Прогулка в ленинградское детство

Людмила Либерцева
Туристы из Великобритании написали на туристическом форуме, что у нас очень редко улыбаются, и что их широкие улыбки прохожие  провожали взглядом с удивлением. Они пишут: "Позже мы выяснили, что здесь считается невежливым улыбаться тому, кого не знаешь, так как это означает, что вы находите человека забавным и насмехаетесь над ним". :)))

И действительно, с каких бы это дел улыбаться направо и налево? Не принято у нас так.  Даже в детстве, когда я бродила по ленинградским улицам с кем-то из сверстниц, то если улыбалась, так либо своим каким-то мыслям, либо словам подружки. И, конечно, мы даже не замечали, провожает ли нас кто-либо взглядом? :)  Мы и смеялись, если что-то смешное рассказывали друг другу, и хохотали, как это бывает, если "смешинка попала".
Я очень любила скульптуры медведей  на улице Достоевского у Механического завода Зигеля. Иногда я забиралась к ним на постамент и тоже обнимала железное дерево или гладила лапу. И мне иной раз прохожие грозили пальцем. И тогда я тут же спрыгивала.
А как замечательно было ходить вокруг "Круглого рынка" на углу улицы Марата и Разъезжей, там, за белыми колоннами теснилось много магазинчиков, в которые можно было зимой зайти и погреться. Потом там стал большой комиссионный мебельный магазин, где я впервые на стипендию купила зачем-то сервант вместо прекрасного антикварного буфета. :(

А на Коломенской я любила смотреть в детстве на рельефы лошадок, на стене дома. Там и сейчас ветеринарная клиника. Наша сумасбродная соседка тётя Поля отнесла  туда моего Барсика и усыпила ни за что, ни про что, а он плакал человеческими слезами, пока она несла его по Коломенской... И я стала обходить этот дом с лошадками. В школу я ходила через проходной двор с Коломенской улицы.  Этот двор переходил в другой двор и выходил на улицу Константина Заслонова, где моя школа.  В этом дворе жили мальчишки из нашего класса, и я часто попадала под обстрел снежками после школы. Иной раз бросив портфель, тоже начинала отстреливаться, и домой приходила в таком виде, что соседки провожали меня удивленными взглядами. Только щёки пылали!
 
На Большой Московской тогда не было памятника Достоевскому, но мне казалось, что писатель продолжает жить в своей квартире на углу Кузнечного переулка. Проходя мимо, я всматривалась в его окна, вдруг он выглянет из-за шторы?..  А в церкви Владимирской Божией Матери находились склады и станция скорой помощи, кажется так...

С улицы Марата по Кузнечному мы выходили на Лиговку, где жила подружка, в доме с балконами, заходили к ней, чтобы попить воды из-под крана. И если еще не поздно, шли в Сан-гальский садик. А вода у нас была самая вкусная! Это теперь в некоторых районах она припахивает болотцем, а тогда ничего подобного! И никакой горячей воды! Из под крана - самая вкусная вода, её мы любили пить с ржаным хлебом, натертым солью - это почти лакомство. А с монпансье - уж точно лакомство! Эти маленькие карамельки разной формы и цвета продавались в красивых жестяных коробочках, в которых мы потом хранили какие-нибудь безделушки.

Вчера мне приснился сон, что я очень поздно шла к себе домой на Разъезжую,туда, где жила в далёком детстве, а за мной какие-то люди: одна женщина и несколько мужчин уже не молодых. Я быстро поднялась по лестнице к себе на третий этаж, и они неспешно поднимались за мною. Я достала ключи, а ключи-то не подходят, они современные, теперешние. Стала звонить во все звонки, а мне не открыли.
И эти люди стали проверять у меня документы, а их у меня не оказалось с собой. Это были "дружинники" из того времени, и они повели меня в милицию на улицу Марата.
А я по мобильному звонила мужу и пыталась объяснить, что происходит, а он из настоящего времени ничего не понимал, а главное, что я там делаю, как там оказалась, и за что меня задерживают? Дружинники во все глаза смотрели на мой мобильник и перешептывались...
Я пыталась доказать, что я тут жила, вот имя моё на перилах.

А на перилах, на самом деле, всё еще видно вырезанное перочинным ножичком моё имя. Это Сережка из нашего двора вырезал, пока ждал меня с тренировки,тогда у него задачка не получалась...
Приснится же такое - путешествие во времени!