Время собирать народ

Гуго Вормсбехер
Гуго Вормсбехер
Время собирать российских немцев -
в интересах страны
(Выступление на Съезде ФНКА 4 июля 2009 г.)

Уважаемые коллеги, позвольте высказать несколько соображений по ряду моментов, обсуждаемых на нашем Съезде – Съезде, который вызывает глубокое чувство удовлетворения высоким уровнем выступлений делегатов, государственным подходом к рассматриваемым вопросам, исключительным единодушием и верой в то, что наша проблема сегодня может быть, наконец, решена. Подобных форумов у нас давно не было.
1. О национальной политике.
В такой многонациональной стране как Россия должна быть и национальная политика, адекватная масштабу и значению задач, выдвигаемых жизнью. Однако со времени развала СССР такой политики у нас нет.
Национальная политика не может заключаться в том, чтобы не видеть и не хотеть видеть национальные проблемы. Однако другого содержания у нее сегодня не обнаруживается.
Национальная политика должна предупреждать возникновение проблем, а не вызывать их. Однако для проводимой сегодня политики характерно именно порождение проблем вместо их решения.
Национальная политика – это помощь народам в решении их национальных задач, в удовлетворении их национальных запросов, а не игнорирование, и тем более не подавление, не запрещение этих задач и запросов. Пока мы видим лишь последнее.
Национальная политика должна вызывать у представителей народов не протесты, не недоумение, а понимание и одобрение. Можно ли назвать сегодня хоть один народ в стране, включая русский, который понимал бы проводимую национальную политику и был бы ею доволен? 
2. О ситуации в национальном движении российских немцев.
Сегодня Россия, в рамках мирового финансово-экономического кризиса, сама переживает серьезный кризис. Но ее руководство не опустило руки; более того, оно сформулировало для страны задачу: выйти из этого кризиса еще более окрепшей и сильной.
Наше национальное движение сегодня тоже переживает свой кризис: в движение внедрен раскол, какого не было в нем никогда. Полагаю, нам тоже надо будет выйти из навязанного нам организационного кризиса еще более едиными и стойкими. Для чего предстоит очиститься, наконец, от тех, кто годами паразитирует на проблеме российских немцев, кто оплаченно выступает против целей движения, против реабилитации народа.
3. Наши задачи и действия значимы не только для нас.
Выступая за реабилитацию нашего народа, за его равноправие с другими народами страны, мы защищаем не только интересы российских немцев. Мы защищаем и право других народов страны иметь и отстаивать свои национальные интересы и права.
Выражая свое несогласие с действиями чиновников, занятых вопросами российских немцев, мы выступаем не против власти, и не против интересов страны, а стараемся помочь власти навести порядок в очень важной сфере ее внутренней политики. Как власть заинтересована в том, чтобы освободиться от дискредитирующих ее коррумпированных чиновников, так она должна быть заинтересована и в том, чтобы освободиться от тех, кто в национальной политике порочит ее в глазах народов страны.
4. Очищение – дело и долг каждого.
Никогда еще движение российских немцев не сталкивалось с таким масштабным, открыто организованным и поддерживаемым чиновниками противодействием, с таким беспардонным вмешательством их во внутренние дела общественных организаций. Но если раньше бороться с этим было почти невозможно, то сегодня в стране есть не только понимание необходимости очищения от всего, что мешает ей двигаться вперед и что дискредитирует власть в глазах собственного народа, а страну на международном уровне. Сегодня задача очищения уже четко сформулирована самим руководством страны.
Однако оздоровить большой государственный организм невозможно одним лишь распоряжением сверху. Как в человеческом организме очищение происходит ежедневно, ежесекундно в каждой его клетке, и в первую очередь силами самой клетки, так и в государственном организме очищение должно происходить в каждой его клетке силами в первую очередь самой клетки.
Мы сегодня взялись за очищение нашего национального движения, за очищение политики по отношению к российским немцам от всего, что годами мешает ей быть действительно государственной политикой, мешает выполнению законов и решений, давно принятых государством для восстановления справедливости по отношению к российским немцам. И это в интересах страны, это в интересах нашего народа. И в этот процесс уже сегодня в самом движении российских немцев вовлечено немало активных, компетентных, честных и порядочных людей.
Полагаю, в своей «национальной клетке» общегосударственного организма мы вполне сможем очиститься собственными силами, - если будет прекращено вмешательство извне. Тем более это очищение произойдет быстро и основательно, если оно будет заинтересованно поддержано государством, которому мы своими усилиями помогаем.
5. Преодолеть в себе синдром вечно виноватых и гонимых.
За военные годы, за послевоенные десятилетия, в результате жестоких репрессий и длительной дискриминации по национальному признаку, у многих российских немцев не мог не выработаться синдром вечно гонимых, а отсюда и синдром вечно виноватых.
Но мы не виноваты в том, что напавшие на нашу страну были той же национальности, что и российские немцы.
Мы не виноваты в том, что в тяжелое время военных неудач тогдашнее руководство страны решило перестраховаться недоверием к нашему народу, который не хуже других воевал и на фронте с первых дней войны, умножив славу героев Брестской крепости, и в подполье на оккупированной территории, и в партизанских отрядах, и представители которого участвовали даже в штурме Берлина. Даже после снятия всех солдат и офицеров из числа российских немцев с передовой и направления их за колючую проволоку трудармейских лагерей, среди нашего народа было немало тех, кто, несмотря на угрозу расстрела, бежал с работы в тылу на фронт. Чтобы воевать за свою Родину, пусть под чужим именем. 18 Героев Советского Союза в таких условиях – среди обвиненных в укрывательстве «шпионов и диверсантов», депортированных и все годы войны ходивших под конвоем  – это ведь о чем-то говорит!
