Дориан Грей

Лилия Внукова
 Фильм "Дориан Грей" (2009), Великобритания.
"«Дориа;н Грей» (англ. Dorian Gray) — художественный фильм Оливера Паркера, снятый по мотивам романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Сценарий фильма написал Тоби Финлэй (это его первый сценарий). Главную роль в фильме исполняет Бен Барнс. Премьера фильма состоялась в Великобритании 9 cентября 2009 года. Премьера в России 4 февраля 2010 года."
(*из Вики)

Книгу я, конечно же, читала... Хотя я люблю прозу и стихи Уайльда, особенно его сказки, но в Дориане с первых страниц трудно было миновать эти авторские особенности -- например, как юный Дориан, рассыпав золотистые волосы, рыдает на диване о проходящей красоте... После разговора с Генри... Но постепенно роман этот показался очень интересным, и такие мелочи стали попадаться всё реже. Действительно -- философский роман. К концу книги -- всё более и более страшный... И ещё, в своё время, я читала такую меткую фразу о стиле Уайльда -- что мы (не англичане) знакомы с его творчеством, с его великолепным отточенным словом "сквозь тусклое стекло перевода" ))) ...

 Узнав о фильме, я подумала, ну и где же они возьмут эталон английской красоты, описанный Уайльдом? Фильм делали англичане. Замечательно, что англичане! Актёра они нашли -- интеллектуала, музыканта (играет на фортепьяно и барабанах), с университетским образоанием (англ. литература), из семьи докторов по психиатрии и психологии... И ещё в начале фильма указали -- "по мотивам произведения Уайльда". Здесь они, на мой взгляд проявили свою английскую чопорность. Да, расширили сюжет, ввели новые персонажи, вернее, актуализировали некоторых, и фильм называется "Дориан Грей" а не "Портрет Дориана Грея" (книга)  -- но сам стиль, саму идею Уайльда не тронули, а лишь подали ярче. Ну ладно, пусть будет "по-мотивам".

Сценарий интересный. Интересно то решение, что героем, можно сказать даже центральным героем, связующим всё и прошлое -- и настоящее, сделан неодушевлённый предмет -- дом Дориана, богатый старинный особняк в Лондоне...  "Проклятый старый дом!" -- в этом "Король и Шут" предвосхитили сценариста. ))) Всё выдержано в нережущих глаз серо-- синих -- коричневых тонах... Восхитительно-английских!)) Атмосфера соразмерности и вкуса.
Но фильм становится всё более и более страшным, по нарастающей, в геометрической прогрессии. Если вам хочется увидеть готику, и истинную Англию времени Викторианства, эпоху декаданса в Европе -- посмотрите "Дориана Грея"! В визуальном ряде (любви Дориана к актрисе) -- прозрачен мотив "Офелии" Милле, культовой картины прерафаэлитов. Культового образа женской красоты. Любви -- к умершему уже человеку...
Сама история Дориана рассказана с сочувствием к Дориану. Более очеловечен образ Генри, образ декадента, учителя этетства, эпикурейства: бери от жизни всё, ПОТОМ уже ничего не будет. Показано это разочарование Генри в женщинах, и вновь очарование, значительно позже  -- в лице собственной дочери... ))) Сама Женщина предстаёт в фильме во многих образах. Это и распутные девки тёмных кварталов Лондона (которые показаны со всей безжалостностью Диккенса...), и Венера -- ЗЛАЯ богиня дорогих бедламов (каковой она, действительно, являлась -- злой богиней, не доброй), и мёртвая Офелия (в лице юной актрисы), 
и, наконе, дочь сэра Генри, эмансипированная оригинальная девушка, курящая пахитоски курсистка )) Все женщины в фильме различны и особенны, все -- красивы, каждая по-своему, и оттого живо. Курсистка и воительница за права женщин, на поверку, оказывается особой романтической  и страстной...  Настоящей жемчужиной.
Но -- тема "за грехи отцов" -- здесь одна из центральных. По-сути, и Дориан страдает "за грехи отцов", и его возлюбленная -- так же. Можно, конечно,  спросить с усмешкой:которая из возлюбленных?  На самом деле она была одна,та, которую он встретил в самом конце своей жизни, уже будучи существом совершенно искалеченным.
Женщина и здесь показана сильной, сильнее мужчины (в чисто-кельтских традициях))  -- "не разомкнула рук, не покорилась феям...."(шотл.баллада "Тэм Лин"). В одной из сцен Дориан ищет у неё спасения, словно ребёнок, и находит его, и остаётся ей глубоко благодарен. Так же как поседевший  лорд Генри говорит с гордостью --"Она моя дочь", Дориан не может не сказать -- "Она моя истинная  любовь".
Фильм заканчивается не однозначно, в традиции готических романов (впервые этот жанр появился именно в Англии))  -- проклятие продолжает быть. И Проклятый Старый  Дом продолжает стоять на прежнем месте...

