Мертвые души в современном обществе

Евгений Мазук
Что хорошо для улья, то хорошо и для пчелы. Сказал древнегреческий философ Платон. Природа мудра и справедлива, потому и устраивает все так, что пчелы таскают мед только в улей, и никогда - из него. Что же касается человеческих "ульев", то здесь люди, лишенные инстинкта самосохранения, действуют порой вопреки мудрым природным законам.
Многие компании прекращают свое существование отнюдь не вследствие происков конкурентов или неожиданного изменения конъюнктуры рынка. Нередко причиной краха могут стать умышленные преступные действия собственных сотрудников.
В чем же кроются корни зла? Как сказал один сатирик, когда его попросили одним словом охарактеризовать Россию, «Воруют!..»
Психологи, специализирующиеся на изучении преступников, определили, что есть некий процент людей, которые, в силу своих внутренних убеждений, никогда ничего не украдут. Естественно, таких людей не очень много.
Примерно столько же людей, что характерно, по тем же причинам, воруют все и всегда, независимо от обстоятельств и погодных условий. Остальные 60-70% -  это так называемые средние граждане, которые могут воровать, но предпочитают не делать этого без крайней необходимости.
Специалисты по безопасности ведения бизнеса уверяют, что люди, которых можно отнести к средним гражданам, способны на воровство только в том случае, если совпадают три фактора: потребность в средствах, возможность совершить кражу и, что немаловажно, самооправдание, без которого они не станут брать чужое.
То есть для кражи у сотрудника должен быть мотив (например, финансовые неурядицы), приемлемое самооправдание (например, я не ворую, а компенсирую свою маленькую зарплату и непомерный вклад в развитие предприятия), и возможность украсть (например, отсутствие системы контроля).
Проецируя эту схему на работников среднего звена некоторых наших предприятий, можно сделать вывод, что именно они, имея высокие стандарты потребления, сосредотачивают в своих руках неограниченные возможности для воровства и при желании легко находят самооправдание.
Кого-то, например, к воровству могут подталкивать дорогостоящие хобби, азартные игры, капризные содержанки, визиты в различные злачные места и т.п.. Вообще, любая страсть, при наличии денег, способна приобретать самые неожиданные формы.
Известен  даже случай, когда один из руководителей процветающей компании, получая солидную заработную плату, начал обманывать собственника предприятия и подчиненных, поскольку ему не хватало денег на... коллекционирование марок.
Денег не хватает везде, всем и всегда. Однако доходы сельских граждан по сравнению с горожанами не в пример ниже. Ниже, чем в других отраслях производства, по статистике они в сельском  коммунальном хозяйстве. И что из этого иногда вытекает, можно проиллюстрировать на нескольких эпизодах.
Не так давно следственным отделом при одном из районных ОВД были окончены уголовные дела в отношении работников предприятия местного жилищно-коммунального хозяйства. (Факты имели место быть, но не будем называть конкретное место и конкретных лиц, ибо важно не столько это, сколько сама ситуация и схема мошенничества).
Итак, они были осуждены по ст. 159 УК РФ - мошенничество, т. е. хищение чужого имущества, вверенного виновным, путем обмана, совершенное с использованием своего служебного положения.
Следователям удалось доказать, что в течение 2006-2007 гг. материально-ответственные работники предприятия регулярно обманывали многих. И руководство своего предприятия, и своих коллег по цеху, и представителей партнерских огранизаций, с которыми по долгу службы им приходилось общаться, и - что представляется наиболее важным - потребителей коммунальных услуг.
Последним вследствие присвоения денежных средств злоумышленниками от "обескровленного" и без того экономически слабого предприятия  услуги недодавались в полном объеме и недооказывались в надлежащем качестве.
При этом все обстоятельства складывались так, что только способствовали хищениям. И бытующее мнение, что комхоз - это "черная дыра", куда сколько ни давай - все мало. И постоянные нарушения финансовой дисциплины, когда зарплату работники могли получать не в соответствии с графиком выдачи, а по мере поступения денежных средств. И безразличное попустительство руководства и главных специалистов. И отсутствие должного контроля с их стороны за деятельностью подчиненных.
В итоге механизмы мошенничества, которые долгое время удавалось использовать в своих корыстных целях работникам комхоза, выглядели следующим образом.
Бухгалтер (именно так по этическим соображениям мы и будем называть виновную) могла, например, ежемесячно присваивать от 1 до 5 тысяч рублей и при этом не фиксировать этот факт в соответствующих документах, увеличивая таким образом размер своей будущей зарплаты на полученную сумму. Якобы и не получала ничего. А кто проверять будет?..
Пользуясь случаем, когда заболела кассир и ее обязанности вменили Бухгалтеру, та смогла придумать и реализовать еще одну преступную схему: вписывала в ведомость фамилию несуществующего работника, сама за него расписывалась и получала якобы за него реальную сумму себе в карман.
