкой проекто-зависимой рати, и даже регистрируется «новый президент ФНКА»! Естественно, в итоге сразу же звучат в очередной раз его давно проплаченные «инициативы»: Закон и Протокол «устарели», и требуется безотлагательная «актуализация их содержания», т.е. выхолащивание из них главного – задач реабилитации и восстановления государственности. 
Спрашивается: кому это нужно? Ведь насаждение Г.Мартенса, признание его - всего лишь исполнителя проектов! - правомочным говорить от имени российских немцев против российских немцев даже на заседании Межправкомиссии, - это открытое оскорбление не реабилитированного до сих пор народа. Думают ли чиновники об этом? Нужно ли это самой власти в многонациональной России? И контролирует ли власть действия своих чиновников хотя бы в таких вопросах?..
У российских немцев не могут не возникнуть и другие, не менее серьезные вопросы. А именно: почему им в течение уже 68 лет упорно хотят внушить, что их Родина – Россия им не мать, а злая бездушная мачеха, и что никогда они не дождутся от нее справедливости? Почему от них и сегодня хотят, как в трудармии, беспрекословного послушания - «шаг влево, шаг вправо…», и отсутствия «разговорчиков в строю»? Почему им хотят намертво вбить в сознание, что власть в России – это не их власть, и что надеяться им на что-либо хорошее в России глупо и тупо? Почему от имени России «заботу страны о российских немцах» уже столько лет доверяют людям, не имеющим к ним никакого отношения, не знающим ни их истории, ни их культуры, не имеющим элементарного уважения к народу? Почему, как в той же трудармии, им теперь еще и насаждают в «национальные лидеры» человека, который выступает только против их национальных интересов, который вообще далек от какой-либо культуры, тем более культуры российских немцев?
Неужели из миллиона российских немцев, оставшихся на своей Родине, или хотя бы из 597 тысяч «переписных» немцев, власти не удалось найти ни одного, кто мог бы, по ее мнению, возглавить их национальное движение? Неужели только испытанный противник решения проблемы российских немцев отвечает представлениям власти о том, кто и как должен «решать» их проблему? Доступна ли чиновным покровителям этой незаменимой для них проектно-политической Душечки хотя бы простая мысль, высказанная представителем другого народа - Шарлем Азнавуром, что армянин это не тот, кто говорит по-армянски, а тот, кто помогает Армении?
Неужели чиновников действительно удовлетворяет, хотя бы по моральным качествам, человек, способный ради своего гешефта сменить свою национальность, наживаться на проблеме несвоего народа, «быть» в национальном движении этого народа и выступать против целей этого движения и народа, и при всём этом еще пытаться возглавить это движение? Не возникает ли у них, хотя бы иногда, желание предложить своему протеже то, что сказали «ставшему православным» персонажу из еврейского анекдота его сородичи в бане: «Мойша, ты или сними крестик, или надень трусы»?
Отношение к представителям другой национальности, тем более к другому народу, всегда сопряжено с обратной реакцией того же знака. Особо обострена эта реакция – и на добро, и на зло – у тех, с кем обошлись несправедливо именно из-за их национальности. И нередко она переносится с индивидуума чуть ли не на весь народ этого индивидуума. Отсюда и необходимость максимально внимательного, уважительного и честного поведения в межнациональных отношениях - и на личностном уровне (по твоему поведению будут судить о твоем народе!), и тем более в национальной политике. И если представители власти, которым вверена проблема российских немцев, не знают даже таких элементарных вещей, то как им вообще поручили заниматься ею? А если знают, то как объяснить их действия? Как понять их открытое отрицание принятого государством Закона и подписанного государством же международного соглашения о восстановлении справедливости по отношению к одному из своих народов? И почему они проплачивают в течение стольких лет в качестве главного возрождателя «национальной идентичности народа» человека, имеющего к этому народу лишь один интерес - меркантильный? А теперь еще и навязывают его в качестве «национального лидера»?
