УСВУ. Зазаборье. 1981 год

Антон Путятин
     Почему я, совместно с группой школьных товарищей решил поступать в Уссурийское суворовское военное училище?! ... не знаю. Возможно за компанию... Как оказалось позже, многие из нашей кампании поступали лишь для "галочки" и были твердо убеждены – это не удастся, тем более что конкурс из 5 – 10 человек на место успокаивал и вселял здоровый оптимизм. К тому же задумываться о личном вкладе в мирное благо Родины и всего мирового сообщества хотелось, но… как-то не удавалось сосредоточиться… При этом "радоваться жизни" удавалось легко. Даже без глубокого понимания сути процесса. Было обидно и немного тревожно за свой моральный облик.
Медкомиссию я прошел не без проблем, но в целом меня признали годным к военной службе. Помнится, я даже радовался… В военкомате выдали направление, пожелали удачи на экзаменах и я отправился в Уссурийск. Поехал себя показать, обкатать характер настоящими трудностями, посмотреть на что способен и т п. и т.д. Перспективы сопутствующие поступлению, рисовались заманчивые – компания друзей… далекий город… кипарисы… океан… белые лайнеры… 2000 км от родителей… деньги на карманные расходы… красивые девушки-попутчицы в дороге… уважение родственников и окружающих к человеку в форме. Немного омрачал сознание факт отсутствия Светы, но я надеялся, что разлука только укрепит любовь. Взрослая жизнь вперемешку с армейскими трудностями стояли на пороге и толкали (пинками в задницу) вперед, в светлое будущее.
В результате поисков, я действительно поймал приключений… причем на долго. Не могу сказать, что поступать не хотел. В то же время не могу сказать, что поступить мечтал. Директриса школы, мое поверхностное отношение к будущей службе прочувствовала (вот что значит всю жизнь с душой ребенка на ТЫ). Она как-то столкнулась со мной в коридоре школы и между делом сказала:
– Путятин, а ты что, тоже собираешься поступать?! Подумай… я думаю, что советской армии такие офицеры не нужны!
Именно после этой её фразы я "завелся" и решил поступать. Что же это думаю творится… даже советской армии я не нужен… уже на следующий день, по рекомендации родителей и под руководством совести начал усиленно готовиться. Перечитал Дюма, Коннан Дойля, частично Жуля Верна… Конечно, серьёзные учебники тоже не были забыты.
Теперь для меня все изменилось... Если раньше я был уверен – поступать буду "как получится" – теперь мне не хотелось ударить в грязь лицом. Тем более что мечтой мамы было увидеть меня офицером… Конечно умным, красивым, высоким, подтянутым, способным сесть за рояль и легко сыграть для любимой девушки произведение какого ни будь продвинутого автора (Бетховена, Моцарта или Шуберта на худой конец). Очевидно, на её мечту повлиял популярный в советском прошлом фильм про лётчиков, где есть подобная сцена. Вечер… пустой зал, влюбленный офицер, рояль. Офицер играет и поёт (как может)... Его девушка в глубоком шоке, офицер этим умело пользуется и... они вместе... на всю жизнь.
Мама у меня во всех отношениях просто умница и золотой человек! До сих пор удивляюсь, как она, с её золотым неконфликтным характером, умудрилась вырастить во мне нечто вроде чувства долга и сохранить задатки совести. Кроме всего прочего, музыке она меня тоже умудрилась обучить, хотя только теперь (глядя на собственных детей) я начинаю понимать, чего ей это стоило…
В конечном итоге все вышеперечисленные обстоятельства сыграли свою роль. Из четверых нас поступило двое – одного позже отчислили за неуспеваемость. Белые лайнеры… кипарисы… пляжные девушки… посещали меня регулярно – во сне.

Кстати умение играть на фортепиано мне пригодилось. Мамину «мечту» и сцену из фильма я осуществил. Это было в курсантские годы. Я был влюблён и ухаживал за своей будущей женой Аней. Ожидал её – в курсантской форме гулял по коридорам английской спецшколы. Случайно я наткнулся на пустой актовый зал с роялем. Удержаться от соблазна не смог – уверенно сел, положил фуражку на рояль и стал играть…
Репертуар был достаточно обширным – от классики, до музыки современных авторов (тогда руки ещё многое помнили). Играл громко и смачно. Когда дошел до "мурки", в зале уже было достаточно много благодарных, счастливых слушателей. Оторвала меня от рояля Анюта, и быстро увела под громкие аплодисменты одноклассников, так и не дав насладиться славой. Она была так растрогана, что некоторое время даже не разговаривала со мной (видно рояль действительно действует на женщин, как удав на кролика). Впрочем, она до сих пор не любит освежать в памяти эту историю.

                Написано в 1989г.