Ольга Суздальская. Две правды

Борис Пинаев
Из летних встреч. Две правды
Ольга Суздальская

Летним утром прихожан в храме оказалось несколько человек – я пришла не к самому началу службы, а загодя, благо двери храма открываются в половине седьмого.

Тихонько поздоровавшись с Мариной – работницей церковной лавочки – и купив свечу, я подошла к иконе «Спас Нерукотворный».  Склонившись перед святым Ликом, начала молиться, но оживлённый диалог подошедших женщин перебил мою тихую молитву.

Я с удивлением посмотрела на шумно что-то обсуждающих кумушек. Одна, возрастом за семьдесят, была в совершенно простой – правильнее сказать деревенской – одежде. Вторая, лет примерно шестидесяти или немногим меньше, напротив, являла собой модницу, что особенно подчеркивала кокетливая шляпка.
Модница глянула на меня, и я, невольно засмущавшись моего простенького шарфика и неловкости присутствия при чужом разговоре, решила на время отойти от любимой иконы.

Однако, услышав причину их спора, забыла и про своё смущение, и про желание не мешать – кумушки говорили о Спасителе! И как говорили!

Та, что явно приехала в гости из деревни, буквально подтолкнула свою городскую подругу к иконе:
- Да вот же! Вот! Смотри! Ну-у?! Видишь? Узнаёшь теперь?

Модница, сдвинув шляпку, чтобы не мешали поля, и приблизившись к святому Лику почти вплотную, ответила:
- Вижу, разумеется! И раньше видела!
 Её гостья продолжила с ехидцей в голосе и подбоченившись:
- А говоришь, не видела никогда!  Кто да кто! Вот – кто! Понятно тебе?

Модница, не отрываясь и не отвечая, смотрела на икону, а громкоголосая кумушка – на модницу:
-  Ну, разобралась что ли? Узнала? Чего молчишь? Скоро служба начнётся!

В ответ женщина в шляпке нерешительно прошептала:
-  Тимофеевна! Не пойму я – кто же это? На Николая Угодника, вроде, не похож...

Потрясённая услышанным Тимофеевна, поперхнувшись, бесцеремонно ткнула подругу локтем в бок и, не обращая внимания на явное желание смущённой модницы сбавить тон разговора, заявила во всеуслышание:

- Дак ты чё!!! Как - не поймёшь?! Какой тебе Николай Угодник? Шляпу носишь, а Спасителя не знаешь! А ещё ителиге-енция! Да у нас в деревне про Спасителя и то каждый знает! Хоть кого спроси! Как вы в городе-то своём живёте, а? Для красоты вам церковь, что ли? Христос это! Вот – кто! Слышала такое имя? Церковь вам зачем, если вы даже Христоса не знаете?!

Расстроенная модница попыталась, было, оправдаться и успокоить свою гостью:
- Ну не ругайся, Тимофеевна! Стёпа мой - неверующий. Да и я не очень в этом понимаю. По наследству мне икона Николая Угодника досталась, потому знаю про него. А сама-то я атеисткой выросла. Если бы с тобой в больнице не познакомилась, так бы и ходила мимо храма этого. Привыкла на себя надеяться. Да на Стёпу.

Но Тимофеевна не собиралась успокаиваться:
- На Стё-ёпу! Что тебе даст Стёпа твой? Царство Небесное, что ли?

- Да что там... Царство... Небесное... – модница пожала плечами, - неизвестно ведь – есть оно или нет? А про Христоса я знаю. И не про Христоса, а про Христа! Ты, Тимофеевна, неправильно говоришь. Надо говорить - Иисуса Христа! Я просто по словам твоим сразу одно с другим не связала. Да и в иконах не разбираюсь. Так, посмотрю – и дальше иду. Ну, уж поняла теперь – на этой Иисус Христос. Спаситель.

Некоторое время Тимофеевна молча, с глубокой жалостью смотрела на свою городскую подругу, а потом сказала слова, на которые оглянулись все, пришедшие к тому времени в храм:
- И-су-ус, значит? Вона, как вы Его в городе своём прозвали, Спасителя нашего! Ну, пусть по-вашему, по-городскому - Исус, а по-нашему, по-деревенскому – Христос! Э-эх! – Тимофеевна расстроенно покачала головой. -  Сроду не слыхивала я, чтобы на Пасху батюшка наш говорил: Исус Воскресе! А батюшка у нас у-умный! После семинарии! Это, может, ваш – городской –  чего намудрил, так пусть у нашего спросит! А не спросит, так я всё равно знаю, что Спаситель наш – Христос! Христос Воскресе, понятно? В деревню пора тебе, вместе со Стёпой твоим!

С того дня прошло несколько месяцев, а я, вспоминая Тимофеевну, не перестаю восхищаться решимостью этой деревенской женщины в желании защитить имя Спасителя от городских – на её взгляд – нововведений.
А ещё я думаю – может, и мне пора в деревню... 


© Copyright: Ольга Суздальская, 2009
Свидетельство о публикации №2909211072

Написать рецензию:

"- ...Привыкла на себя надеяться. Да на Стёпу.

Но Тимофеевна не собиралась успокаиваться:
- На Стё-ёпу! Что тебе даст Стёпа твой? Царство Небесное, что ли?"

Даа, здесь мудрость... Как говаривали марксисты: основное противоречие эпохи. Путь широкий, на котором миллиарды: надеюсь на себя и Стёпу.
Путь узкий: мне нужен Христос Спаситель, без Него - пропаду... помоги, Господи... грешен... тону... пропадаю...

Тимофеевна ГЛАВНОЕ поняла.
Что же касается знаний богословских... Знать - легко, исполнить - трудно.
Вы правы, Ольга, - в нашей полнокровной деревне старались ЖИТЬ по-Божьи, по-христиански. Там человек не мог пропасть в безысходности - от окамененного нечувствия ближних (как правило).

Очень интересно читать "рецензии"... Сколько нападок на "бабок", на "НЕвежество" их... А попробуй кто из концертного зала подняться на сцену и встать там, когда дирижер уже изготовился и оркестранты - тоже... Сколько "бабок в штанах" воскричат и вознегодуют!

Если бы "бабки" хоть чуть-чуть не удерживали "захожан" в их без(БЕС)церемонности, то богослужение превратилось бы в содом-и-гоморру. Про концертный зал ВСЕ понимают: надо вести себя прилично, в рамках дозволенного...
А в ЦЕРКВИ считают возможным вести себя не по уставу церковному, а так, как моя левая пятка восхотела... Да ещё на "бабок" сердятся - не дают расхаживать "в штанах" туда-сюда во время литургии, не дают обмениваться впечатлениями на всенощной и т.д.

Правда, и в концерт теперь некоторые норовят явиться почти в чём мать родила... Так что объяснить таким дамам что-либо очень трудно.

Спасибо, Ольга. Хорошая вещь.