В фильме, разумеется, есть эротические сцены. Но их ровно такое колличество, какое должно быть.И хорошо то, что актёр, выбранный на роль Дориана, выглядит действительно юным. у него руки юноши. Его красивые руки показаны, например, в игре на фортепьяно, живой игре, самим актёром. Это значимая деталь. Лицо можно загриммировать, руки -- нет.

В роли лорда Генри --  Колин Эндрю Фёрт (англ. Colin Andrew Firth; 10 сентября 1960, Грэйшотт, Хэмпшир, британский актёр театра, кино и телевидения.В шестисерийном телевизионном фильме производства ВВС «Гордость и предубеждение» по мотивам романа Джейн Остин Фёрт сыграл главную мужскую роль — мистера Дарси.

В роли Дориана -- Бен Барнс, о котором писалось выше. Я посмотрела другие его роли -- из известных в основном в фэнтезийных фильмах, роли принцев (конешно)... И, видимо, все они не так легли к душе, как работа над образом Дориана. Сложная работа. Ведь нужно сыграть образ юноши с глазами старика, причём старика-сластолюбца.
Слоган фильма "Вечно молод -- проклят на веки" -- это по-сути прямой ответ на современное увлечение разнообразными вампирскими сагами. Есть в вечной юности Дориана элемент вампиризма, он постоянно говорит о себе -- "Я несу смерть", и первая смерть, которую он принёс -- своей матери.

Почему-то, в связи с фильмом, звучит необычайно запомнившаяся мне миниатюра Поля Верлена -- человека той эпохи.

"Поль Верлен
                Моя дочь
               
Ей одиннадцать лет, начало неблагодарного для девочек возраста, как говорят. Я больше не держусь этого взгляда -- и я прав.
Высокая, тонкая, с большой головой и неопроделённого цвета волосами, но глаза!... О, эти глаза, её глаза!
Она не красавица и даже не хорошенькая. Она даже чуть-чуть дурна собой, но так умилительно!
Она образованна, она шьёт как фея, и знает свой катехизис, как ангел. Её первое причастие будет прекрасно -- как она сама!
Когда она глядит на меня, во всём моём существе воцаряется мир чистой совести, блаженный для христианина, -- это золотой взгляд генерала на солдата, который только что выказал себя молодцом. ( Лилиан Кози*...)
У неё серые глаза, и зрачки светятся, как острия стрел добрых канадских дикарей, которые ещё говорят на языке Фенелона и св.Викентия; ресницы громадные и чёрные, как крылья ворона, трепещут словно голуби, и в порыве дочернего поцелуя взлетают и парят, как эти птицы.
Какая жена из неё выйдет! И, вероятно, какая мученица, увы! -- по милости какого-нибудь нотариуса и его любовниц, и его сигар, и своего скрытного сердца, гордящегося жертвой!
К счастью, она никогда не существовала, и, вероятно, уже никогда не родится." 


Роман "Портрет Дориана Грея" экранизировался многократно.
Вообще, конечно, Оскар Уайльд канонизировался при жизни, и гремел на сцене (правда, во Франции. В Англии о нём долгое время стыдливо молчали). И современному искусству, с его тенденциями, просто невозможно пройти мимо творчества Уайльда.