Записки Странника, части 8-9

Александр Сивухин
008. Легкий шок.
На следующее утро я наблюдал такой спектакль.
Ина показывала пальцем на себя и говорила:
- ВАТАСИ ВА ИНА ДЕС.
Дикарка повторяла за ней:
- ИНА ДЭС.
Потом Ина показывала пальцем на девушку и говорила:
- АНАТА ВА АКИ ДЕС!
Та послушно повторяла:
- АКИ ДЕС.
Оказывается, Ина уже придумала нашей пленнице имя  - Аки.
А что, красивое имя. Так и будем звать нашу дикарку.
Только теперь она уже не дикарка. После введения сыворотки наша девушка, спустя сутки, в буквальном смысле превратилась в человека разумного! Если все пройдет удачно, в чем я не сомневался, будем проводить вакцинацию всего племени.
Сейчас посмотрим в памяти "Умника", что же означает это слово?
Ой! Как интересно!  АКИ - это "осень". Хорошее, красивое имя.
А что же означает тогда мое имя - СЭН?
Вижу на экране, что слово  СЭН имеет несколько значений: "будущее", "линия",  "тысяча", "запальная свеча", "затычка"...
- Ну, спасибо, "Дядя", тебе за "затычку". Хорошо, что молотка рядом не оказалось, а то бы я тебе показал затычку!...
Но, вместе с тем, мне было лестно, что мое имя так разнообразно в переводе.

                * * *
Смех смехом, а работать надо. Слов мало. Грамматика не доработана...
Пока Ина с Аки выясняли кого как зовут, мы после завтрака с Уно снова засели за глаголы.
Сразу возникло несколько вопросов.
Например, как выразить прошедшее время глагола? Как выразить отрицание в простом предложении? Как выразить просьбу, приглашение? Как выразить приказ? Как спросить где что-то находится? Масса вопросов.... Даже такой вопрос - как сделать речь вежливой? Мы же не дикари какие-то. Мы развитая цивилизация! Во всем надо стремиться к изяществу и совершенству...
С вежливостью мы разобрались сразу. Уно предложил у глаголов окончания на "У" заменить на "МАС". Он считает, что получится очень вежливо. Даже привел пример:
ВАТАКУСИ ВА САКАНА О ТАБЭМАС - я ем рыбу, о чем вежливо мне и сообщает.
Да, уж! Очень вежливо! Насмешил. Никакой разницы. А впрочем, почему бы и нет? Главное, как договоримся понимать. Когда услышим МАС, значит с нами разговаривают вежливо...
Так постепенно мы придумали все возможные чуткие варианты употребления глаголов в простых предложениях.
В конце концов, к утру следующего дня основной вариант грамматики и языка в целом, был практически готов. Мы понимали, что еще много придется уточнить, исправить, подправить, усовершенствовать. Но это можно будет доделать потом, в ходе плодовитого практического испытания.
Девочки наши уже вовсю болтали на отвлеченные темы.
Ина получала регулярно новые дополнения к тем данным, что мы ей отправляли раньше.
Мы с огромным удовлетворением слушали их разговор:
- КОНО РИНГО О ОИСИКАТТА ДЭС КА - это яблоко было вкусным?
Они еще некоторое время разговаривали, используя простенькие фразы. Да у них здорово получается! Лучше, чем у нас! Наверное, за счет практики. Пока мы ломали головы над грамматикой нового языка, они на нем уже говорили...
Никакой гипноизлучатель не потребовался. Просто нужен хороший учитель!
 А потом я услышал фразу, произнесенную Иной, которая повергла меня в легкий шок:
НИНГЭН-ВА МЭ-ДЭ МИТЕ, МИМИ-ДЭ КИЙТЕ, КУТИ-ДЭ ХАНАСИТЭ, ХАНА-ДЭ НИОЙ-О КАЙДЕ, АТАМА-ДЭ КАНГАЭТЭ, ТЭ-ДЭ ИРОИРО-НО МОНО-О МОТТЭ, АСИ-ДЭ АРУКУ...      
Я почти ничего не понял, что она сказала. Только два слова: АТАМА - голова; ТЭ - рука и еще частицу "ДЭ", которая обозначает способ действия... Ну, Инка, ты и даешь!.. Вот что значит практика и талант!
Тут я вспомнил, что Ина знает несколько десятков языков, да еще своих созданных у нее - два. Где уж нам с ней тягаться!
Пришлось идти на поклон к "Дяде" и попросить его перевести эту неугомонную фразу, уж он-то наверняка знает, ведь все кристаллы проходили через его память.
- Ага, опомнились, умники! - Саркастически произнес ИВК. - А еще молотком хотели меня шлепнуть. Теперь помощи запросили. В следующий раз знать будете, как со мной обращаться! Ладно, я не злопамятный. Слушайте.
НИНГЭН - человек, люди;
МЭ - глаза;
ДЭ - показатель способа действия;
МИТЭ - видит, от глагола МИРУ - смотреть;
МИМИ - уши...
- Стоп! Я догадался! Сейчас скажу! - Встрял в разговор Уно, - Люди видят глазами, слышат ушами, говорят ртом, нюхают (запахи) носом, думают головой, держат различные предметы руками и ходят ногами...
- Правильно! - Произнес "Дядя". - И не называйте меня больше железкой. "Дядю" я вам так и быть прощаю. Вопросы есть? Вопросов нет! Отключаюсь...
- Стой, стой! Есть вопросы!
- Давайте, только не долго...
- Скажи нам, "Дядя", что это за форма глаголов, где все слова заканчиваются на "ТЭ", да еще и корневая основа меняется, и кто это все придумал, неужели ты?
- А то кто же! Что бы вы без меня делали. Слушайте и запоминайте. Два раза повторять не буду!
И начал нам этот "Дядя" читать лекцию про глаголы, сам все примеры на экране рисует, мы с Уно только "МЭ" моргали, да "МИМИ" хлопали.
- Я - великий и всемогущественный ИВК, имеющий прозвище "Дядя" единственный в мире информкомплекс,  догадался применить к грамматике нового дикарского языка, который мои умники взялись конструировать, математические методы!
Все варианты применения глаголов в живой речи я разложил по полочкам, и, исходя из того, что глаголы в новом языке не изменяются по родам, числам, а времен только два, да еще такое условие, которое мои умники  поставили, что сказуемое всегда стоит на последнем месте в предложении,  вот что выяснилось!..
Во-первых, пришлось разделить глаголы по группам.
Во-вторых, в каждой подгруппе пришлось создать пять основных морфем с окончаниями: "А",  "И", "У", "Э", "О".
Запоминайте, умники! Это важнейший ключ к новому языку!
С помощью этих "основ" теперь будут образованы все глагольные формы!
А сейчас я вам расскажу один секрет! Запоминайте! Повторять не буду!
Это второй важный ключ к языку!
Когда я конструировал слова, я опирался на слоговую систему построения слов, используя звуки гласных фонем аборигенов: а, и, у, э, о, которые преобладали в их диких криках.
Йотированные гласные: я, ю, ё образуются из тех же исходных гласных: а, у, о. Они используются дикарями не меньше, чем основные.
Далее согласные. Основные: к, с, т, н, х, м, р. Дополнительные: г, д, п, б образуются из основных, путем озвончения или приглушения.
Таким образом, получаем в математической форме слоговую прямоугольную матрицу из сорока шести ячеек, где по вертикали идут гласные: а, и, у, э, о. По горизонтали: а, ка, са, та, на, ха, ма, я, ра, ва, н.
За счет озвончения и приглушения - еще шестьдесят ячеек.
Этого количества слогов вполне достаточно, с математической точки зрения, чтобы образовать несколько миллиардов слов!
С чем я и справился! И с чем вас поздравляю!
Только ваши жидкие мозги вряд ли могут оценить мои старания. Поэтому на первых порах вам придется ограничиться парой тысяч слов. Ха-ха-ха! Так вам и надо! Умники, тоже мне!
Ну, как, запомнили?
Для примера, ха-ха, приведу случай, когда можно применить один из вспомогательных глаголов - СУРУ - делать. Ни за что не догадаетесь!
Как будет на дикарском языке слово "любовь" ? Вспомнили?
Правильно!
Любовь на дикарском языке - АИ.
А как будет "любить" ? Ну, вот вы и замолчали! Не знаете? Очень просто!
Любить - АИ СУРУ...  Буквально - "любовь делать". Это СУРУ вам еще не раз потребуется. Ха-ха- ха... Слава главному моему создателю! Избавил меня от такой тяжелой работы - любить...
На этом "Умник - Дядя" замолчал и о чем-то задумался. А потом и вообще отключился. Наверное, про любовь загадку решал. Что же это такое? Любовь? 

