Жолтовский. От ренессанса к модернизму

Юрий Прокуратов
Жолтовский Иван (1867, Пинск – 1959, Москва), советский архитектор.

В двадцать лет Иван поступил в Петербургскую Академию художеств. Учеба в академии продолжалась одиннадцать лет не из-за нерадивости студента, а потому, что Жолтовский, как и многие его однокашники и сверстники, параллельно с занятиями в академии «помощничал» у ряда крупных петербургских архитекторов.

* * *

Все лучшие произведения архитектуры несут в себе… чувство бесконечности, незавершенности.

Приятней видеть крупного ребенка, чем равного ему по росту взрослого карлика.

В отношении циркуляции движения площадь относится к улицам, как озеро к реке.

Архитектор, это не чертежник и не художник, а старший строитель.

Архитектор организует не только пространство, но и человеческую психику, он подлинный организатор жизни.

Особым заботливым отношением к человеку, наша эпоха несет в себе большое чувство нового. Трудно себе представить более подходящую почву для развития подлинного искусства. 1945 г.

В наше время, когда столько говорится о конструкции как о первичном художественном факторе архитектурного оформления, мы сплошь и рядом наблюдаем, что архитекторы обнаруживают поразительное незнание как физических, так и художественных свойств материала.

Совершенно необходимым для архитектора самое глубокое, интимное знакомство с материалом во всем его качественном богатстве.

Классическое искусство всегда было правдивым, реалистическим, народным именно потому, что оно сродни природе.

Эпоха социализма создает свою классику, столь же правдивую, реалистическую, народную, но стоящую на высшей ступени, потому что освобожденное человечество полнее и глубже постигает природу и раскрепощает человека. Вот где истоки социалистического реализма и новой классики. 1950 г.

Классика — это высшая мудрость.

Когда в художественном произведении не чувствуешь логики, не видишь, что и во имя чего оно призвано говорить, — это плохое произведение.

Творческая мысль художника всегда должна идти от целого к части, а не наоборот, даже в тех случаях, когда он работает над отдельным элементом целого, например, над жилой ячейкой или домом, входящим в комплекс.

Все элементы по своему существу динамичны. Они наделены движением, они ориентированы к своему «статическому началу», причем безразлично, исходит ли это движение от него или оно к нему направлено.

Парфенон управляет всеми элементами комплекса, все стремится к нему и дает силу и жизнь всем его частям, делает их сильными, собранными.

Отношение частей к целому и друг к другу выражают разные моменты живого роста, разные этапы его борьбы с тяготением и инерцией, разные возрасты организма: стремительный взлет юного побега, великолепное равновесие цветения, усталость увядания, тяжесть созревшего плода.

Пропорции в руках подлинного художника должны быть не мертвой математической схоластикой, а могучим средством выражения, почерпнутым из наблюдения и изучения органической материи, живой жизни

Создать живой образ из мертвого материала можно только в том случае, если мастер настолько сроднился с этим материалом, что научился «им думать», научился формировать его по законам построения живой органической материи. 1945 г.

Мудрость и правдивость греческих ансамблей…, как в живом организме, все части подчинены главному, доминирующему началу и, тяготея к нему, в то же время как бы преодолевают инерцию, становясь чем дальше от центра, тем более мелкими и легкими.

Подлинный реализм раскрывает закон становления, в то время как натурализм дает случайные застывшие отрезки реальности. В этом смысле культура «динамического образа» является…, необходимой предпосылкой успешной борьбы за социалистический реализм.

Архитектура «обслуживает» человека целиком — от элементарных нужд отдельной особи до самых сложных и высоких потребностей коллектива. Она воспитывает человека и в то же время реально осуществляет тот идеал счастья, к которому стремится общество. 1940 г.

«Оформлять» фасад без ответа на животрепещущие социальные запросы и вне определенного времени и конкретного природного пространства могут только формалисты, которые отрывают содержание от формы или вообще отрицают в архитектуре идейно-образное содержание. 1951 г.

Зодчий, создавая для народа удобные, красивые и благоустроенные города, прежде всего слуга народа, отдающий все свои способности, всю свою жизнь заботе о человеке. Именно в этой человечности и заключается сила и красота лучших произведений советского градостроительства. 1951 г.