По классическому варианту с "мертвыми душами" тем временем удавалось присваивать средства комхоза и еще одному работнику, - назовем его Мастером участка (по тем же этическим соображениям).
С той лишь разницей, что в качестве "мертвых душ" Мастер использовал не якобы существующих людей, а несуществующие товары, которые он якобы покупал для нужд комхоза.
Все делалось достаточно не хитро. В одном из магазинов, торгующих строительными материалами, из коробки для неиспользованных чеков брались подходящие по датам и суммам чеки. В раздобытые в том же магазине незаполненные копии чеков вносились фиктивные данные о якобы купленных в этом магазине товарах.
Суммы в несколько тысяч рублей могли по нескольку раз в месяц браться Мастером под отчет и присваиваться, а взамен в бухгалтерию он сдавал подложные авансовые отчеты.
Руководство, не глядя подписывало их. И никому не приходило в голову проверить, а где же в действительности те трубы, вентили, задвижки, отводы и все прочее, что якобы покупалось для нужд комхоза?.. Часто подложные копии чеков он просил заполнить... свою жену.
Также наделенный полномочием руководства заключать трудовые соглашения о ремонте оборудования для котельной Мастер нашел исполнителя работ в соседнем райцентре и выступал в качестве посредника между ним и администрацией предприятия. Он обманывал обе стороны, будучи уверенным, что они друг с другом контактировать не будут и правды никогда не узнают.
Повод для обмана подворачивался ежемесячно: нужно было ремонтировать электродвигатели. Реальную стоимость ремонта электродвигателя Мастер увеличивал на сумму, которую хотелось присвоить и получал увеличенную сумму из кассы под отчет.
Затем переделывал отчетные документы, отвозил реальные деньги за работу исполнителю, а увеличенный на сумму присвоения фиктивный отчет сдавал в бухгалтерию. Разницу клал себе в карман.
Когда же реальной потребности ремонтировать электродвигатели не было, Мастер, похоже, ее просто придумывал по аналогии с "мертвыми душами": а зачем вообще куда-то ездить и передавать кому-то деньги за ремонт?.. По тем же подложным документам деньги просто списывались якобы на ремонт несуществующих двигателей.
Таким образом, как удалось выяснить следствию, в течение года каждый из обвиняемых работников комхоза ежемесячно присваивал от тысячи до пяти и более тысяч рублей. Общий ущерб, причиненный ими предприятию, составил около 200 тыс. рублей. И это только то, что удалось доказать.
Сколько было похищено на самом деле, сказать трудно, поскольку во время следствия из конторы предприятия бесследно исчезли финансовые документы за первое полугодие 2007 г.
Как показывает практика, особенно в последнее время, денег всегда и всем не хватает, значит, потребность в них есть практически всегда и у всех. Этот фактор можно считать объективным для России.
Работники среднего звена, впрочем, так же, как руководители и главные специалисты, потенциально относятся к главной группе риска, поскольку у них есть и возможность, и причина воровать.
Интересно, что в большинстве случаев, когда они наносят ущерб работодателю, они искренне считают, что ничего плохого не делают. По своей версии они просто забирают "свое", недоплаченное скрягой-хозяином.
Что касается такого фактора, обязательного для совершения кражи, как возможность украсть, то очевидно, что у материально-ответственного работника, которого никто не контролирует, гораздо больше возможностей, нежели у  простого работника.
А такая сторона "треугольника воровства" как самооправдание у нас вообще проблем не составляет.
Следует признать, что зарплаты работников, весьма и весьма не идут в сравнение с зарплатами некоторых руководителей или, например, своих же зарубежных коллег. А работать, в отличие от них, им приходится практически в экстремальных условиях. Чтобы компенсировать эту разницу и массу других мелких, на их взгляд, несправедливостей, некоторые и начинают понемногу присваивать деньги предприятия.
Психологическое построение, которым пользуется неразборчивый в средствах работник среднего звена, может выглядеть примерно так: я работаю, отвечаю за все, принимаю стратегические решения, все держится на мне, а платят мне гроши. 
Если рядовой сотрудник, выстроив схожую схему, может уносить домой канцелярию, готовую продукцию, и т. п., то нерядовой долго не может заниматься мелочевкой. Имея соответствующую мотивацию, он постепенно во все больших объемах стремится направлять прибыль предприятия в свой карман.
Мошенничество вообще построено на знании психологии и стереотипов поведения человека. А используется оно людьми, которые ставят себя выше жертвы, - "пчелы" вдруг решают, что они важнее, чем их кормящий "улей" - и сознательно пренебрегают моральными нормами.
Стратегия и тактика мошенничества обычно хорошо продуманы. Они направлены на достижение цели с минимальным для мошенника риском. Конкретные способы обмана могут быть очень разнообразными.
