Pink Floyd - Ummagumma

Артём Каташов
Вчера ночью по непонятным мне причинам вдруг захотелось послушать Аммагамму. И я послушал.
Для справки: Аммагамма («Ummagumma») - четвёртый альбом Pink Floyd, выпущенный 25 октября 1969 года. Состоит из двух частей – концертной и студийной. Впервую  входятчетыре «ходовых» композиции с предшествующих альбомов (Astronomy Domine;Careful With That Axe, Eugene; Setthe Controls for the Heart of the SunиA Saucerful of Secrets)записанныхвживую. Причем, качество исполнениеи звука далеко не самое лучшее, одно из худших, я б сказал, особенно если сравнивать с «живяками» Live at Pompeii и студийными версиями.
     Но, суть не в том. Первый диск представляет для меня весьма посредственный интерес. А вот студийный диск очень интересен.
Начнем со структуры.

   1. «Sysyphus: Part 1» (Сизиф: Часть 1) (Райт) — 1:03
   2. «Sysyphus: Part 2» (Сизиф: Часть 2) (Райт) — 3:30
   3. «Sysyphus: Part 3» (Сизиф: Часть 3) (Райт) — 1:49
   4. «Sysyphus: Part 4» (Сизиф: Часть 4) (Райт) — 6:59
   5. «Grantchester Meadows» (Грантчестерская пойма) (Уотерс) — 7:26
   6. «Several Species of Small Furry Animals Gathered Together in a Cave and Grooving with a Pict» (Несколько особей маленьких пушистых тварей, собравшихся в пещере и балдеющих вместе с пиктом) (Уотерс) — 4:59
   7. «The Narrow Way Part 1» (Узкая дорожка Часть 1) (Гилмор) — 3:27
   8. «The Narrow Way Part 2» (Узкая дорожка Часть 2) (Гилмор) — 2:53
   9. «The Narrow Way Part 3» (Узкая дорожка Часть 3) (Гилмор) — 5:57
  10. «The Grand Vizier’s Garden Party: Part 1 (Entrance)» (Вечеринка в саду у Великого визиря: Часть 1 (Вход)) (Мэйсон) — 1:00
  11. «The Grand Vizier’s Garden Party: Part 2 (Entertainment)» (Вечеринка в саду у Великого визиря: Часть 2 (Развлечение)) (Мэйсон) — 7:06
  12. «The Grand Vizier’s Garden Party: Part 3 (Exit)» (Вечеринка в саду у Великого визиря: Часть 3 (Выход)) (Мэйсон) — 0:38         
     Альбом условно разделен на четыре равные части. Каждому музыканту – своя часть. Что примечательно, каждую часть музыканты не только сами придумали, но и сами исполнили (за исключением партии флейты в The Grand Vizier’s Garden Party,исполненной Линди Мейсон) на всех инструментах (!), чего доселе и в последующем не случалось. Таким образом, альбом представляет собой совокупность сольников,а не общую работу всей группы. Несмотря на вышесказанное, альбом звучит цельно,но при этом четко прослеживаются композиторские штрихи каждого участника.

     Это оструктуре.
     Далее речь пойдет о самом материале. Я побывал на различных форумах, сайтах, сообществах, посвященных творчеству Pink Floyd. Почти везде существуютопросы под названием «Ваш любимый альбом PinkFloyd?». Аммагамма в этих опросах с огромнейшим отрывом занимает почетное последнее место. В опросах типа «Ваш НЕлюбимый альбом PinkFloyd?» результат абсолютно противоположен. Существуют забавные опросы с названием «Сколько раз в жизни выслушали Ummagumma?». Но забавнее всего предлагаемые варианты ответов: а) ни разу; б) один раз не до конца; в) один раз; г) два раза; д) больше двух раз.
     Что такое «два раза»для прослушивания альбома PinkFloyd? А ведь подавляющее большинство вообще выбрали первые три варианта, и только единицы послушалиальбом АЖ БОЛЬШЕ ДВУХ РАЗ! Много «флойдоманов», опрошенных мной, отвечали похожим образом. Мой отец, - который познакомил меня с Флойдом, который привил мне основы музыкального вкуса еще в детстве, - сказал, что с трудом послушалодин раз и больше не желает.
       Мне было достаточно странно это слышать. Пока я сам не приступил к прослушиванию альбома. Если меня спросят,сколько раз я переслушал тот или иной альбом Pink Floyd, я не смогу ответить. Вероятно, более сотни раз, а то и двух сотен раз каждый альбом.
      НО!!!
     Только не Аммагамму! Этот альбом вчера ночью я слушал в ТРЕТИЙ РАЗ!
     Впервые я прикоснулся к нему года три назад, когда начал знакомиться с ранним творчеством PinkFloyd (до 1973 года). В принципе, тогда мне все ранние альбомы казались никчемными, неинтересными, немузыкальными даже. В тот раз Аммагамму я даже толком и не смог дослушать до конца и вырубил в середине Мэйсоновского трека.
     Следующая попытка была не далее, чем год назад. Все раннее творчество было уже заслушано до дыр, облюбовано, переиграно мной. Но Аммагамму я так и не мог послушать. И решился. С большим усилием дослушал до конца. Помню только, что мне понравилась фортепианная партия во второй части Сизифа. И всё! Ни желания переслушать, ни каких бы то ни было положительных эмоций не осталось.
     И вот, наконец,третий раз. Вчера ночью. Если касаться предыстории, то в последние нескольк омесяцев я обратил внимание на то, что стал несколько иначе воспринимать музыку,стал более чутко ее понимать, более глубоко и детально прочувствовать ее. Не это ли повод взяться за Аммугамму? - подумал я. И взялся.

     Результат был поразителен! Я прослушал ее, не отрываясь, - от начала и до конца. С удовольствием. Я понял эту музыку. Это сильнейший альбом. Он живее всех живых, и честнее самого честного. Здесь нет вылизанности, лощености, каких-то глубочайших концепций. Это просто поток эмоций, энергии, мощи. Я думаю, что те,кто понял этот альбом – прикоснулся к чему-то потрясающему.
     Приятного всем прослушивания и побольше хорошей музыки в Вашей жизни!