Для чего всё это делается? Чтобы добиться соответствующей реакции против себя лично? – трудно предположить. Значит, чтобы добиться соответствующей реакции, т.е. «кумулятивного эффекта», против самой власти? Но можно ли себе представить власть, которая стремится настроить против себя своих граждан, да еще и в национальном вопросе? Тем более в России, где максимальное уважение и внимание ко всем народам проявлялось веками, что и позволило ей сохраниться как великому многонациональному государству? Вряд ли сегодняшняя российская власть хочет и продолжения дуболомства ельцинских времен, вытолкнувшего из страны одних российских немцев столько, что хватило бы сегодня преобразить целые регионы. Тогда на каком основании такая «политика» проводится «представителями власти» и от имени власти?
И еще: на каком основании чиновники, дискредитируя власть, которую представляют, так беспардонно вмешиваются, нарушая Закон, в деятельность общественных организаций, да еще национальных? Ведь логическая цепочка их действий выстраивается весьма убедительная для такого вывода:
 чиновникам почему-то, вопреки принятому Закону и международному соглашению, не нравится реабилитация;
сами они как чиновники открыто против действующих законов выступать не могут;
с помощью политически обусловленных проектов они привлекают для этого подрядный МСНК и через него ряд руководителей региональных НКА;
с теми из них, кому проекты дороже целей своей организации и интересов своего народа, проводятся нелегитимные «заседание Совета ФНКА» и «внеочередной съезд ФНКА» без участия действующего президента ФНКА;
проводится противозаконная регистрация «нового президента ФНКА» без оригиналов учредительных документов ФНКА и без заверения подаваемых документов печатью ФНКА;
несмотря на эти грубейшие нарушения, высокопоставленные чиновники Минрегионразвития и МВД Германии дают интервью, где поздравляют «нового президента ФНКА», радуются, что произошло «объединение всех организаций российских немцев», и выражают удовлетворение тем, что все они (организации) теперь «говорят одним голосом»;
действующий президент ФНКА уже не приглашается на заседание Межправкомиссии;
на этом заседании представителям региональных властей «разъясняют», кого они теперь должны поддерживать, если хотят, чтобы финансировались проекты в их регионах;
в Российско-Немецком Доме в Москве законно действующей Федеральной НКА предлагается освободить офис и вообще покинуть РНД;
Федеральной НКА отказывают в проведении ее законного очередного съезда в РНД (центре, созданном по решению двух государств именно для российских немцев!), - даже на условиях аренды…
Можно ли всё это квалифицировать иначе, как вмешательство государства в дела общественных организаций, как захват общественной организации подрядной структурой? То есть как откровенное рейдерство, с фальсификацией документов и при поддержке госслужащих?
И можно ли надеяться, что по таким действиям «представителей власти» к ним -  хотя бы сегодня! - власть примет необходимые адекватные меры?

6. Чтобы каждому своему народу страна была родным домом
Не надо быть Нострадамусом, чтобы предсказать совсем недалекое будущее, если властью не будет принято, причем срочно, самых решительных мер. Программа национального движения под таким «национальным лидером» будет окончательно и «кумулятивно» перезагружена: вместо реабилитации на всех ее файлах будут торчать проекты и только проекты - расцвет отечественной рыночной экономики в национальной политике! И отныне везде и всегда «от имени российских немцев» будет звучать только один голос, специфическую ментальность которого, как и фейс его обладателя, не удалось изменить даже заменой национальности в паспорте - очередное ноу-хау «национальной политики»: народы говорят уже не своим голосом! Еще миллион-полтора российских немцев с членами их семей, оставшиеся в стране в надежде на признание их равноправия, будут в очередной раз основательно отторгнуты от интересов своей страны, будут из активных и верных ее граждан превращены в ожидающих, когда Германия осуществит свое намерение, к которому она опять всё больше приходит, и снимет введенные барьеры для дальнейшего приема «аусзидлеров», уже так хорошо показавших себя на «исторической родине» и в труде, и в учебе, и в спорте, и в морали, и в «интеграции». Будут превращены в тех, кто потом вынужден будет, с еще большим грузом разрушенных надежд, с еще большей обидой, с полученным на прощание оскорблением своего национального достоинства еще и насаждением им в лидеры «нового российского немца» – проделать вслед за 2,5 миллионами уже вытолкнутых со своей Родины соплеменников проторенный ими путь навстречу их горьким насмешкам: «Мы же говорили, мы же знали! А вы, лохи, всё верили: Россия, справедливость, равноправие, реабилитация… Теперь убедились?»…
К счастью, у самого Нострадамуса нам не удалось пока ничего найти о судьбе российских немцев и о том, кто и с помощью каких чиновников станет их «национальным лидером». Отсюда, наверное, позволительно сделать предположение, что происходящее в проблематике российских немцев не предначертано свыше, а значит, не является чем-то неодолимым, чему невозможно противостоять. И значит, можно, в соответствии с известным тезисом о том, что каждый народ достоин того (не будем ограничиваться «правительством»), что имеет, сделать каждому из нас вывод: не думай, что всякая власть от Бога! Тем более, что всякий чиновник от Бога! И что власть всегда всё видит, и знает, и мудра как Бог, и не нуждается в помощи своих граждан!
