Первый из грешников

Игорь Орловский
                Христос Иисус пришел в мир спасти
                грешников, из которых я первый.
                Апостол Павел (1 Тим. 1: 15)

Все святые, вслед за апостолом Павлом, называли себя первыми из грешников, величайшими грешниками. А как, каким образом каждый человек может видеть первым из грешников именно себя? Из какой точки видно, что это именно так?

Авва Алоний говорил: «Если человек не положит в сердце своём, что кроме его одного и Бога никого нет другого в мiре, то не возможет обрести спокойствия в душе своей» [1].

А св. Феодор Едесский изрёк: «Не найдёт человек покоя иначе, как стяжав и утвердив в себе такое внутреннейшее расположение, что в мiре только и есть, что Бог, да он» [2].

Следовательно, есть Бог, есть я, и есть орудия Бога для моего научения, вразумления (люди, ангелы, демоны, животные) [3]. Кто из нас самый великий грешник? Явно, что не орудия. Итак, остаются двое: Бог и я. Кто из нас двоих? Правильно, я. Если сие осознать, то как можно осуждать других личностей, кроме себя? И какой превосходный позыв к творчеству: учиться видеть, что же именно через данного человека Бог хочет тебе показать.


[1] Отечник. Сост.: свт. Игнатий Брянчанинов. Авва Алоний; гл. 2.

[2] Добротолюбие. М., “Паломник”, 2003, т.3, стр. 370 (Феодор Е., глава 91).

[3] Свт. Игнатий Брянчанинов: “Помилуй и спаси те орудия, которые Ты употреблял для моего врачевания: тех людей, которые наносили мне оскорбления”. (Аскетические опыты. М., 1993, т. 1, стр. 183).