Право на право выбора

Шарапов Александр
    День, как день, выходной. Новостные страсти, происходящие в мире, сильно не волновали, поскольку, в большинстве своем, подходили под рубрику «Им бы наши проблемы». Действительно, смешно слышать, что в Японии в угоду политкорректности думают исключить из сказок слова типа «гном» и «карлик», чтобы не травмировать души низкорослых людей. А в США из произведений Марк Твена намерены исключить слово «нигер», чтобы угодить афроамериканцам. Но как будет читаться «Приключения Тома Сойера», почему-то никого не волнует. Абсурд. Им действительно нечем больше заняться! Впрочем, и у нас хватает разного рода надуманных проблем, которые если и затрагивают кого-то, то уж не меняют ничего кардинально. Так проблемы ради новостей и сенсаций. Например, стоит ли хоронить тело Владимира Ульянова-Ленина? Важный вопрос. Может быть. Но думается ответ придет сам, со временем. Тело, в конце концов, захоронят, главный некрополь уберут с Красной площади, как и все остальные могилы уважаемых людей.  Но пока есть противники и их немало, пусть все остается, как есть. Чего копья ломать, да еще на общероссийском уровне, вовлекая большие слои населения? 
    У каждого человека в демократичном обществе должно быть право выбора. Это важно. Мы хотим иметь это благо цивилизации. Но, как часто бывает, что наши с вами права не имеют беззаговорочную форму, поскольку затрагивают права других людей, имеют тысячи ограничений в законах и правилах, связываются с бесконечными обязанностями, обрастают, что называется «салом», то есть «ты имеешь право, только надо сделать сначала вот это…». Короче, суммарно, мы с вами имеем не так уж и много прав, но за это живем в относительно правовом, демократическом государстве, и даже можем высказаться публично, не боясь за последствия.
    За все нужно платить. Только вот какую цену? Это вопрос часто повисает в воздухе. А уж когда наша свобода, право выбора доходит до абсурда, тут уж поднимается не только «гнев народа», но рука, чтобы посмеяться, а значит, избавиться, от бесчисленных недостатков нашей повседневной жизни.
    Звонок в дверь. Открываю. На пороге возникает женщина строгого внешнего вида. Сразу видно по делу.
  - Я из жилищной управляющей компании, - сразу начала женщина, не давая опомниться. – Вы переходите из ЖЭУ в частную компанию. Мы собираем подписи всех жильцов. Распишитесь вот здесь. – У меня под носом появился откровенно чистый бланк какой-то анкеты.
  - Подождите, насколько я знаю, должно быть, общее собрание жильцов на такое согласие. И потом, меня устраивает и мое старое ЖЭУ. – Я попытался донести до посетительницы свою мысль.
  - Вас всех не собрать, а время не ждет, - уже раздраженно продолжила женщина. Собрание уже было, но никто не пришел.
  - Если люди не приходят, значит, не хотят. Их все устраивает! Это их право выбора! А вы навязываете то, чего многие не хотят. И потом, вы даже не сказали в чем преимущества вашей новой конторы!
  - Вы что, телевизор не смотрите, газет не читаете. Зачем я буду повторять тысячу раз одно и то же.
  - Простите, как раз все плохое про таких, как вы, и пишут. И потом…
  - Мне некогда. Вы будете подписывать?
  - Чистый бланк? Вы издеваетесь? А если вы по моей подписи кредиты возьмете, квартиру продадите, эту, мою…
  - Хорошо, я вношу вашу квартиру в черный список. Ваши заявки будут выполняться по тому же остаточному принципу,  по которому вы относитесь к вашей новой управляющей компании. А так все равно будет, вне зависимости от вашего согласия.
  - Зачем, тогда, вам нужна моя подпись? Зачем вы тратите на меня ваше драгоценное время? – Вопрос повис в воздухе.
    Женщина с недовольным видом удалилась. Я долго «обтекал». Понятно, что, даже не поставив свою подпись, все равно ты получишь эту радость, это счастье в лице новой частной управляющей компании. У меня нет времени и сил с этим бороться. Да и, вдруг, правда, будет лучше. Но такая навязчивая форма перехода меня совсем не устраивает.  Хотя и их можно понять. Нас много, таких уников, целый дом! Попробуй всех обойти. Уже на третьем жильце  сорвешься. Но ведь я не приглашал! Зачем же так с нами?
    С этими мыслями я задремал на диване. Звонок  в дверь. Открываю.
  - Вот, электрики мы, по вызову.
  - По вызову? Мальчики?
  - Что-то?
  - Да, так, о своем, о «женском». Видите ли, а я никого не вызывал: ни мальчиков, ни девочек, ни электриков, ни сантехников.  У меня все хорошо.
  - Так, так. Не вызывали, значит. И вам ничего не нужно?
  - Нет, уж извините. Как-нибудь в следующий раз.
  - Распишитесь, что мы у вас были, что вызов ложный.
  - Почему ложный? Ведь не было никакого вызова! Я не звонил!
  - Это вы ни к нам, разбирайтесь с начальниками. У них головы, а мы – руки.
  - Извините, но руки без головы не очень ценятся. Без головы все части тела бесполезны.
