Красное чёрное

Лариса Баграмова
Вспоминая Лайфспринг

        Лайфспринг – это система тренингов личностного роста, предоставляющая участникам набор инструментов для самореализации.
        Состоит из четырёх ступеней, первая из которых – базовый курс.
        На базовом курсе участникам предоставляется возможность осознать установки и ограничения, исходя из которых они строят свою жизнь, а также возможность создания и принятия новых установок, благодаря которым можно заставить жизнь «работать» на осуществление желаний.

        Игра «красное/чёрное» проводится на базовом курсе.
        Участники делятся на две команды и расходятся по разным комнатам.
        На досках в обеих комнатах нарисованы таблицы в две строки по шесть столбцов (каждая строка соответствует команде, каждый столбец – очередному «ходу»).
        Общим голосованием каждая команда ставит в соответствующую ячейку либо красное, либо чёрное – это и есть «ход». Ходят команды одновременно, не зная, какой ход в это же самое время делает другая команда. Участникам сообщается о промежуточных результатах только после того, как ход сделан обеими командами.
        ЦЕЛЬ ИГРЫ – НАБРАТЬ МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ОЧКОВ.
        Очки считаются следующим образом: если одна команда ставит на красное и другая команда на красное – обеим по минус три. Если одна ставит на красное, а другая команда на чёрное – первой плюс пять, второй минус пять. Если обе команды ставят на чёрное  – обеим по плюс три.

********

        Третий день тренинга.
        Я сижу в зале и слушаю то, что слышала уже множество раз и даже говорила сама. Однако сейчас я нахожусь здесь в качестве участницы.
        Через несколько рядов правее меня сидит Иван – соведущий нашего мастер-класса, четвёртой ступени программы.
        Что мне здесь нужно, я знаю: мне предстоит вести этот курс самостоятельно. Что нужно здесь Ивану, за плечами которого уже несколько десятков подобных занятий?
        В зале всё, как всегда. Удивляющиеся, возмущённые, не понимающие ни слова, страдающие, надеющиеся и слепо верящие – все целиком погружены в свои мысли и эмоции.
        Участники плывут по течению в направлении, указанном тренером, и это движение похоже на бурлящий поток.
        Я тоже погружена в свои размышления. Сейчас будет игра «красное/чёрное». Я уже множество раз в качестве ассистента тренера говорила людям, что сыграть в неё можно лишь единожды – в самый первый раз. Всё остальное – фальшь и подтасовка. Потому что зная правила игры, играть в неё уже невозможно. Сегодня мне предстоит это сделать!
        Эта игра никогда не была выиграна. Ни на одном курсе тренинга. Никем. Так говорит тренер. Именно так же множество раз говорила участникам я сама...
        Тренер разводит нас с Иваном в разные команды.
        А ведь это шанс! Мне достаточно объяснить людям суть игры, а Иван со своей стороны сделает то же самое – я это знаю. У нас обоих в командах по тридцать человек – пустяк...
        Я собираюсь, как пружина. Сердце у самого горла.
        Вторая команда проходит мимо, в соседнее помещение, и я вижу, как дрожит Ванино лицо. На одно мгновение его рука касается моей...
        Нет! В эту игру можно играть только один раз. Один. Единственный за всю жизнь. Моя игра будет фальшива. Решив свои собственные задачи, вбив людям в голову готовое решение, я лишу их возможности найти его самостоятельно. Они его не найдут, это я тоже знаю, весь мой опыт говорит об этом. Но я дам им хотя бы возможность.
        И вот я сижу на последнем ряду и наблюдаю происходящее.
        Всё, как всегда, по знакомому сценарию. Люди, которые пару часов назад обнимали друг друга и говорили о любви каждому встречному, теперь разъединены на две команды и поставили себе цель вырвать у противника победу, очки, преимущество.
        Моя команда осторожно голосует за красное. Всё, игра проиграна. Можно уходить... Но они ещё не знают об этом... 
        За стеной беснуется Иван. Ваня закончил Гнесинку по классу вокала, и его бас передаётся по всему зданию через пол.
        Ваня, ты ещё не знаешь, что я предала тебя. Ради них. Ради себя. Ради тебя самого. Ради игры...
        Его голос стихает. Тренер оповещает нас о том, что другая команда сделала ход на чёрное. Разумеется.
        Моя команда, волнующаяся и гудящая, как улей, ещё более осторожно ставит опять на красное.
        За закрытой дверью снова и снова вбивает в пол сваи тяжёлый голос Ивана. Ответные крики, звуки, похожие на грохот падающей мебели, женский визг – всё сливается в дикую какофонию. Он бьёт их?
        Тренер приносит ответ: чёрное!
        Ну пусть так... Какая разница? Нужного результата всё равно уже не будет. Сам же Ваня множество раз объяснял мне эту простую истину.
        Третий ход. Изумляясь происходящему, окрыленная иллюзиями, моя команда опять делает ставку на красное. Я сжимаюсь в комок. Если бы они только знали, как их сейчас будут бить! Как с самых вершин успеха им предстоит упасть в пропасть глубочайшего разочарования – разочарования в самих себе…
        Вопли за стеной становятся невыносимыми. Ад, кромешный ад совсем рядом со мной... Его бьют!! Ваня! Ты ещё веришь в людей?
        Чёрное! Снова чёрное!
        Меня начинает трясти. Ещё не веря в происходящее, отказываясь воспринимать действительность, я затыкаю уши и закрываю глаза.
        Чёрное!
        Чёрное!
        Чёрное!
        У меня на хватает рук, чтобы заткнуть свой рот, и я закусываю зубами плечо в лохматом свитере.
        Шесть чёрных фишек! Шесть! Все необходимые шесть – и это несмотря на весь бред наших ответных шагов...
        Ванина команда появляется из соседнего помещения. Их вид ужасен. Волочащиеся по полу мужские пиджаки, разорванные рубашки. Испуганные, дрожащие, заплаканные женщины.
        Моя команда смотрит на них с потрясением.
        Игра проиграна.
       
       
        После необходимого по сценарию разноса (все слова я знаю наизусть) тренер выгоняет шокированных участников в коридор.
        Я подхожу к Ивану и показываю рукой на заполненную таблицу:
        – Эту игру возможно выиграть!
        – Нет, – качает головой Иван, – Только проиграть!
        И оба мы неправы...