Записки Странника, части 6-7

Александр Сивухин
006. "Дядя" из чемоданчика...
Наши девочки несколько дней общались между собой с помощью жестов и мимики, продолжая жить вдвоем в импровизированной пещере, на берегу озера, которое мы создали по просьбе Ины.
Питались плодами, которые, по мановению волшебной палочки (синтезатора) ", сами вырастали" на деревьях.
А я и Уно приступили к созданию словаря нового языка.
Для кодировки информации в комбинации звуков мы использовали портативный ИВК - информкомплекс, которого в шутку называли "Дядя".
Это был удивительный электронный мозг, который находился в маленьком чемоданчике. Если его раскрыть - появлялся экран для вывода информации и несколько рядов кнопок управления. Мы могли с информом разговаривать, спрашивать и задавать разные вопросы.
"Дядя", как и человек, если над ним пошутить, мог обидеться. Иногда он шутил над нами, но мы на него не обижались. На изделия, не имеющие души, не обижаются.
В этот ИВК мы ввели данные о фонемах голосов аборигенов.
Сначала дали ему задание создать слова общей лексики, которые бы пригодились дикарям в первую очередь.
- Скажи-ка, "Дядя", ведь не даром, сидим под пальмой с ... Придумай нам новые слова, которые бы означали на дикарском языке: кушать, яблоко, рыба, большой, ловить,...
Прошло десять минут. Наш умник "Дядя" долго думал, потом вывел на экран и начал читать электронным голосом:
- Есть, кушать - ТАБЭРУ; яблоко - РИНГО; рыба - САКАНА; большой - О:КИЙ; ловить - ТОРУ; рука - ТЭ,... и так далее...
Всего около пяти тысяч комбинаций из тех морфем, которые были образованы  фонемами сохраненных на кристаллах.
Мы не стали ждать, пока "Дядя" прочитает все пять тысяч слов:
- Стоп! Стоп! Больше не читай! Остальные сохрани в памяти и жди вызова!
- Умники, я для кого старался? А почему теперь вы меня даже слушать не хотите?!..
"Дядя" обиделся, что его прервали,  замолчал и отключился...

                * * *
Из всего количества новых слов, мы отобрали наиболее важные, способные описать ловкую жизнь аборигенов, несущие информацию о предметах, их признаках, о разных производимых действиях, а также короткие комбинации,  которые могли бы служить в качестве вспомогательных слов. Рассортировали полученные слова на существительные, прилагательные, глаголы, вспомогательные слова, частицы...
Мы старались создать язык по возможности простой и удобный.
У существительных мы вообще избавились от признаков рода и числа, а  сказуемое решили ставить всегда в конец предложения.
Так проще работать с глагольными формами. Их тогда можно не изменять. Аборигенам должно понравиться!
Вот, для примера, предложения, построенные по такому принципу:
"Я рыбу ловить...", "Я красивый цветок давать...", "Ты яблоко кушать..."
 Как просто! Ведь все понятно! Главное - передать смысл, точнее - мысль, желаемую выразить.
Непривычно, конечно, поначалу может показаться.
Но и это еще не все. Потом было много воплощенных идей по грамматическим формулам, которые приходилось изобретать на ходу заново...

007. Гениальная идея Уно!
Так, чья очередь на кухне дежурить? Опять мне...
Уно убежал к морю на рыбалку. Сказал, что ему надоела синтезированная пища. Хочется чего-то настоящего
А, кстати, как там наши девочки в пещере поживают?
Им хорошо! Искупались в озере. Пообедали бананами и яблоками, закусили виноградом, хлебнули водички из родничка и завалились спать в пещере...
Наша дикарка быстро привыкла к новому образу жизни. Они с Иной по-прежнему общаются знаками. Нас огорчало то, что наша пленница к любым словам оставалась равнодушной. За три дня, что она прожила бок о бок с представительницей высшей цивилизации (впрочем, она об этом даже не догадывалась, думая наверное, что это одна из девушек соседнего племени), наша дикарка не выучила ни одного слова.
Ина пыталась научить ее говорить простейшие слова: я, ты, дай, пей, рыба, вода, трава...
Ничего не получалось. У нашей пленницы начисто отсутствовало осмысление комбинаций звуков. Только самые простейшие звуки наподобие рычания, хохота, визга, шипения  для нее что-то значили.
Мы особенно и не надеялись, что быстро все получится. Не первый раз. Были случаи в истории некоторых планет, когда человеческого детеныша воспитывали дикие звери. Став взрослыми, эти дети уже не могли научиться говорить.
Наши ученые разработали метод мнемонического кодирования с помощью гипноизлучателей, когда на бессознательном уровне происходила запись в память мозга информации, где определенные образы соотносились с комбинаций звуков.
Но и это еще не все. Нужна была специальная сыворотка, которая на генном уровне меняла нейронную структуру мозга, позволявшую запоминать многие тысячи слов, связывать эти слова, комбинации звуковых кирпичиков, в более крупные блоки - предложения, одновременно сопоставлять с образами образуя мысли.
Такая сыворотка была создана инженерами генетиками нашей планеты. Прививка этой сыворотки творила чудеса.
Человеческий мозг превращался в мощную вычислительную машину, мгновенно перерабатывающую информацию с помощью речевого аппарата в звуки и наоборот звуки с помощью слухового аппарата в информацию. Овладев речью, человек автоматически превращался в хомо-сапиенс, человека разумного. Так происходило расселение разума в космическом масштабе.
И это еще не все. Оказалось, что такая прививка, превращала в разумное существо любого зверя, животного, птицу, если у таковых имелся мозг и речевой  аппарат (пусть даже и примитивный).
На некоторых планетах галактики, там, где не было человекообразных существ, но которые были заселены разными животными, провели в некоторых стаях вакцинацию этой сывороткой. Спустя столетия, получалась раса разумных, например: волков,  лошадей, рыб, птиц... (см. записки Свифта)
Навыки обучения речи, тот же разум передавались затем по наследству из поколения к поколению.
Да, да: "В начале было слово!"...