А отсюда логичен и другой вывод: действуй, народ, если хочешь остаться народом на своей Родине! Действуй, каждый российский немец, если ты действительно гражданин своей страны! Действуй, и помни, что отстаивая права своего народа, ты отстаиваешь интересы своей многонациональной страны!
Отсюда понятно и что делать.
1. Отстоять право своего народа на будущее. То есть отстоять интересы своего народа, общественные организации своего народа от нечистоплотных манипуляций тех в национальной политике, кто или не знает, что такое интересы их страны, или забыл, интересам какой страны они должны служить.
2. Добиться, чтобы контролирующие органы проверили, как, для чего и в чьих интересах используются на самом деле выделяемые государством средства на проекты по российским немцам; как сегодня в стране, борющейся с коррупцией, возможно использование бюджетных средств для коррупции «сверху вниз» в целях разложения национального движения одного из народов страны, в целях противодействия принятому в стране Закону и международному соглашению о восстановлении государственности этого народа.
3. Активистам российских немцев сброситься по рублю и, как давно предлагал один из участников движения, приобрести для насаждаемого им «национального лидера» вместо вожделенного скипетра президента ФНКА фаллоимитатор. Соответствующий по размеру его «вкладу в поддержание идентичности российских немцев». Чтобы, когда с его помощью будет снят вопрос о реабилитации, а значит, и вопрос о финансировании проектов, он, лишившись и оплачиваемой ему любви своих покровителей, мог утешаться самоорганизацией по поддержанию уже собственной идентичности.
Так что наши задачи ясны, цели определены, - за работу, товарищи!
И будем помнить: Бог помогает только тем, кто сам не бездействует! И - делая то, что нужно, мы помогаем нашей стране решить проблему, которую без нашей поддержки она решить не может. Помогаем ей стать более сильной, более привлекательной на международном уровне, более отвечающей сегодняшним вызовам. Помогаем ей быть более родным и теплым домом для всех ее граждан, для всех ее народов. Потому что, как говорил русский философ Константин Леонтьев, «тот народ наилучше служит мировой цивилизации, который своё национальное доводит до высших пределов развития».
То есть: делая то, что нужно для восстановления справедливости по отношению к российским немцам, мы делаем это и в интересах России. Чтобы мы опять могли не только переживать, но и с полным основанием выражать те чувства к ней, которые были еще до революции выражены одним из наших поэтов:
DAS HEIMATLAND
Die Hand ans Herz, ihr russisch-deutschen Br;der;
Bekennet frei, was Euer Heimatland,
Wo ist der Ort, wo Eure Wiege stand?
… Das Russenland ward uns zum Heimatlande,
Es nahm die heimatlosen Eltern auf;
Vom Schwarzen Meere bis zum Ostseestrande,
Vom Kaukasus bis zum Ural hinauf...
Jetzt bl;ht auf Russlands Boden deutsche Treue,
Und deutscher Flei; bebaut das Steppenland.
Und gl;cklich lebt der Deutsche, der aufs neue
hier seine traute, liebe Heimat fand.
Mit ganzer Lieb, mit Gut und Blut und Leben
Ist er dem neuen Heimatland ergeben.
Так наши предки выражали свою любовь и признательность своей Родине! Сделаем же всё, чтобы и сегодня, после стольких пережитых несправедливостей, российские немцы опять могли испытывать и выражать такие чувства…

2009, июнь