Шуман

Константин Рыжов
Роберт Александер Шуман родился в июне 1810 г. в Цвиккау (Саксония) в  семье совладельца книгоиздательской фирмы «Братья Шуман». С самого детства он был  окружен особым вниманием. Родители не жалели ни средств, ни сил, чтобы дать сыну блестящее образование. В шесть с половиной лет Роберт  стал посещать частную школу. В семь лет  он начинает брать уроки фортепьянной игры  у музыкального педагога Кунтша и одновременно приступает к изучению языков – сначала латинского, затем французского и греческого. В девять с половиной лет Роберт становится учеником Цвиккауской гимназии, которую оканчивает  в 1828 году. Музыка уже в те годы была для Шумана на первом месте. Он обожал  импровизировать на фортепьяно и играть в ансамблях, а из своих друзей-сверстников организовал домашний оркестр. В 1830 г. он оставляет университет, что бы отныне без остатка посвятить себя музыке.

Шуман переезжает в Лейпциг и поселяется в доме известного фортепьянного педагога Фридриха Вика, который взялся руководить его музыкальным образованием. Это был человек  воли, неуклонного стремления к цели, жесткий, порою грубый в манере обращения. Деспотизм наставника тяготил Шумана. К тому же он далеко не всегда следовал рекомендациям Вика. Планомерная тренировка  пальцев казалась ему  непереносимо  медлительной. Чтобы  ускорить дело, Роберт изобрел собственный прибор, который применял во время ежедневных упражнений. Он хотел как можно скорее достигнуть независимости  отдельных пальцев. Результат, однако, получился совсем не тот, на который он надеялся: образовалось растяжение  сухожилия одного из пальцев, затем болезнь охватила всю кисть правой руки. О карьере пианиста-виртуоза пришлось забыть. С середины 1831 г. Шуман обратил все свое внимание на занятия композицией и вскоре начинается необычайно яркий расцвет  его творчества.

В немалой мере подъему творческих сил юного композитора содействовало горячее и глубокое чувство  к дочери своего наставника  Кларе (Жозефине) Вик. Талантливая пианистка, с детских лет проявившая свое незаурядное  дарование, она отвечала Шуману взаимностью, их связывало глубокое духовное родство. Когда Шуман поселился в доме Вика, Кларе было всего одиннадцать лет. Их отношения носили тогда платонический, дружеский характер. Предметом страстного увлечения Шумана стала в 1834 г. одна из учениц Вика Эрнестина фон Фриккен. Между ней и Робертом завязался роман, который привел вскоре к тайному обручению. Однако уже в 1835 г. последовало охлаждение. Зато любовь к Кларе крепла с каждым днем. Молодые люди готовы были связать свою судьбу, но на пути их счастья стал суровый и непреклонный  Фридрих Вик. Он полагал, что материальное положение Шумана будет непрочным, а главное – не хотел терять те доходы, которые приносили ему концертные поездки дочери. В 1836 г. Вик грубо отказал Шуману от дома. Вся вторая половина 30-х годов прошла в мучительной, упорной, бесконечной борьбе молодых людей с Фридрихом Виком. Лишь в 1840 году, пройдя через испытания судебного процесса, Роберт и Клара смогли, наконец, обвенчаться.

Бурный поток замечательных фортепьянных произведений отразил необычайное богатство и редкую силу чувств, владевших Шуманом в пору расцвета  его любви к Кларе Вик. Необычайная взволнованность, горячая эмоциональность произведений того времени в громадной мере  объясняется тем, что они рождались в атмосфере безудержного порыва, страстной тоски, напряженной борьбы и томительных мечтаний, которыми был охвачен Шуман. Его творческая энергия была тогда столь велика, что не могла быть исчерпана лишь сочинением музыки. Вместе со своими друзьями (это объединение получило название «Давидсбунд») он начинает в 1834 г. издание  «Новой музыкальной газеты» и на протяжении  десяти лет остается ее главным редактором, и автором очень многих статей. Газета повела борьбу против  сухого ремесленничества, цеховой замкнутости и самодовольного филистерства в музыкальном искусстве, за все одухотворенное, новаторское, талантливое, что существовало,  и должно было оставаться в нем во все времена.

Те же мысли и чувства запечатлел Шуман в своих фортепьянных произведениях, которые по праву считаются наиболее своеобразной и самобытной  частью наследия композитора. Именно здесь его оригинальный, смелый и поэтический дар воплотил себя с наивысшей силой. В 1831 г. Шуман создает новый жанр – программный цикл фортепианных миниатюр, связанных в единое целое общим поэтическим замыслом, и родственным музыкальным материалом. Первыми образцами такого цикла стали «Бабочки» и «Карнавал».