  - Ладно, умник, разбирайся, а нам надо идти.
    Они ушли, не обещая вернуться. Звонок по телефону.
  - Алло, слушаю.
  - Такси, белая десятка, пять семь, девять стоит в ожидании.
  - Но я не вызывал!
  - Не морочьте голову, такси у подъезда.
  - Девушка, барышня, милая, я не заказывал, честное слово. Вы ошиблись.
  - Да? Что ж такое… А вы не могли бы спуститься вниз, к водителю. Он у нас нервный, а уже второй раз его на ложный вызов посылаю. Объясните ему все, пожалуйста, а то он меня не поймет.
  - Ладно, попробую. Опять ложный. Это уже система!
    Спускаюсь, объясняю, получаю порцию негатива. Машина уезжает. Что за день! Снова звонок в дверь.
  - Здравствуйте, спаси и сохрани, вас Господь.
Стоящие на пороге бабушки с религиозной литературой в руках покорно ждут моей реакции, чтобы продолжить свои заготовки.
  - Бабушки, я – атеист. У меня нет времени на вас и вашу секту, извините.
  - Приходите в наш центр, ваша душа в опасности…
  - Извините, о душе я подумаю сам. До свидания.
    Я закрываю дверь, но тут же вздрагиваю от телефонного звонка.
  - Александр Валерьевич?
  - Да.
  - Турагентство беспокоит. У нас есть договор с вашими работодателями. Поэтому мы можем и хотим организовать ваш отдых на достойном уровне с большими скидками, буквально даром. Что вы скажете про отдых на берегу великолепного озера в центральной части России в январе месяце?
  - Извините, но я собирался ехать не в центральную часть, а на юг, и не в январе, в июле. А это большая разница.
  - Это мы уладим. Вы подумайте, на вас уже и путевка оформлена, вылет уже через неделю! Радуйтесь, счастливчик!
  - Спасибо за заботу. Я уж как-нибудь сам. У меня другие планы.
  - Вы отказываетесь?
  - Да.
  - Зря, зря. Даром. Ну, что ж. Вам надо прийти к нам, написать заявление об отказе.
  - У меня нет времени и желания! С какой стати я должен ходить к вам? Уж мое-то личное время, оставьте мне!!!
  - Извините, но таковы правила. Иначе у вас вычтут за путевку из зарплаты. До свидания.
    Тысячи чертей! Почему меня не оставят в покое! Почему мне навязывают то, чего я  не просил! Зазвонил сотовый.
  - Извините, это сервис по ремонту машин. У вас были претензии по ремонту вашего автомобиля в нашей компании?
  - Да, были. Но уже все сделали, я доволен, теперь претензий нет.
  - Мы извиняемся за причиненные неудобства и хотели бы, в качестве компенсации, предложить вам некоторые бонусы.
  - Очень умное и взвешенное решение, - устало произнес я.
  - Вам следует подойти в наш центр для оформления.
  - Девушка, на улице зима, холод, да и некогда мне. Позвоните весной, извините, - отключился я, думая, что на сегодня событий достаточно. Но телефон явно «вошел в раж».
  - Здравствуйте, Александр Валерьевич?
  - Да.
  - Это похоронная компания «Счастливого пути».
  - Веселенькое у вас название. Слушаю вас.
  - Мы заключили договор с администрацией города на обслуживание вашего района. Наша компания всегда думает о будущем своих потенциальных клиентов. В рамках проекта «Без суеты» мы подобрали вам уютное местечко на городском кладбище.
  - А кто вас просил, - теряя дар речи, выпалил я в трубку.- Я не собираюсь умирать в ближайшее время. Более того, считаю, это существенной приметой для Судьбы! Как только находится спокойное место, душа начнет туда стремиться! Я шучу, но мне не до смеха! Вы там с ума посходили!
  - Это нормальная западная практика. В этом нет ничего странного.
  - Запад нам не указ! До свидания!
  - Минуточку, а отказ, надо оформить отказ! За вами забронировано место, а вы им не собираетесь воспользоваться! Непорядок.
  - Хорошо, я – отказываюсь умирать, официально!
  - А подпись, а число. Вы что маленький. Приходите, распишитесь.
  - Ага, побежал, сейчас вызываю такси! Ждите…
  - Понял, вас, ждем, до встречи.
    Ну, что за люди! Испортили весь выходной! И на тебе, снова звонок в дверь.
  - Кто там, - уже насторожено спрашиваю я.
  - Пицца, заказывали?
  - А никого нет дома, - в ярости отвечаю я, и… просыпаюсь на диване в холодно поту.
    Ух, сон. Это был сон! Живу, никуда не надо идти! Здорово! Жизнь не такая уж скверная штука. Я успокаиваюсь, разворачиваю газету. Их нее выпадает листочек-уведомление о том, что с такого-то числа у всех жильцов дома появится возможность смотреть двадцать четыре общероссийских канала за очень смешную цену. Оплата будет осуществляться автоматически в квитанции за квартиру. Нежелающие пользоваться данной услугой должны прийти в управляющую компанию лично и оформить отказ письменно.
    И это уже не сон…

Коллаж Ксении Сергеевой   
                2011