                * * *
Вернулся Уно с рыбалки. Принес рыбину, огромную. Я его спросил, как же он рыбачил без удочки?
Он мне ответил, что обернулся дельфином, поплавал в удовольствие, поймал САКАНУ своей зубастой пастью, подплыл на отмель к берегу, превратился в ХИТО, рыбину изо рта подхватил ТЭ ДЭ и отправился домой. Вот и вся технология...
Пришлось мне идти на кухню, жарить САКАНУ.
После того, как мы жареную САКАНА ТАБЭРУ, попили МИДЗУ, то отправились дорабатывать свой новый язык. Время поджимало.
Ина нас поторапливала. Мы ее хорошо видели и слышали. Когда она обращалась к нам, дикарка застывала, как каменная, вслушиваясь в плавные звуки речи, но ничего не понимала.
Был момент, когда Ина запела красивую песню. Что тут началось! Дикарка бросилась обнимать нашу помощницу, у нее из глаз текли слезы. Это было что-то невероятное. Такое сильное впечатление произвела песня.
 Срочно нужна была речь, язык!
Когда же будет готова грамматика языка? Пора всерьез заняться обучением нашей пленницы! 

                * * *
Так мы развлекались некоторое время.
Дежурили с Уно по очереди на кухне. Во время перерывов в работе, мы бегали к морю.
Основная работа заключалась в создании грамматических правил и классификации лексики нового языка,
Глаголам решили оставить только настоящее время и прошедшее.
Мы долго  спорили, но я убедил Уно, что будущее время для глаголов можно не использовать, и так все ясно, поскольку легко догадаться - действие будет происходить в настоящем времени или в будущем.
После бурных дебатов, охрипнув, решили отдохнуть, попить кофе... И вот тут Уно высказал гениальную мысль!
Для того чтобы выделить вопросительное предложение, он придумал ставить в конце каждого вопросительного предложения частицу "КА". Это гораздо проще, чем выражать вопрос интонацией, как это принято в нашем языке.
Например, мы говорим: "Ты идешь?"  За счет интонации строим вопрос. А если мы говорим: "Ты идешь". Это уже не вопрос. Очень сложно понять. Обязательно надо менять интонацию.
У нас получилось проще! Если есть частица "КА", значит это вопрос!
Нам так понравилась эта идея с частицей "КА", что мы целый день играли с Уно, везде применяя эту частицу, ко всем вопросам  добавляя - "КА".
- Ты идешь купаться КА?
- Сколько дней мы уже на этой планете КА?
- Ты хочешь есть КА?
- Журнал наблюдений заполнил КА?
Порой доходило до смешного:
- Как там наши девочки КА?...
- А ты что, уже влюбился в дикарку КА?
- А тебе какое дело КА?... Сам, наверное, влюбился КА?

                * * *
Однажды я заглянул в камеру, где наши девочки находились. Они уже проснулись. Полезли на дерево за бананами. Видно тоже проголодались.
Пора было действовать более решительно! Я нажал кнопку. В этот момент в камере, в импровизированном лесу прокричала птица.
Это был сигнал на разрешение прививки сыворотки знаний.
Ина знала что делать. Сначала она погрузит дикарку в гипнотический сон, потом, когда девушка заснет, Ина введет ей сыворотку в руку. Это совсем не больно. Ну, с Богом...
Утром, когда наша пленница проснется, она уже будет способна воспринимать слова и смысл в них заложенный. Тогда можно начинать учить ее говорить. Этим займется Ина. Потом мы подключимся.
Все распечатки с кристаллов с новыми словами и грамматикой, какие мы успели придумать с помощью нашего "Умника", я передал Ине на кристалле. Кристалл в камеру отнесла "мышка". Да! Снова Уно! Ему понравилось превращаться то в одного зверя, то в другого, то в рыбу, то в птицу...
На этот раз он обернулся мышкой, схватил кристалл с записями в зубы, и был таков. Пробравшись в камеру, там он незаметно передал кристалл Ине. Далее все было делом техники. Прочитав кристалл, Ина уже знала все по новому языку, пока еще, правда, не до конца готового, но для первых уроков вполне пригодного.