Не виноваты мы и в том, что наш вклад в Победу, стоивший нам трети численности нашего народа, т.е. больше, чем у самого пострадавшего от войны белорусского народа, по которому ее огненный вал прокатился дважды, – до сих пор замалчивается, и никто не считает нужным хотя бы упомянуть этот вклад даже в годовщину Победы.
Мы не виноваты в том, что в годы войны и после нее работали так хорошо, что когда другим репрессированным народам восстановили их государственность, нас по-прежнему удерживали там, куда мы были выселены по несправедливым обвинениям – в Сибири и Казахстане. Удерживали, чтобы не лишиться трудолюбивых рабочих рук, так нужных всегда и везде. Удерживали режимом спецпоселения, ограничением в передвижении, закреплением распыленного проживания. Удерживали активным противодействием восстановлению нашей государственности, что прямо высказал советским немцам в 1965 году Председатель Президиума Верховного Совета СССР А.И.Микоян: «Мы не можем восстановить АССР немцев Поволжья, потому что 500 тысяч немцев уедет тогда из Целинного края, а без них там вести сельское хозяйство невозможно».
То есть работали бы мы похуже, давно бы имели опять свою государственность. Но мы работали, как привыкли, как иначе не можем. А в ответ получали еще и дискриминацию в образовании, ограничения в выборе профессий, в продвижении по службе, в представлении к наградам за трудовые достижения. И в результате стране приходится сегодня «вести хозяйство», не только сельское, уже без впятеро большего числа российских немцев, чем было названо в свое время А.И.Микояном - без 2,5 миллионов российских немцев, вытолкнутых из страны такой национальной политикой.
То есть наши вины предъявлялись нам не потому, что мы действительно были в чем-то виноваты перед нашей страной, перед ее народами, а придумывались для того, чтобы не допустить по отношению к нам восстановления справедливости, ибо это могло вызвать трудности в экономике регионов нашего расселения. Поэтому у нас как народа не должно быть никаких синдромов вины и комплексов неполноценности. Мы всегда честно и добросовестно вносили свой вклад в становление, возрождение и укрепление нашей страны – наряду с другими ее народами. И всегда хотели, и хотим сегодня, всего лишь равных с другими ее народами условий и возможностей для национальной жизни. На что имеем право по Конституции.
6. О реабилитации российских немцев.
Народ не может сохранить родной язык, свою национальную культуру, вообще сохраниться, если десятилетиями будет жить в распыленном состоянии, без  национальных школ, культурных учреждений, СМИ, без возможности каждодневного общения, и даже без возможности создания семьи с представителями своего народа. Поэтому реабилитация в духе Закона «О реабилитации репрессированных народов» для нас – вопрос жизни и смерти, и не имеет альтернативы: либо это будет сделано, либо народ будет обречен на полную ассимиляцию и исчезновение.
Реабилитация не может и дальше откладываться. Отговорки, что ее не позволяют сделать имеющиеся трудности, сложная ситуация в стране, что надо подождать лучших времен – эти отговорки мы слышим уже 68 лет. Но время отговорок, приведших к утрате страной 2,5 миллионов человек, прошло. Настало время думать и решать в интересах страны. То есть для страны прошло время «разбрасывать» российских немцев, пришло время собирать российских немцев.
Реабилитацию, как мы ее предлагаем, можно осуществить сегодня, ее выгодно осуществить сегодня, а значит, ее надо осуществить сегодня.
7. Предусмотреть квартиру еще одному ветерану войны –
              народу российских немцев.
В рамках подготовки к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне Президент Российской Федерации принял решение о том, чтобы к этой великой дате всем ветеранам войны были предоставлены квартиры. Наконец-то, через 65 лет после победного салюта, люди, кровью и жизнью защищавшие свою Родину, услышали от нее не очередные отговорки, почему им никак нельзя выбраться из коммуналок и трущоб! А услышали волю благодарной страны, благодарного народа, волю руководства – дать им возможность, после стольких лет обесценения и унижения их подвига, испытать еще один праздник со слезами на глазах: получить квартиру, чтобы хотя бы остаток своих дней прожить по-человечески.
Российские немцы, защищавшие свою Родину вместе с другими ее народами и на фронте, и самоотверженной работой в тылу, все эти годы тоже не имеют - как народ, т.е. по национальному признаку! - не только своего дома, своей квартиры, но даже угла в общегосударственной коммуналке. После того, как у них незаконно отобрали их дом – их цветущую республику, они до сих пор проживают распыленно по огромной территории мест своей депортации. И как раньше миллионы, как позже сотни, как сегодня десятки тысяч ветеранов войны, они 68 лет слышали только отговорки – о том, почему им никак нельзя ни вернуться в свой прежний, родной дом, ни получить новый, – чтобы жить по-человечески, как все другие народы.
Не пора ли и им, наконец, вместо отговорок услышать давно ожидаемое выражение воли своей Родины от ее руководства? Хотя бы к 65-летию Победы? Как одному из коллективных ветеранов войны, вместе с другими достойно защищавшему на фронте и в тылу свою Родину?