«БАБОЧКИ». Толчком к созданию этого шедевра послужил  роман «Озорные годы» любимого писателя Шумана Жана Поля. Кульминацией этого произведения была  сцена костюмированного бала, и именно ею навеян весь опус Шумана. Цикл открывается романтически-мечтательным вальсом «любовного упоения». Это одна из главных музыкальных тем цикла. Следующие пять номеров – беглые зарисовки маскарада. Во втором номере – общее впечатление от блестящего зала, от пестрого мерцающего пламени свечей, от праздничной суеты. Третий номер выдержан в духе  старомодного немецкого вальса. В четвертом номере вниманием завладевает Арлекин, дразнящий всех колкими шутками. В пятом номере - полонез. Седьмой   номер содержит две крошечные жемчужины шумановской лирики: обаятельно-наивную песню  и нежный танец. Обе темы красиво приглушены, чуть призрачны,  как мелькнувший  среди грубо реальной суеты бала туманный образ женской души. Восьмой номер – вальс, близкий к образцам Шуберта. Девятый номер соединяет в себе  вихрь страстной тоски и любовного нетерпения. Десятый номер – медленный вальс, в котором сквозь  светскую холодную учтивость просвечивает тончайшая задушевность. Номер одиннадцатый – второй полонез, кульминация внешнего блеска бала. В финальном номере цикла примитивное  демонстративно соединено с самым возвышенным -  тема романтического вальса любви-красоты  звучит вместе с глупо-смешным  «Гросфатером». При этом «Гросфатер» упрямо постоянен, а образ романтического вальса постепенно  расплывается и тает.  На башенных часах бьет шесть. Шум бала стихает, и, наконец, исчезает вовсе…

 «КАРНАВАЛ» (1835). Когда слушаешь составляющие этот цикл фортепианные миниатюры, кажется, что перед тобой  проносится  неудержимый, связанный воедино невидимыми нитями,  поток жизни – бурный, стремительный, насыщенный неожиданными событиями, встречами, впечатлениями. Кажется, что это и впрямь картина карнавала. Цикл открывается «Преамбулой», рисующей картину праздника - торжественного и суетливого, пронизанного ярким весенним настроением, но вместе с тем порой окрашенного в волнующие, лирические тона. Появляются  широко известные персонажи итальянской  комедии масок – ленивый, неловкий Пьеро, остроумный, блистательный Арлекин, кокетливая Коломбина, танцующая со старым, словоохотливым Панталоне. Но рядом с ними неожиданно возникают музыкальные кумиры - неистовый, феерический виртуоз Паганини и чарующий, изысканный Шопен. А вот и сам автор, представленный в двух своих ипостасях – то капризный и «взрывчатый», то мягкий и мечтательный. И тут же «Эстрелла» и «Киарина» - два романтических вальса, запечатлевшие образы пылкой, восторженной Эрнестины фон Фриккен (первой возлюбленной композитора) и мягкой, задушевной Клары Вик. Наконец в финале все Давидсбундлеры, охваченные  боевым порывом, торжественным маршем выступают  против тупиц-филистеров, охарактеризованных старомодным  танцем «гросфатер». В «Карнавале» с громадной силой раскрылся чудесный лирический  дар Шумана, умеющего  проникать  в самые потаенные  уголки человеческого  сердца, и его необыкновенно мастерское владение  жанром характеристического  музыкального портрета.

 За этими двумя циклами Шуман создает «Давидсбундлеров» и «Симфонические этюды» (в этом опусе композитору удалось средствами фортепиано передать  звучание разных инструментов оркестра – то скрипки,  то деревянных духовых, то медных духовых») и, наконец, самый любимый фортепианный цикл Шумана «Крейслериана» (1838), навеянный новеллами Гофмана.

В обширном творческом наследии Шумана 40-х гг.  выделяются несколько  вокальных опусов, сравнимых по степени совершенства с его знаменитыми фортепианными сочинениями. Написанные на стихи знаменитых поэтов (Гёте, Шиллера, Гейне, Байрона, Бёрнса, Шекспира) они так же объединяются в небольшие циклы.  Особенно важным в творчестве Шумана стал 1840 г., когда он один за другим создал три песенных цикла, и в их числе такой поэтический шедевр как «Любовь поэта» на стихи Гейне. Тогда же, в сороковых годах Шуман испытывает влечение к крупным инструментальным формам и сочиняет четыре симфонии. Однако, он не достигает в них той ясности, глубины и оригинальности, которые отличали его фортепьянные миниатюры. Он берется и за крупные вокальные композиции, пишет оперу «Геновева» и пять ораторий для музыкального театра («Фауста» и «Манфреда» по произведениям Гёте и Байрона). Однако ни одно из его крупных вокальных произведений (за исключением увертюры к «Манфреду») не завоевало популярности ни при жизни композитора, ни после его смерти.

В 1843 г. в Лейпциге открывается консерватория. По просьбе Мендельсона Шуман взял на себя руководство классом  фортепиано, а затем так же классами сочинения и чтения партитур. В 1844 г. он переезжает в Дрезден, а в 1850 г. перебирается в Дюссельдорф, где занимает должность городского режиссера. В 1853 г. из-за конфликта с дирекцией городских концертов, Шуман подал в отставку. К этому шагу принудило его также резкое ухудшение здоровья и начало душевного недуга. Он все чаще погружается в депрессию, им овладевает чувство отчаяния  и безысходности. В 1854 г. Шуман попытался покончить с собой (бросился в Рейн; из воды его вытащили оказавшиеся поблизости рыбаки). После этого композитора поместили  в частную психиатрическую лечебницу в Бонне, где он находился до самой смерти, последовавшей в июле 1856 г.

Романтизм http://proza.ru/2010/08/18/281