009. Что же такое - любовь?
Прошло больше месяца нашего пребывания на этой дикой планете.
По-прежнему, каждое утро солнце поднималось из-за горизонта. У нас на Ольм два солнца. Эль и Кора. Здесь же одно навевало грусть и воспоминания о нашей понурой, родной планете.
Что мы видели в своей жизни? С трех лет начиная - учеба в начальной школе. Науки разные, занятия спортом, путешествия по иным планетам. Это двенадцать лет. Потом универс. Нам учиться там еще три года. Конечно, были разные приключения. Учеба нам нравится. Особенно путешествия по звездным мирам. Нам нравится наша будущая работа - миссионеров расселения разума во вселенной. В одной только нашей галактике миллиарды обитаемых планет. А во вселенной! Трудно представить... Работы на наш век хватит... 
А что такое любовь? Говорят, что это дается свыше... Мы не знаем. Читали, конечно, о любви романы, написанные талантливыми писателями. Что-то прекрасное! Может когда-то и к нам это придет...
Снова я отвлекся.
Пора было девочек вытаскивать из "Райского уголка".
Живут они там на всем готовом. Ни о чем не заботясь. Купаются, бегают, резвятся. Бегло разговаривают на новом языке. Ина знает, что мы видим их. Иногда язык показывала нам в видеокамеру. Ведь обе девушки бегают без одежды... 

                * * *   
Первые несколько тысяч новых слов мы загнали в свой мозг за пять минут, подключившись к информу.
С грамматикой еще предстояло повозиться. Но с простыми бытовыми темами, типа: "Что бы такое приготовить на ужин?" или "Пойдем отработаем несколько приемов на мечах", или "Давай слетаем к нашим друзьям - хинам, узнаем, как у них дела с языком продвигаются?" мы легко справлялись.
К друзьям мы не полетели. Еще рано. Вот закончим свой язык создавать, убедимся, что он работает. Тогда слетаем. Может что-то подскажут, дадут свои расцветающие, прилипчивые замечания.
Решили сначала привести в систему то, что уже наконструировали.
Полный отчет о лексике и грамматическим формам нового языка, который в окончательном виде был создан,  можно прочитать в моей  монографии, хранящейся в архиве комиссии по межпланетным контактам (КИМ)...