Градостроители должны тщательно учитывать все дующие на месте будущего города ветры. Особенно важно установить, откуда дует главный ветер. 1939 г.

Как построен силуэт Парижа? Идет ровная линия и потом вдруг выступает одно сооружение и дает художественный акцент всей улице.

Социалистический город должен решаться в светлой, радостной гамме. Он должен при помощи цвета создавать иллюзию солнечности даже осенью и зимой. Нельзя забывать, что в красивых домах людям веселее работается и уютнее живется.

Выявление определившегося в нашем сознании образа сооружения, отвечающего мировоззрению советского общества, является одной из главнейших задач архитектуры. 1951 г.

Нужно стремиться поместить человека в удобное, тихое, теплое и светлое помещение. 1951 г.

Начиная думать об образе будущего сооружения, я стараюсь решить основной для себя, как архитектора, вопрос: вхожу ли я в город для того, чтобы разрушить его существующую архитектурную композицию, или я подчиняюсь ей? 1933 г.

Архитектура, как и все другие области человеческой деятельности в социалистическом обществе, не может развиваться без критики и самокритики. 1951 г.

Украшение архитектуры архитектурой — есть один из основных признаков эклектики, который нарушает принцип архитектоничности, свойственный подлинной классике.

Любование деталями типично для всякой эклектики…

Стиль складывается так же, как складывается лицо, жест, почерк подрастающего человека. Но в то же время стиль создается в результате сознательной творческой работы художника…

Стилей может быть бесконечное множество, логика архитектуры одна. Она основана на неизменных законах архитектоники, законах сжатия, трения и растяжения, которые так же неизменны, как законы тяготения или законы роста.

Эклектик не поймет ни законов архитектуры, ни окружающей его природы и действительности, а потому подобен попугаю, который, заучив чужие слова, повторяет их, не понимая смысла.

Наш стиль должен быть монументальным, причем монументальность не есть тяжесть, это — легкость и сила. 1950 г.

Мы являемся законными наследниками всего классического прогрессивного искусства, но не нужно забывать, что советское искусство, архитектура есть не только результат предшествующего развития, но и качественно новый период в этом развитии. 1933 г.

Сила воздействия архитектурного памятника на человека…, зависит от умения правдиво подать материал, из которого возведено здание, — чтобы камень максимально играл всей своей сущностью, мрамор был мрамором и дерево — безусловно деревом. 1953 г.

Очень важен вопрос о стыке стеновых панелей. Некоторые архитекторы эту проблему ненужно усложняют.

Стеновые панели высотой в этаж помогут создать новый масштаб дома, созвучный грандиозному размаху нашего строительства.

Предприятия строительной индустрии должны изготовлять свою продукцию так, чтобы мы могли любоваться четкостью и безупречной чистотой линий и поверхности заводской панели.

Для решения архитектуры крупнопанельных домов особенно важно иметь полную возможность свободно лепить объемы здания.

Единство в многообразии — ведущий принцип художественных ансамблей — должен быть развит в условиях крупнопанельного строительства.

Типовым должно называться только самое лучшее, из лучшего лучшее.

Массовое, типовое — вот что в первую очередь должно быть прекрасным.

Стандартизация и типизация не противоречат, а способствуют задаче создания красивой, величественной и радостной архитектуры коммунизма.

* * *

Представьте себе, что мы в результате раскопок нашли мумию императора Адриана (а он был великим архитектором) и с помощью биологии, химии оживили его. Что же, мы сразу дали бы ему кафедру в архитектурном институте?
(оппонент Жолтовского Андрей Буров)

У Ивана Жолтовского колонны - потомственная аристократия, среди которой почему-то пляшут рабоче-крестьянские массы.
(Г. Ревзин)

Дом, построенный Жолтовским на Моховой, называют гвоздем выставки и сезона и сравнивают его красоту с красотой павловского гренадера, который ходит в кирасе по улицам современной Москвы.
(Щусев,1934)

«Школа Жолтовского... стоит на неверных творческих позициях в вопросе освоения нашей архитектурой классического наследия... Последователи Жолтовского питаются псевдо-научной теорией о всемогуществе пресловутого «золотого сечения», «теорией о существовании ... неких «вечных» канонов красоты и гармонии... Этой идеалистической шелухой засоряют головы нашей архитектурной молодежи».
(На активе зодчих столицы в 1948 году)