Иногда это простейшие, примитивные приемы, но в некоторых случаях мошенники реализуют сложный план, действуют группой, последовательно перемещая жертву по спланированному заранее пути, чтобы ввести ее в заблуждение.
Для воздействия на жертву мошенники используют ряд стандартных подходов, конкретная реализация которых может меняться в различных ситуациях. Например, ограничение информации. Мошенник предоставляет только ту информацию, которая выгодна ему, и принимает меры к тому, чтобы жертва не смогла или не успела получить данные из других источников.
При этом часто эксплуатируется такой стереотип, как доверчивость - люди вообще склонны верить тому, что им говорят и, тем более, тому, что написано: неважно где - в авансовых отчетах,  книге или СМИ.
Основной принцип мошенничества - ввести жертву в заблуждение и, воспользовавшись этим заблуждением, побудить ее добровольно передать деньги, имущество, права на что-либо мошеннику.
Эта "добровольность" делает мошенничество особенным в ряду других корыстных преступлений.
Во-первых, жертва, даже поняв, что ее обманули, часто вообще не обращается в правоохранительные органы, стыдясь своего легковерия или, будучи уверена, что все равно ничего не удастся сделать.
Как показывает практика, корпоративные скандалы, связанные со злоупотреблениями ведущих сотрудников, крайне редко становятся достоянием общественности.
Как правило, подобные сведения остаются среди весьма узкого круга лиц, а проворовавшегося работника собственник предприятия предпочитает тихо уволить без выходного пособия, не вынося сор из избы, поскольку возможный урон репутации компании окажется гораздо более серьезным, нежели выгоды от предания гласности корпоративного скандала.
Во-вторых, доказать состав преступления бывает достаточно сложно, так как для этого необходимо объективно подтвердить факт обмана. Поиск путей отъема денег у "улья"-предприятия для творческой натуры работника -"пчелы", как правило, много времени и сил не занимает: слишком уж велик и разнообразен спектр возможностей для злоупотреблений. От классически известных "мертвых душ" до такой наиболее типичной на сегодня схемы обмана работодателя, как использование в финансовой деятельности предприятия партнеров, находящихся под контролем ответственного работника.
Исполнители получают, например, заказы на поставку сырья, на реализацию изготовленной продукции, обслуживание чего-либо и так далее. При этом условия, предлагаемые им, могут быть заведомо невыгодны для предприятия, но выгодны для того, кто непосредственно отвечает за это направление.
Нередки также и случаи, когда обманывают, манипулируя отчетностью. Например, занижая прибыль и завышая понесенные расходы. Для владельца проверить финансовую документацию своего предприятия без привлечения экспертов крайне сложно: не всякий бухгалтер сможет мгновенно разобраться в многостраничных отчетах.
Специалисты советуют, пожалуй, единственный способ выявить подобные злоупотребления - пригласить независимых аудиторов, которые проведут полную проверку финансовой деятельности.
Термин "мертвые души" с легкой руки Гоголя стал использоваться для описания вида мошенничества, в котором используются фиктивные (подложные) документы не существующих личностей. Однако, как известно, сам великий писатель вкладывал в это выражение еще один смысл - мертвость и косность душ как помещиков, выгодно продающих мертвых крестьян, так и покупающего их Чичикова, - то есть всех пытающихся извлечь из этого выгоду. Сегодня вместо помещиков мы имеем разного рода и уровня чиновников и руководителей компаний и предприятий, а в остальном, пожалуй все остается таким, как описывал великий классик.
Извлекать выгоду всегда и из всего! Максимальную выгоду - при минимальных затратах! - Разве не воровство идеально соответствует этому?..  Считая себя имеющим на это право и любыми средствами, включая обман!
Всему этому, конечно, учит нас рыночная экономика. Но неплохо бы вместе с этими уроками не забывать и еще один объективный исторический урок, проверенный годами на практике.
А он гласит следующее: какое-то время можно обманывать всех, кого-то можно обманывать всегда, но нельзя обманывать всех и всегда. Нельзя потому, что это самоуничтожению подобно и просто бессмысленно, ибо рано или поздно обман все-таки может быть раскрыт и наказан.
Факты мошенничества в сфере ЖКХ одного из районов, раскрыты и доказаны следственным отделом при районном ОВД. Мошенники понесли заслуженное наказание. Но сколько же у нас еще по России таких районов и предприятий?.. И сколько фактов остаются неизвестными?.. Меняется многое: вкладываются инвестиции, внедряются инновации, проводятся реформирования и модернизации, и т.д., и т.п… Но не меняется психология мошенничества: потребность и возможность украсть остается прежней. Современные Чичиковы это хорошо знают и периодически продолжают этим пользоваться.